Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 13:25, контрольная работа
Актуальность данной темы связана с несколькими аспектами. С эволюцией человеческого общества происходит изменение всех форм жизнедеятельности. Развитие науки и техники, медицины и других неотъемлемо важных сфер общества приводит к тому, что нужно повышать эффективность образования. Глубокие изменения, происходящие в российском обществе, привели к тому, что образование переживает сегодня, по оценкам ученых и учителей, государственных и общественных деятелей, глубокий кризис, выражающийся не только в материально-финансовом оскудении, но и в неопределенности целей и содержания самого образования.
Цель работы - выявление наиболее сложных проблем современного образования в России и возможных путей их решения.
Введение
Тема моей работы «Реформирование системы образования в Российской Федерации».
Актуальность данной темы связана с несколькими аспектами. С эволюцией человеческого общества происходит изменение всех форм жизнедеятельности. Развитие науки и техники, медицины и других неотъемлемо важных сфер общества приводит к тому, что нужно повышать эффективность образования. Глубокие изменения, происходящие в российском обществе, привели к тому, что образование переживает сегодня, по оценкам ученых и учителей, государственных и общественных деятелей, глубокий кризис, выражающийся не только в материально-финансовом оскудении, но и в неопределенности целей и содержания самого образования.
Образование играет огромную роль в жизни человека и общества. Процесс передачи социального опыта и культурного наследия происходит через его механизмы. На первичной стадии образования, которая подразумевает детский сад и школу, закладываются основы мышления, создаётся необходимый базис для дальнейшего обучения. Высшее образование даёт человеку более глубокие и узкоспециальные знания, которые помогают ему стать специалистом в той или иной области.
Цель
работы - выявление наиболее сложных
проблем современного образования
в России и возможных путей
их решения.
Основная
часть
Реформы
в России редко совершались эволюционно,
чаще они становились революциями, от
разрушительной силы которых общество
впоследствии долго приходило в себя.
Особенно опасны революционные реформы
в сфере образования, ибо они претендуют
на системный слом сложившихся за десятилетия,
а порой и века традиций, убеждений, норм,
методик, организационных структур, консервативного
мышления правительства. Образование
касается глубинных оснований бытия государства,
нации, всего настоящего и будущего общества,
поэтому в реформировании образования
особенно необходимо чувствовать разницу
и грань между цивилизационными изменениями
и культурой, которая не может быть модернизирована
по воле реформаторов. В настоящее врем
традиционная учебно-методическая модель,
которая веками применялась в школах всех
типов и уровней, устарела. Если раньше
изменения, происходящие на протяжении
жизни одного поколения, были едва ощутимы,
то теперь они достигли небывалых масштабов.
Современный мир развития предусматривает
значительную социальную и профессиональную
мобильность, участие все большего числа
людей в созидании более совершенного
общества. Вместо авторитарного словесного
обучения, опирающегося на прошлое и основанного
на передаче и воспроизведении информации,
нам нужно образование, ориентированное
на будущее, развивающее инициативу и
самостоятельность учащихся, образование,
которое пробуждает у ученика интерес
и желание учиться дальше, учит его творческому
мышлению и решению проблемы, приучает
использовать огромные возможности «параллельного
образования» (например, средств массовой
коммуникации). Именно поэтому в постперестроечный
период появилась острая необходимость
реформирования образования, причем и
среднего, и высшего, и дошкольного. Начиная
с середины 90-х годов XX века Министерство
Образования РФ (ныне - Министерство Образования
и Науки РФ) проводит интенсивную политику
реформ. Бывший Министр Образования РФ
Владимир Филиппов в самом начале преобразований
выдвинул основной тезис, на котором базируется
предлагаемая федеральным правительством
реформа: «Преобразование общества через
преобразование системы образования,
а именно: с помощью реформ высшего и среднего
образования». Главная идея реформ - Россия
должна выйти на мировой рынок и стать
поставщиком сравнительно дешевых, но
качественных знаний.
А). Реформа среднего образования
Реформирование среднего (общего) образования началось с введения Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ). ЕГЭ - это экзамены по отдельным предметам, которые должны сдавать все выпускники полной общеобразовательной средней школы. Единство этих экзаменов заключается в двух их особенностях:
а) их результаты одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в ВУЗы,
б) при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки.
Это бесплатные выпускные экзамены, которые проводятся в мае-июне каждого года с помощью федеральных КИМов (контрольно-измерительных материалов) и результаты которых учитываются как в выпускных аттестатах, так и в свидетельствах, направляемых абитуриентами в ВУЗы, засчитывающие результаты ЕГЭ. Для выпускников прошлых лет и жителей неэкспериментальных регионов предусмотрена так называемая «июльская сессия», которая проводится по материалам ЕГЭ в вузах во второй половине июля.
Вводится ЕГЭ по многим причинам и имеет сразу несколько целей.
Во-первых, это поможет обеспечить равные условия при поступлении в ВУЗ и сдаче выпускных экзаменов в школе, поскольку при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки.
Кроме этого, проводиться ЕГЭ будет в условиях, обеспечивающих достоверность результатов. Проверяться результаты будут на компьютерах (ответы на задания типа "А" (выбор из вариантов) и типа "В" (краткие свободные ответы)), ответы на задания типа "С" (развернутые свободные ответы) проверяются независимыми экспертами. Это позволит сократить так называемое «целевое репетиторство» (с целью приема в определенный вуз) и взяточничество. Еще одна цель - попытка улучшения качества образования в России за счет более объективного контроля и более высокой мотивации на успешное его прохождение. Школьников нужно хорошо готовить к экзаменам, чтобы они сдавали их успешно, чтобы их результаты можно было сравнивать, и учить выполнять такие экзамены - новая задача для наших учителей.
Наконец, немаловажное соображение - разгрузить выпускников-абитуриентов, сократив число экзаменов, вместо выпускных экзаменов и вступительных экзаменов они будут сдавать Государственные экзамены, их результаты одновременно будут учитываться и в школьном аттестате, и при поступлении в ВУЗы.
Несмотря на все положительные моменты новой системы, Правительство России понимает, что существуют и отрицательные. В частности есть опасения, что школы вместо того, чтобы обучать школьников, начнут «натаскивать» их на решение тестов, что повлечет снижение уровня подготовки выпускников. Поэтому для окончательного решения полезности или бесполезности новой системы было решено провести эксперимент в некоторых регионах России, который был завершен в 2003/2004 учебном году. Эксперимент, несмотря на довольно большое количество откровенных недочетов со стороны устроителей, был признан удавшимся. Регионы, в большинстве своем, также поддержали экзамен (кроме столицы - московским абитуриентам совсем невыгодна конкуренция со стороны приезжих). Однако в марте 2004 года Правительство М. Касьянова было отправлено в отставку. Новый министр образования и науки Андрей Фурсенко не стал таким же ярым сторонником ЕГЭ, как его предшественник Владимир Филиппов. Кроме того, ошибки эксперимента были налицо. Таким образом, введение ЕГЭ на всей территории Российской Федерации откладывается до 2006-2008 годов.
Следующий этап реформы - введение двенадцатилетнего среднего образования. Это вызвано новыми учебными стандартами, заключающимися в уменьшении количества учебных часов из-за ухудшающегося с каждым годом здоровья учеников, а также равнением на зарубежный опыт. К сожалению, сегодня половина выпускников средней школы имеют проблемы со здоровьем. Реформа предполагает также введение профильной старшей школы, которая будет бесплатной, т.е. будет финансироваться государством. Профильная школа направлена на то, чтобы дать школьникам больший объем знаний. Поэтому сейчас идет реструктуризация образования, после которой первые десять лет будет преподаваться обязательный объем знаний по всем предметам, а в 11-м и 12-м классах школьники будут получать углубленные знания по предметам, которые им необходимы, что должно повысить качество школьного образования. Однако и у этого предложения есть недостатки. Противники реформы говорят, что ребенок в 5-6 лет еще не готов морально и физически для того, чтобы идти в школу. По словам разработчика одного из проектов реформирования школьного образования Анатолия Пинского, в настоящее время устроить обязательный «нулевой класс» невозможно ни в детском саду, ни в школе. В детском саду - потому что в отличие от школы, посещение детских дошкольных учреждений не является обязательным. В нынешней школе создать класс для детей дошкольного возраста также не удастся: их пребывание в любом образовательном учреждении возможно лишь при условии наличия там условий для дневного сна и особых условий для питания учеников. Но ни тому, ни другому требованию гигиенистов российские школы сейчас не соответствуют.
Возникает также много нареканий к самой школьной программе обучения и системе оценок знаний. Фактически на данный момент используется лишь трехбалльная система. «Двойки» и «единицы» учителями в школах практически не ставятся, в то же время одна и та же «четверка» может быть поставлена за совершенно разные по сути и содержанию ответы. Предлагаются самые разные варианты решения этой проблемы - от введения 20-бальной системы, как это сделано, к примеру, во Франции и на Украине, до введения 100-бальной системы оценок. Окончательного решения пока нет. Что касается школьной программы, то уже в течение нескольких лет, к примеру, поднимается вопрос о введении предмета «Основы православных религий». Возникало много споров по этому поводу. Ведь Россия - страна многонациональная, и ее жители исповедуют самые разные религии. А значит, изучение православия будет ущемлять права тех, кто исповедует, например, ислам. В итоге, в ноябре 2004 года министр образования и науки РФ А. Фурсенко подтвердил, что курс «Основы православных религий» не будет изучаться в школах отдельно, а войдет в состав курса по изучению истории религий. Предмет будет светским и (пока) факультативным. Однако в будущем, с точки зрения министра, его следует изучать на постоянной основе.
5 ноября 2008 года Д. Медведев в своем послании Федеральному собранию говорил о создании новой школы. В частности было уделено особое внимание пяти направлениям этой новой школы.
Первое
направление – возможность для
детей раскрыть свои способности, подготовиться
к жизни в высокотехнологичном
конкурентном мире. Этому должно способствовать
новое поколение
Второе – разветвлённая система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Третье
– система моральных и
Четвёртое – изменение самого облика школ, как по форме, так и по содержанию. Как сказал президент, «российская школа не имеет права быть ветхой – и в прямом, и в переносном смысле этого слова».
Наконец, пятое – формирование в школе здоровья человека на всю последующую жизнь.
В послании президента говорилось о разработке инициативы «Наша новая школа» - проект новых стандартов для школы. По заверению пресс-службы Министерства образования, стратегия реформирования образования не раз обсуждалась в Думе и в скором времени будет принята. Николай Никандров, президент Российской академии образования, являющейся основным разработчиком проекта новых стандартов для общеобразовательной школы, также заверил: «Новые государственные образовательные стандарты в первых классах всех российских школ будут введены уже в 2009 году».
Также весьма ответственная работа предстоит по реализации нового механизма финансирования общеобразовательных школ в связи с переводом (на основании Федерального Закона №123 от 7 июля 2003 года) заработной платы и учебных расходов школ, с муниципального уровня на уровень субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне стоит задача усовершенствования разработанной Министерством Финансов и Министерством Образования России методики расчета нормативов финансирования школ. Следует подчеркнуть, что федеральная методика дает только формульный расчет норматива финансирования, но не определяет сами размеры норматива, даже минимальные. Принимать соответствующие конкретные нормативы финансирования предстоит на уровне субъектов Федерации и на местном уровне. Одновременно Министерством ведется разработка новой системы оплаты труда учителей, взамен ныне существующей, слишком жестко связанной с учебной (классно-урочной) нагрузкой учителя. Новая система позволит не только сохранить уровень заработной платы учителя, когда в условиях резкого снижения численности учащихся в школе снижается соответствующая учебная нагрузка учителя, но и позволит активизировать и экономически стимулировать внеучебную работу учителя.
Так же проблемой является то, что Российские училища и колледжи выпускают специалистов квалификации «рабочий» в пять раз меньше, чем это нужно для экономики. При этом на рынке труда с каждым годом все сильнее проявляется переизбыток дипломированных юристов и экономистов. «Перекосы» в работе отечественной системы образования уже стали причиной кадрового дефицита в строительной отрасли и промышленности.
Председатель Комиссии СФ по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации Владимир Кулаков считает: «Первое, с чего надо начать: необходимо наладить тесный контакт между образовательными учреждениями, с одной стороны, и региональными властями и работодателями - с другой. Ведь именно местные власти и работодатели лучше всего информированы о том, каковы потребности регионального рынка труда. Следовательно, они должны влиять на то, каких специалистов и в каких «пропорциях» готовят в вузах и училищах. Как внедрить такой механизм? Для начала нужно создать на государственном и региональном уровнях систему постоянного мониторинга и прогнозирования потребностей рынка труда в профессиональных кадрах. Должны быть назначены лица или создан специальный орган, которые бы проводили такой мониторинг. То есть власти всех уровней при помощи работодателей должны следить за тем, какие профессии наиболее востребованы на рынке. Эта информация затем должна постоянно поступать в министерство образования и науки, которое, исходя из потребностей работодателей, займется изменением системы подготовки кадров по всей стране».
Информация о работе Реформирование системы образования в Российской Федерации