Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 20:49, курсовая работа
Цель исследования - определить основные проблемы реформы жилищно-коммунального комплекса в условиях перехода к модели управляющей компании в структуре ЖКХ.
Задачи исследования:
· дать общую характеристику муниципальному управлению в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
· охарактеризовать общие проблемы реформы ЖКХ в постсоветских странах;
· проанализировать основные направления государственной политики в сфере ЖКХ;
· рассмотреть проблемы муниципального управления инженерным обеспечением поселений и общегородским коммунальным хозяйством;
· проанализировать опыт г. Краматорска (Республика Украина) по созданию управляющей компании в системе городского ЖКХ;
· рассмотреть характер, основные направления деятельности и проблемы финансирования управляющей компании в системе ЖКХ.
Введение
Глава 1. Муниципальное управление жилищно-коммунальным комплексом. Общие проблемы управления и реформирования ЖКК
1.1 Государственная политика реформирования ЖКК
1.2 Задачи органов местного самоуправления по реформированию ЖКК
1.3 Участие граждан в управлении жилищным фондом
1.4 Муниципальное управление инженерным обеспечением поселений
1.5 Муниципальное управление общегородским коммунальным хозяйством
Глава 2. Программный подход к реформированию жилищно-коммунального хозяйства г. Краматорска (Республика Украина)
2.1 Общая характеристика программы развития ЖКХ г. Краматорска
2.2 Развитие жилищно-коммунального хозяйства г. Краматорска как системы жизнеобеспечения города
2.3 Регулирование качества окружающей среды, модернизация системы управления её охраны
2.4 Назначение и основные принципы экономической деятельности ЖКХ г. Краматорска
2.5 Экономическая целесообразность реформ ЖКХ. Реструктуризация задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги
Глава 3. Организация управления и развития экономики и производственной базы жилищного хозяйства города
3.1 Назначение и структура существующего жилищного фонда. Характер и основные направления деятельности управляющей компании
3.2 Финансирование деятельности Управляющей организации
Глава 4. Экономические проблемы развития коммунального хозяйства города Краматорска
4.1 Существующая организация и структура коммунального хозяйства. Пути реформирования коммунального хозяйства в условиях рыночных отношений
4.2 Оценка эксплуатационных расходов в системе коммунального хозяйства и формирование тарифов на коммунальные услуги
Заключение
Литература
Город имеет удобную планировку, значительные площади зеленых насаждений.
Жилищно-коммунальное хозяйство г. Краматорска представляет собой сложную социально-экономическую систему, обеспечивающую жизнь и работу населения, а также предприятий различных отраслей хозяйствования необходимыми ресурсами воды, тепла, энергоносителей и т.д.
Система ЖКХ г. Краматорска представлена жилыми и общественными зданиями, жилищными и коммунальными предприятиями.
Предприятия ЖКХ представлены:
КП «Служба единого заказчика», 7
частными, 2 коммунальными и
Результативность функционирования данной системы в настоящее время не вполне соответствует проектам развития города и улучшению среды обитания его жителей.
Современная финансово-экономическая ситуация в городе требует продолжения ранее начатых сбалансированных изменений системы финансирования и управления жилищно-коммунальной сферой, которая предполагает рыночный спрос на услуги и жилье, повышение активности населения и хозяйствующих субъектов в формировании требований к качеству жилищно-коммунальных услуг.
Техническое состояние основных фондов ЖКХ города неудовлетворительное, из-за нехватки средств в местном бюджете на реновацию - 68% жилья и 70% инженерных сетей требуют капитального ремонта. Предприятиям, обслуживающим жилой фонд средств, поступающих от населения для содержания домов недостаточно. Мощностей коммунальных предприятий для оказания качественных услуг не хватает, особенно когда в городе продолжается прием ведомственного жилья в коммунальную собственность в условиях отсутствия дотаций из бюджетов всех уровней на развитие производственной базы коммунальных предприятий и покрытие разницы между фактическими затратами в ЖКХ и платежами населения.
Необходимость реформирования ЖКХ вызывается также убыточностью этого сектора экономики города, тяжелым бременем, «лежащим» на местном бюджете, незначительные поступления из которого ситуации не меняют.
Краматорск довольно
крупный и компактно
Здесь сосредоточены производственные и другие объекты, относительно обособленные, с многоэлементной структурой и сложными экономическими связями. Функционирование ЖКХ города, как системы, требует объединения разрозненных, ведомственно и экономически разобщенных предприятий и структур в единый хозяйственный механизм, способный обеспечивать нормальные условия для населения.
Характер размещения жилья, сосредоточение рабочих мест, расположение различных по роду деятельности и функциям предприятий, учреждений, организаций и обслуживающих форм относительно центра и транспортных сетей, дает основание отнести его к моноцентрическому типу. В ближайшие годы развитие города в сторону полицентрического типа не предполагается. Из этой же схемы видно, что расположение жилищно-эксплуатационных предприятий соответствует месту нахождения жилых массивов, что удобно как для предприятий, так и для населения.
Итак, месторасположение г. Краматорска, наметившаяся в последние годы и сохранившаяся в настоящее время устойчивая тенденция к его экономическому развитию за счет увеличения уровня производства расположенных на его территории предприятий, достаточно высокий уровень развития транспортных сетей, природно-климатические условия, особенности проживающего населения, структура жизнеобеспечения и другие факторы позволяют городу занять лидирующее положение на пути к созданию Северо-Донецкой агломерации. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что еще в марте 1997 года на состоявшемся в г. Киеве международном семинаре «Перспективы муниципальной реформы в Украине» г.Краматорск был назван в числе нескольких других как возможный полигон украинской муниципальной реформы.
Управление городом - способ приведения в необходимое соответствие всех внутренних структур системы «город», внешних связей с другими территориальными и производственными образованиями как общим условиям и тенденциям развития, так и конкретным задачам функционирования и развития данной системы.
Рыночные отношения, формирование в городе многоукладной экономики, осуществляемое за счет перераспределения властных функций и собственности от государства городской громаде, а от них -к частным предпринимателям, - вот одни их тех обстоятельств, которые требуют пересмотра отношений города с государством, областью, предприятиями или иными юридическими структурами и частными лицами.
Ранее органы городского
управления, по объективным причинам,
были лишены возможности непосредственно
влиять на работу предприятий и
Все это вместе со слабой координацией предприятий и их обособленностью вызывало диспропорции в развитии города, обостряло социальные, демографические и экономические проблемы. Развитие социальной структуры значительно отставало от развития производственной сферы.
В связи с принятием в 1997 году Закона Украины «О местном самоуправлении», город, используя налоговую политику и другие инструменты, получил возможность формировать новую организационно-управленческую структур, задачей которой стало не только формирование и исполнение бюджета, но и эффективное функционирование городских предприятий, особенно находящихся в коммунальной собственности, в интересах большинства населения.
Особое значение в управленческой деятельности приобретает управление объектами ЖКХ города. В рыночных условиях функционирование данных объектов может базироваться на качественно новых отношениях в распределении результатов общественного труда и должно быть направлено на максимальное удовлетворение нужд горожан.
Специфика коммунальной инфраструктуры заключается в том, что она обслуживает не только население (обеспечение водными, энергетическими и другими ресурсами, услугами благоустройства, транспорта, связи), но и предприятия, учреждения, расположенные на территории города.
Ко времени разработки настоящей программы в г. Краматорске сложилась коммунальная инфраструктура, в состав которой входят предприятия некоммунальной формы собственности.
До 2002 года система управления ЖКХ в г. Краматорске носила в основном административный характер, что не соответствовало сложившейся в городе специфической ситуации.
Как видно, указанная структура не могла обеспечить решение проблем экономического роста жилищно-коммунального сектора, его поддержки местными органами власти и управления, а также наиболее полного удовлетворения потребностей населения и хозяйственного комплекса города в услугах отрасли. Причина - отсутствие единой программы развития отрасли и Управляющей организации, противоречие интересов потребителей и поставщиков и, как следствие, отсутствие эффективной системы хозяйственно-правовых отношений между элементами всей системы Производитель (Поставщик) - Исполнитель - Потребитель.
Эта специфика привела
к необходимости создания новых
городских отдельных
Было создано Управление
жилищно-коммунального
2.3 Регулирование качества окружающей среды, модернизация системы управления её охраны
Проблема регулирования
качества окружающей среды в городской
черте Краматорска имеет
В результате жизнедеятельности
города и развития его экономики
возникали следующие
1. Загрязнение воды.
2. Загрязнение воздуха, вызванное, прежде всего, наличием крупного металлургического и машиностроительного производства, значительного числа автотранспорта, вторичным запылением.
3. Накопление твердых
отходов, образующихся как в
сфере производства, так и потребления
(преимущественно бытовые
4. Шум и вибрации, вызванные транспортом, строительством, отчасти промышленностью.
5. Нарушение природной
среды, связанное с порчей или
уничтожением ландшафта в
С переходом к рыночной экономике складываются особые условия формирования системы управления окружающей средой, реализуются две формы воздействия:
1. Административное (централизованное и принудительное) регулирование природопользования.
2. Развитие саморегулирования.
При этом политика в области регулирования окружающей среды должна строится комплексно на принципе «кто загрязняет, тот платит», подкрепляется соответствующим законодательством, в т.ч. о местном самоуправлении и иметь три уровня управления: государственный, региональный и на уровне предприятия.
С целью популяризации идей развития общества, повышения общественного экологического сознания, привлечения общественности в природоохранную деятельность в городе ежегодно проводятся мероприятия в соответствии с требованиями Указа Президента Украины от 06.08.98 № 855/98 «О дне окружающей среды».
Информация о работе Реформирование жилищно-коммунального комплекса в системе городского хозяйства