Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:46, реферат
Система публичного управления - совокупность специализированных субъектов и процедур управленческих воздействий, обеспечивающих существование социума в рамках определенной территории, организованная вокруг институционализированного центра, который осуществляет большую часть координирующей деятельности, распределяя управленческие функции и гарантируя их выполнение. Выделение разных типов систем публичного управления основано на существенном сходстве между отдельными системами
Система публичного управления - совокупность специализированных субъектов и процедур управленческих воздействий, обеспечивающих существование социума в рамках определенной территории, организованная вокруг институционализированного центра, который осуществляет большую часть координирующей деятельности, распределяя управленческие функции и гарантируя их выполнение. Выделение разных типов систем публичного управления основано на существенном сходстве между отдельными системами. Как правило, такое сходство обеспечивается географической близостью, параллельным развитием и постоянным взаимодействием в ходе развития. Именно устойчивость и саморазвитие сходных систем позволяет говорить о существовании типов политико-государственной организации. Государство-нация - абстрактная теоретическая конструкция, идеальный тип. Конкретные европейские государства могут в той или иной мере, в том или ином отношении приближаться к этой модели, но ни про одно из них нельзя сказать, что это “государство-нация в чистом виде”. Пожалуй, ближе всего к абстрактной модели находятся французское государство, Дания и Англия (если рассматривать ее отдельно от других частей Соединенного Королевства).
Вместе
с тем, в рамках государства-нации
формируется модель политической системы,
обладающая некоторым набором устойчивых
характеристик, которые являются общими
для всех национальных государств.
Государство-нацию можно
Итак, основные
условия существования и
Однако государство-нация не является наиболее централизованной и унифицированной системой публичного управления, также как и наиболее дифференцированной, - по крайней мере, в том, что касается внутренней дифференциации. История и современность знают иные формы организации управления, выступающие как крайности по отношению к государству-нации.
Империя
Одной
из самых известных форм политико-территориальной
организации является империя. Типологически
империя - политическое образование, основанное
на жесткой централизации, сочетающейся
с постоянной внешней экспансией
(т.е., неопределенностью границ территории
- определен только центр) и с несводимым
разнообразием способов организации
управления. Особенность имперской
централизации в том, что она
нимало не способствует унификации. Дело
в том, что в рамках империй
не формируется нация: население
остается раздробленным на взаимно
изолированные социальные, территориальные,
этнические и сословные группы. Для
каждой из таких групп характерно
наличие собственных норм, претворяющихся
в собственные, порой диаметрально
противоположные способы
В силу экономических, этнокультурных и иных причин центр оказывается неспособным создать единство в рамках империи, в том числе - единство системы управления. Возможностей центра хватает лишь на прямое принуждение (не всегда физическое) и на расширение территории. В рамках формирующейся системы управления существует как бы две параллельных структуры: имперские дела, управляемые централизованно, часто бюрократически, унифицированно, - и сословные или территориальные, местные дела, управляемые на основе сословных или местных обычаев, традиций, норм. Причем в разряд этих вопросов, не входящих в имперскую компетенцию, попадает часто управление правосудием, в том числе уголовным, регулирование собственности и поземельных отношений, религиозные и культурные проблемы и т.д., - все это, если прямо не затронуты имперские интересы. Как правило, могут существовать самостоятельные системы охраны порядка и даже какие-то виды воинских формирований, мобилизуемых при необходимости имперским центром. Центр старается не вмешиваться в эти сферы, поскольку такое вмешательство требует непроизводительной затраты ресурсов. Однако удержание своего господства над столь разнородным конгломератом требует максимально возможной концентрации власти; она реализуется через недифференцированность (гражданского) государственного управления по отношению к другим сферам: религии, экономике, армии. Как правило, армия выполняет в империях и собственно военные и полицейские, т.е. управленческие функции; существует официальная религия, сращенная с государством и часто управляемая им; империя или ее глава являются верховными собственниками или распорядителями основных экономических ресурсов. Сочетание такой концентрации власти с неприкосновенностью местных и сословных обычаев ведет к тому, что обеспечивать свое господство (контроль над армией, новые источники доходов, контроль над церковью) империя может лишь путем постоянных территориальных захватов, в худшем случае - оборонительных войн.
Право в политических образованиях имперского типа играет подчиненную роль, поскольку не существует единой правовой системы; в целом прямые указания одних органов управления другим имеют большее значение, чем безличные нормы. Однако это относится лишь к системе в целом: в рамках собственно имперских структур управления могут существовать разработанные правовые нормы, оказывающие решающее воздействие на процесс управления. Результатом является отсутствие в империях института гражданства, либо, при его наличии, - разные права для граждан (подданных) империи и жителей колоний, подчиненных империи, но не обладающих теми же привилегиями, дифференциация сословных привилегий и т.д.
Империи как тип политической организации существуют на протяжении по крайней мере двух тысячелетий: это доказывает их устойчивость и независимость самого типа от уровня экономического развития и иных аспектов макросоциальной эволюции. Опыт Западной Европы показывает, что в рамках империи территориальный центр (“метрополия”) может сформироваться в государство-нацию при наличии вышеназванных условий. Как правило, это ведет к распаду империи в исторически короткие сроки: государство-нация выделяется, а бывшая имперская периферия (“колонии”) либо оформляется в множество самостоятельных политических систем (процесс деколонизации), либо попадает в зависимость от других политических образований.
Фрагментированные политические системы
Во многом
противоположный тип
Фрагментированные системы существуют лишь в особых условиях, связанных с состоянием внешней среды. Наличие более организованного политического образования, ведущего агрессию, влечет за собой либо усиление централизации и возникновение иного типа политической системы, либо разрушение или колонизацию фрагментированных образований. В этом отношении судьба американских индейцев весьма характерна. Если сама система начинает внешнюю экспансию, это также является централизующим фактором.
Патримониальные системы соединяют в себе ряд характеристик имперских систем и фрагментированных обществ. Основой этого типа являются иерархические связи, объединяющие все уровни системы. В отличие от фрагментированных систем, здесь всегда существует легко идентифицируемый центр; в отличие от империй, этот центр не настолько силен, чтобы создать самостоятельную управленческую структуру, распространяющуюся на всю территорию. В результате центр вынужденно делегирует управленческие функции иным субъектам, а поскольку в его распоряжении нет достаточного количества ресурсов, эти функции становятся собственностью субъектов управления и прямым, основным источником их доходов. При этом разнообразие - как этнокультурное или экономическое, так и в организации управления - гораздо меньше, чем в империи: при большом разнообразии центр оказывается просто неспособным удержать в своем подчинении периферию. Основанием для некоторого единства (гораздо меньшего, чем в рамках нации) может являться общая религия, этническая близость, некоторые экономические и правовые факторы и т.д. В патримониальной системе, как правило, действуют общие правовые установки, но их число, как и роль, невелико; в основном они относятся к регулированию отношений между центром и иными субъектами публичной (точнее, частно-публичной) власти. Поскольку превращение публичных должностей в собственность исполнителей ведет к их наследственному закреплению, в патримониальных системах формируются наследственные социальные категории, обладающие исключительными правами на занятие этих должностей. Субъектом своеобразного “наследования” могут быть и группы (цехи, корпорации, ордена и т.д.), которые формируются не за счет биологического воспроизводства, а в результате особых процедур селективной кооптации новых членов. Классическим примером является духовенство, особенно черное. При более монетаризированной экономике должности могут заниматься путем их простой покупки.
Тоталитарное государство
Тоталитарная
политическая система, как и государство-нация,
четко привязана к
Общинная организация
Община
как тип политической организации
в современном мире почти не встречается
в качестве самостоятельного образования.
Его существование предполагает
незначительную территорию и численность
населения; жителей объединяет совместная
жизнедеятельность на основе непосредственных
личных контактов. При таких условиях
существование независимых
Община состоит из равноправных членов (родственников, граждан, членов корпорации, “хозяев” и т.д.), но ей подчинены довольно многочисленные категории бесправного населения (младшие родственники, чужеземцы, не-граждане, ученики и подмастерья, рабы, наемные работники, изгои, женщины и дети и т.д.), зависящие целиком или в основном от членов общины. В управлении участвуют все полноправные члены общины, часто - путем совместного принятия решений. Могут формироваться органы или избираться должностные лица, выполняющие управленческие функции, однако это не говорит о дифференциации публичной власти: занятие управлением не является основным, сочетаясь с другими видами деятельности, не существует и аппарата управления как совокупности профессиональных должностных лиц. Если управленческая элита и формируется, то она не отделяется от экономической, родовой, сакральной, военной или профессиональной: управленческие функции выступают как дополнение к другим, более важным. Обязательным условием самостоятельности общины является ополчение как основа вооруженных сил (в редких случаях речь может идти о наемном войске, но это быстро ведет к утрате самостоятельности). Основа социального единства в общине - тесная сеть родственных связей и свойства, жесткие, порой тотальные методы социального контроля, общая религиозная система (общий культ). Понятия централизации и децентрализации, как правило, к общине неприменимы: речь идет о единой власти, непосредственно связанной с полноправными членами, в рамках ограниченной территории и численности населения. Право носит обычный характер, опираясь на традицию, часто устную.
Интегративные системы
В современном
мире есть основания говорить о возникновении
нового типа политической системы, обладающего
собственными управленческими