Роль целевых программ в развитии муниципального района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – охарактеризовать роль органов местного самоуправления в реализации муниципальных программ.
Задачи работы: - выявить общее и особенное в содержании программно-целевого развития муниципальных образований; - обосновать принципы организации программно-целевого развития муниципальных образований; - проанализировать реализацию федеральных и областных программ органами местного самоуправления Аткарского муниципального района.

Содержание работы

Введение 3
1. Роль целевых программ в развитии муниципального образования 6
2. Роль органов местного самоуправления в реализации целевых программ 11
2.1. Основные проблемы социально-экономического развития Аткарского 11
муниципального района
2.2. Реализация федеральных и областных программ органами местного 18
самоуправления Аткарского муниципального района
2.3. Реализация муниципальных программ органами местного самоуправления 20
Аткарского муниципального района
Заключение 23
Список использованных источников 27
Приложение А. Программа социально-экономического развития Аткарского 28
муниципального района на 2009- 2011 годы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

              - Высокая       доля        технологически       устаревшего      оборудования    и

                инфраструктуры;

              - нехватка современных управленцев  на предприятиях;

              - Высокая доля убыточных предприятий;

              - Неразвитость финансового сектора;

              - Слабая изученность рынков сбыта  продукции и требований к изделиям;

              - Финансовая задолженность предприятий  и узкая налогооблагаемая база;

              - Утечка   доходов  местных  предприятий в теневую экономику  и за пределы

                района.

              Кроме технологических ограничений  промышленность региона сталкивается  с проблемой низкой конкурентоспособности  собственной продукции на внутреннем  рынке. Это и связано не только  с индивидуальными стратегиями  производителей, но и с общими проблемами технологического, инвестиционного и институционального характера в Саратовской области.

              Следует так же отметить и  «спросовые» ограничения на товары  местного производства  вследствие  низкого  уровня жизни   населения (более 36%  населения

_______________

10 Носуленко И.Т. Органы местного самоуправления в системе управления Российской Федерации.// Российская юстиция. 2009.№1. С. 54.            

имеют доходы ниже прожиточного минимума), что порождает сложную  ситуацию на рынке – производители испытывают дефицит  платежеспособного спроса, что ограничивает развитие экономики Саратовской области и Аткарского района.

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Реализация  федеральных и областных программ  органами местного самоуправления Аткарского муниципального района

 

              Важным преимуществом для социально-экономического  развития Аткарского района является  наличие на его территории  рекреационных зон. Для Саратовской  области с ее крупным и растущим  индустриальным комплексом наличие потенциала развития непроизводственной сферы рекреационного и туристического направления имеет стратегическое значение для привлечения инвестиций.


Глобальная

цель

 


Стратегические

подцели

 


Составляющие

стратегии

 

 

Проекты 


 

 

 

 

 

 

 

 

             

          Рисунок 1. Структура целей развития  Аткарского муниципального образования

              Экономическая политика города  в стратегическом плане будет  направлена на реализацию следующих  частных стратегий (приоритетов): малый бизнес, инфраструктурные отрасли, развитие рекреационных функций, развитие постсельскохозяйственных отраслей, интеграция близлежащих территорий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Реализация  муниципальных программ органами  местного самоуправления Аткраского муниципального района

 

 

               Основываясь на анализе социально-экономической ситуации в городе и исходя из того, что главной целью совершенствования работы администрации является повышение качества общественной среды и улучшение условий жизни граждан, можно выделить ряд стратегических целей и направлений для проведения муниципальной политики.

              Важнейшими задачами социальной  политики МО являются:

                 - обеспечение целостности общества;

                 - обеспечение  устойчивости   общества  к  воздействию  неблагоприятных

                   факторов;

                 - возможность динамичного развития  общества;

                 - недопущение социальных конфликтов.

              Тяжелый кризис в области экономики  вызывает необходимость изменения и обновления не только технико-экономических, но и социальных механизмов управления, в которых все более значимым становится ориентация как на:

                 - минимизацию социального напряжения  в обществе;

                 - на стимулирование общественного развития;

                 - создание оптимальных социальных  условий для всех социальных  групп;

              Главной задачей районной администрации  в достижении целей социальной  политики должно являться единство  экономичекого и социального развития при приоритете социальных задач. Следовательно, разработка любой программы экономического развития должна исходить из учета ее влияния на условия жизни людей. При этом первоочередность и необходимость реализации тех или иных экономических и других мер должна оцениваться по степени влияния на социальную сферу.

              Основным требованием к вновь  формируемой системе должна стать  прозрачность процесса принятия  решения и прохождения денежных  средств. При этом нужно минимизировать количество звеньев на территории МО в цепи прохождения средств.

              Одним из факторов роста эффективности  социальных программ может стать  изменение структуры источников  и порядка их финансирования. Резерв роста эффективности можно  экспертно оценить в 20-50% от выделяемых в настоящее время средств. Следует отметить, что необходимый результат может быть  получен комплексным применением управленческих, финансовых технологий, а также чисто административных мер.

              Исходя из региональных особенностей, нам представляется возможным, определить следующий комплекс мер, необходимых для реализации задач социального развития.

              Экономическое развитие МО г.Аткарск  на рассматриваемую перспективу  предусматривает реализацию следующей  стратегической линии – интегрирование экономики МО в товарный и финансовый рынок региона и России, ближнего и дальнего зарубежья.

              Базой существенного и стабильного  улучшения качества жизни населения  должна стать эффективная диверсифицированная  экономика, позволяющая на основе постоянного роста производительности труда, всесторонней интенсификации производства осуществлять выпуск конкурентоспособной продукции, расширять рынки сбыта, сохранять высокую занятость, повышать благосостояние населения и рост доходной части бюджета муниципального образования г.Аткарска.

              Следовательно, главный ориентир  экономического развития г.Аткарска  состоит в реформировании структуры  и развитии на интенсивной  основе экономики МО путем  создания правовых, экономических, социально- психологических и административных условий для активизации хозяйственной деятельности всех хозяйствующих субъектов, развития малого и среднего бизнеса, поддержки отраслей, наиболее эффективно использующих местный социально-экономический потенциал в интересах улучшения качества жизни населения.

              В целом муниципальная стратегия  экономического развития основывается  на принципах:

                 - целенаправленности;

                 - эффективного использования сложившегося  социально-экономического потенциала  МО в органичном сочетании  с потенциалом Саратовской области  и соседних регионов;

                 - оптимальной федеральной поддержке.

              Цель промышленной политики на 2009-2011 гг. – формирование условий  для расширения масштабов производства  и реализации качественной и  конкурентоспособной продукции,  создания новой импортозамещающей  продукции, а также обеспечения  занятости населения и увеличения поступлений в бюджет на основе реструктуризации научно- производственного потенциала, адресных мер поддержки и защиты аткарских товаропроизводителей.

              Таким образом, тип развития  социально-экономической ситуации в Аткарском муниципальном образовании можно на сегодняшний день охарактеризовать    как «стагнация или   инерционное развитие»   с элементами    «поступательного развития» по некоторым направлениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

              Проведенный анализ муниципального образования с позиций различных методологических подходов позволил дать комплексную, всестороннюю оценку его и раскрыть сущность муниципального образования. С позиций общеэкономического подхода, реализующего философское единство целого и части, муниципальное образование рассматривается как составная часть территориальной структуры хозяйства страны, выступающей в качестве ее первичного звена. Воспроизводственный подход раскрывает содержание муниципального образования с позиции единства размещения производства и расселения населения на определенной территории с целью осуществления производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг на основе вовлечения местных ресурсов в экономический оборот.

              Субъект - субъектный подход к муниципальному образованию представляет муниципальное образование как структурированную совокупность субъектов управления. Расположенных на соответствующей территории и объединенных общей целью и общими интересами дальнейшего социально-экономического развития муниципального образования. С позиции системного подхода муниципальное образование рассматривается как сложная социально-экономическая система, локализованная на определенной территории, являющейся одновременно подсистемой региональной и национальной экономических систем.

              Системный подход к анализу  муниципального образования позволил  сформулировать авторскую трактовку  сущности муниципального образования  в качестве сложившейся в определенных  территориальных границах социально-экономической системы, представленной как совокупность взаимодействующих и взаимозависящих элементов, локальность которой по отношению к региональной и национальной экономическим системам определяется государственными органами и органами местного самоуправления.

              Под устойчивым развитием муниципального  образования следует понимать  социально-экономическое развитие  муниципального образования, которое  позволяет без включения дополнительных  ресурсов и сокращения основных  финансовых активов государства сохранять заданные темпы и траекторию социально-экономического развития, осуществляя экономию и сохранность естественно-природных ресурсов и реализуя процесс расширенного воспроизводства в заданных границах на основе инновационно-предпринимательской активности, наукоемких инженерных технологий.

              К объективным факторам необходимо  отнести следующие:

                 - развитие экономической базы  муниципальных образований как  в результате экономической деятельности  хозяйствующих субъектов производственно-хозяйственного комплекса, сформированного в границах муниципального образования, так и за счет перераспределения ресурсов между уровнями власти. Показателями экономической эффективности и устойчивости хозяйствующих субъектов являются: выручка от продажи товаров и услуг за вычетом НДС, акцизы и аналогичные обязательные платежи; чистая прибыль; прибыль, подлежащая перечислению в местный бюджет (для унитарных муниципальных предприятий); дивиденды, подлежащие перечислению в местный бюджет (для открытых акционерных обществ); чистые активы;

                 - реализация принципа экономики  на масштабе при организации  производства капиталоемких легко  измеряемых и регулярно не  востребованных муниципальных услуг;

                 - бюджетная обеспеченность и финансовая устойчивость муниципального образования;

                 - учет позитивных и негативных  эффектов «перелива» при разработке  стратегии социально-экономического  развития муниципального образования;

                 - становление и развитие межмуниципального сотрудничества.

              К субъективным факторам относятся:

                 - формирование малозатратной, гибкой  и адаптивной территориальной  структуры управления в целях  реализации стратегии социально-экономического  развития муниципального образования и эффективного исполнения местных и государственных полномочий, делегированных на муниципальный уровень;

                 - реализация принципов субсидарности,  оперативного реагирования, справедливости. Доступности и подотчетности в территориальном управлении;

Информация о работе Роль целевых программ в развитии муниципального района