Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 13:25, контрольная работа
Актуальность данной темы связана с несколькими аспектами. С эволюцией человеческого общества происходит изменение всех форм жизнедеятельности. Развитие науки и техники, медицины и других неотъемлемо важных сфер общества приводит к тому, что нужно повышать эффективность образования. Глубокие изменения, происходящие в российском обществе, привели к тому, что образование переживает сегодня, по оценкам ученых и учителей, государственных и общественных деятелей, глубокий кризис, выражающийся не только в материально-финансовом оскудении, но и в неопределенности целей и содержания самого образования.
Цель работы - выявление наиболее сложных проблем современного образования в России и возможных путей их решения.
Далее
он заметил: «Говоря о реформе образовательной
системы в целом, считаю необходимым внести
дополнения в Закон «Об образовании»,
которыми бы предусматривалось распределение
выпускников вузов и профучилищ на работу
сроком не менее чем на три года в профильные
учреждения. Кроме того, необходимо принять
закон о нормативной финансовой обеспеченности
образовательных учреждений. Нужно активизировать
работу по укреплению материально-технической
базы образовательных учреждений, проработать
на законодательном уровне стимулирование
труда преподавателей образовательных
учреждений. Проблема кадрового дефицита
в народном хозяйстве стоит у нас настолько
остро, что требует безотлагательного
вмешательства на государственном уровне».
Б). Реформа высшего образования
Серьезному реформированию, по мнению экспертов, должна подвергнуться и система высшего образования.
Российские вузы вплотную подошли к той грани, за которой они уже не могут именоваться университетами. Ведь университет - это место, где преподают ученые, где сам образовательный процесс связан с исследованиями. Но сегодня научную работу ведут меньше 20 процентов вузовских преподавателей. Наши вузы фактически превратились в техникумы с пятилетним сроком обучения.
Доля российской университетской науки смехотворно мала: на одного преподавателя приходится 10 долларов в месяц «научных денег».
А
в мире фундаментальная наука
сосредоточена как раз в
В России как были три отдельные системы организации науки - академии, университеты и отраслевая наука, так и есть по сей день. Если мы хотим остановить сложившуюся за 15 лет инерцию вырождения науки и образования, надо искать меры, которые позволят мобилизовать сохранившийся в системе человеческий потенциал. И понять: наука и образование не могут выжить по отдельности.
Сейчас заканчивается формирование стратегии развития образования и науки. Элементом этой стратегии должно стать новое понимание интеграции. Интеграция имеет в виду организацию взаимодействия людей, а не стен и администраторов, этими стенами управляющих. Она не может свестись только к механическому объединению материальных комплексов. Многие из тех, кто занимаются наукой и преподают, делают это сейчас только по инерции.
Начинать интеграцию науки и образования нужно не жесткими, а мягкими инструментами. И это, прежде всего, финансирование. Следует найти те точки роста, где существуют сейчас перспективные исследователи и где есть преподаватели, реально занимающиеся академической работой. А они есть. Надо напитать эти точки средствами, создать механизмы их конкурсного финансирования. Когда сформируется реальная сеть интеграции, тогда можно оформлять ее административно.
Первые шаги к этому уже делаются. Правительство в августе 2004 года по докладу комиссии вице-премьера А. Жукова приняло уровень зарплаты исследователя и преподавателя как один из ключевых показателей работы Министерства Образования и Науки России. По расчетам Высшей школы экономики, к 2010 году она должна составить не меньше 2,5 тысячи долларов в месяц, в том числе половина - гранты на исследования. Даже при этом мы будем отставать от Западной Европы в 2 раза.
Необходимо дать академическим кадрам четкую перспективу их деятельности. Сейчас РАН получает примерно миллиард долларов в виде финансирования своих разработок. Государство должно гарантировать ей в 2010 году, например, 2 миллиарда долларов и принять план последовательной реализации этого финансирования. Это даст возможность молодым перспективным ученым, у которых сейчас есть альтернатива - уехать или остаться, планировать свою карьеру в России.
Считается также, что пришло время восстановить образовательную функцию РАН, сформировав на базе ее крупнейших НИИ и отделений магистратуру для обучения нескольких тысяч студентов. Это не будет помехой для традиционных, сложившихся форм университетской магистратуры, но существенно расширит выбор для молодежи, стремящейся к исследовательской карьере. Ученого, как и фигуриста, нужно готовить с молодых лет. И тогда такая система даст молодой приток в науку. Если она будет достойно финансироваться.
Проблема качества, обострившаяся в связи с введением платного образования, негосударственного сектора высшего образования, многочисленных филиалов государственных вузов, - эта проблема на сегодня является главной опасностью для дискредитации российского высшего образования как внутри России, так и за ее пределами. Поэтому органам управления образования совместно с советами ректоров надо, наконец, более системно выстроить работу, в соответствии с передаваемыми им Министерством полномочиями, по контролю над текущим исполнением лицензионных и аккредитационных требований для всех вузов и филиалов, работающих в регионе. На федеральном уровне Министерством совместно с Учебно-методическими объединениями в 2004 году завершена разработка требований к материальной базе, учебно-методическому обеспечению, тестовые материалы для проверки знаний студентов, чтобы можно было в любой момент провести в вузах или их филиалах объективную проверку уровня реализации учебного процесса.
В ноябре 2004 года в министерстве было принято решение перейти к двухуровневой системе высшего образования (4 года бакалавриат + 2 года магистратура). При этом между четырехлетним бакалавриатом и двухлетней магистратурой возможен перерыв. По официальной версии, такая схема поможет студенту сознательно выбрать траекторию дальнейшего образования. Однако проекты реформирования вызывают у экспертов большие сомнения. Прежде всего, перерыв в образовании неизбежно превратится в способ ускоренного выпуска специалистов из вузов и направления их в экономику или в армию. По словам ректора МГУ Виктора Садовничего, уже сейчас Министерство обороны не считают нужным распространять отсрочки от призыва в армию на тех учащихся, у кого образовался перерыв между обучением в бакалавриате и в магистратуре. Кроме того, считает ректор МГУ, главная цель вуза - выпустить компетентного специалиста, и, если для этого необходимо не 4 или 6, а 5 лет, то глупо «жертвовать образованием в угоду схемам и стандартам».
Еще
одной проблемой является снижение
бюджетных мест в российских вузах. По
этой причине, в 2004-2005 годах Министерство
образования и науки завершило разработку
по введению в России, как это сделано
во всех развитых странах мира, системы
образовательного кредита с государственной
гарантией. Система образовательного
кредита не только может поддержать способных
студентов из малообеспеченных слоев
населения. Очевидно, такая система лучше
стимулирует абитуриентов к выбору социально
востребованной профессии, стимулирует
лучшую учебу студента, ибо ему надо потом
найти хорошую работу и возвращать кредит.
В). Реализация Национального проекта «Образование» в условиях кризиса
Национальный проект «Образование» является одним из элементов реформы образования в целом.
Приоритетный национальный проект «Образование» призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров – «точек роста» нового качества образования. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов.
На
Всероссийской конференции «
Заключение
Конечно, российское образование на современном этапе нуждается в серьезнейшем реформировании. Вышеперечисленные проблемы - лишь малая часть всего того, что должно быть изменено в системе современного образования. Реформы должны быть проведены и в сфере дошкольного образования, и в сельских школах. Следует повышать престиж профессии педагога. А для этого нужно существенно увеличить финансирование, что, помимо всего прочего, должно обеспечить приток новых кадров в образование. Нельзя забывать об улучшении качества образования педагогов. Существуют также проблемы качественного питания, досуга учеников и досуга студентов. Правительству РФ следует также помнить, что все реформы должны проводиться без отрыва от современной молодежной политики. Реформирование должно быть направлено на интеграцию российского образования в систему международного образования.
В
последние годы реформированию современного
образования стало уделяться гораздо
больше внимания, но этого, к сожалению,
пока все равно недостаточно для выхода
на хороший международный уровень.
Список
литературы
1. «Российская газета» - Федеральный выпуск №4812 от 12 декабря 2008 г.
2. «Российская газета» - Федеральный выпуск №4505 от 30 октября 2007 г.
3. http.:// www.contr-tv/ru/vremena
4. http.://www.rg.ru
5. http.://www.izvestia.ru
Информация о работе Реформирование системы образования в Российской Федерации