Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 17:25, курсовая работа
Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, провозгласила в качестве одной из основ конституционного строя местное самоуправление. "В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти" (ст. 12).
– для замещения старших и младших должностей муниципальной службы требования к стажу не предъявляются.
К профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, требования устанавливаются также в зависимости от группы должностей, и они связаны со знанием законодательства, основ управления и организации труда; делопроизводства; норм делового общения; форм и методов работы с применением автоматизированных средств управления; навыками публичного выступления, взаимодействия с другими ведомствами, государственными органами, пользования современной оргтехникой и программными продуктами и др.
В Федеральном законе от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрена аттестация, которая ставит своей целью выявление соответствия муниципального служащего занимаемой должности с учетом профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств.
Аттестация проводится в целях определения соответствия муниципального служащего замещаемой должности муниципальной службы на основе оценки исполнения им должностных обязанностей, его профессиональной служебной деятельности за аттестационный период, и уровня знаний законодательства применительно к профессиональной деятельности муниципального служащего.
По результатам аттестации муниципального служащего аттестационная комиссия выносит одно из следующих решений: а) муниципальный служащий соответствует замещаемой должности муниципальной службы; б) муниципальный служащий не соответствует замещаемой должности муниципальной службы.
Итак, для категории лиц, занятых в муниципальной службе, характерно наличие двух признаков: официально закрепленный статус в органах местного самоуправления; наличие профессиональных знаний, умений, навыков для осуществления полномочий на муниципальных должностях и должностях муниципальной службы. Специфика профессиональной деятельности муниципальных служащих связана с управленческой деятельностью на местном уровне. Она проявляется в реализации или обеспечении реализации властных полномочий на уровне муниципальных образований.
Согласно ст. 3 Закона о муниципальной службе на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными указанным Федеральным законом. При этом законодатель продемонстрировал существенно иной подход чем в законодательстве, регулирующем государственную гражданскую службу.
Можно говорить об общих и специальных основаниях прекращения трудового договора с муниципальным служащим.
Общие основания предусматриваются трудовым законодательством и закрепляются в статьях 77, 81 и 83 Трудового кодекса. Специальные основания предусматриваются ст. 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Согласно ст. 77 ТК РФ основаниями прекращения трудового договора являются:
- соглашение сторон (ст. 78 ТК РФ);
- истечение
срока трудового договора (ст. 79 ТК
РФ), за исключением случаев, когда
трудовые отношения фактически
продолжаются и ни одна из
сторон не потребовала их
- расторжение трудового договора по инициативе работника (ст. 80 ТК РФ);
- расторжение
трудового договора по
- перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность);
- отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией (ст. 75 ТК РФ);
- отказ работника
от продолжения работы в связи
- отказ работника
от перевода на другую работу,
необходимого ему в
- отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем (часть первая ст. 72.1 ТК РФ);
- обстоятельства, не зависящие от воли сторон (ст. 83 ТК РФ);
- нарушение
установленных ТК РФ или иным
федеральным законом правил
При этом в ст. 77 ТК РФ устанавливается, что трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным иными федеральными законами.
В частности
ст. 19 Закона о муниципальной службе
называет следующие специальные
основания прекращения трудовог
1) достижение
предельного возраста, установленного
для замещения должности
2) прекращение
гражданства Российской
3) несоблюдение ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
В ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определена взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы, соответствующие положения о взаимосвязи муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации установлены в ст. 5 Федерального закона 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Одним из правовых средств обеспечения этой взаимосвязи выступает единство основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы. Правовое обеспечение единства основных квалификационных требований, предъявляемых к гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы, и служащим, замещающим муниципальные должности муниципальной службы, возможно вследствие того, что в обоих случаях речь идет о профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, предполагает наличие соответствующего профессионального образования, специализации, квалификации и стажа работы. Профессионализм и компетентность гражданских и муниципальных служащих является законодательно установленным принципом государственной, гражданской и муниципальной службы.
Муниципальная служба – особая профессиональная деятельность, отличающаяся от трудовой деятельности, государственной гражданской и других видов службы. В ряде источников отмечается, что хотя принципиальных различий между трудовой деятельностью работника и профессиональной деятельностью государственного и муниципального служащего, позволяющих говорить о специальном роде деятельности, отличном от трудовой, не существует, имеет место некоторая специфика, заключающаяся в том, что государственные и муниципальные служащие пользуются, как и другие трудящиеся, гражданскими и политическими правами, однако при условии соблюдения обязательств, вытекающих из статуса и характера выполняемых функций.
Муниципальная
служба является особым видом трудовой
деятельности. Трудовая деятельность
муниципального служащего связана
с реализацией функций
На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства, но имеются и некоторые особенности, о которых необходимо упомянуть. Специфичность проявляется в том, что муниципальный служащий имеет двойной статус. С одной стороны, он выступает как обычный гражданин, поступающий на службу и выполняющий за вознаграждение свою трудовую функцию. С другой, – занимая должность муниципальной службы, он участвует в осуществлении функций местного самоуправления и потому действует как представитель власти, способный влиять на принимаемые решения. Соответственно, статус муниципального служащего как работника определяется нормами трудового права, а его статус как представителя власти обуславливается частью публичного права – муниципальным правом.
Несмотря на
то, что муниципальную и
В современном виде муниципальная служба становится «рациональной бюрократией», ориентированной на взаимодействие с другими уровнями публичной власти.
Законодательно определено, что взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы обеспечивается посредством единства:
1) основных квалификационных
требований к должностям
2) ограничений
и обязательств при
Согласно ст.
12 Конституции РФ органы местного самоуправления
не входят в систему органов
3) требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих. Одним из основных прав, которыми обладает государственный служащий, соответственно и муниципальный служащий, является право на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку, но это же можно рассматривать и как одну из дополнительных гарантий. Таким образом, систематическая профессиональная подготовка и поддержка уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, являются юридически обязательными элементами прохождения государственной службы каждым государственным служащим, а также прохождения муниципальной службы каждым муниципальным служащим. В настоящее время в учебных заведениях существует единый образовательный стандарт по специальности "Государственное и муниципальное управление". В учебных заведениях используются общие подходы, формы и методы для обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.
Кроме того, классификация должностей муниципальной службы повторяет классификацию должностей государственной гражданской службы. Так же, как в государственной службе, должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы: