Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:46, реферат
Система публичного управления - совокупность специализированных субъектов и процедур управленческих воздействий, обеспечивающих существование социума в рамках определенной территории, организованная вокруг институционализированного центра, который осуществляет большую часть координирующей деятельности, распределяя управленческие функции и гарантируя их выполнение. Выделение разных типов систем публичного управления основано на существенном сходстве между отдельными системами
Роль центра становится качественно иной, по сравнению с другими типами. Во внутренних отношениях его функции сводятся почти исключительно к роли арбитра и к праву вмешиваться в чрезвычайных ситуациях. Кроме того, центр гарантирует соблюдение общих принципов, реализацию которых полностью поручает другим субъектам публичного управления. Однако и здесь он не является монополистом, поскольку эти функции, наряду с координационными, могут осуществляться специализированными не-центральными органами, в том числе - объединяющими “сепаратно” лишь некоторых субъектов публичного управления или некоторые территории. Кроме того, усиливается взаимодействие различных групп граждан и органов публичного управления через абсолютизацию выборности, расширенное использование прямой демократии, различных форм согласования и предварительной ратификации решений. Во внешних же отношениях центр остается полновластным распорядителем, решая вопросы войны и мира, управляя армией, участвуя от имени системы и населения в международных отношениях и т.д. Сегодня, по-видимому, к этому типу стремятся США или даже Северная Америка в целом, и Европейский Союз. Есть вероятность складывания подобных систем и в других регионах.
Однако
возможность существования
Один из прагматических аспектов изучения типов политико-управленческих систем - возможность прогнозировать результаты тех или иных глобальных изменений, связанные с особенностями данного типа. Такие процессы как децентрализация или централизация, установление принципа господства права, изменение структуры иерархических связей или способа взаимодействия органов публичного управления с обществом ведут к разным последствиям в разных типах систем, - независимо от того, происходят эти процессы вынужденно, под внешним давлением, или инициированы реформаторами внутри системы.
Децентрализация в государстве-нации ведет к ускоренному развитию гражданского общества и к усложнению механизмов его взаимодействия с государством. Для центра, как ни парадоксально, децентрализация не является серьезным уроном, поскольку лишь дополняет уже существующую внутреннюю дифференцированность. В пределе и при наличии соответствующих характеристик внешней среды, максимальная децентрализация может привести к образованию фрагментированной системы, либо к интеграции распадающегося государства-нации в более крупную систему публичного управления. Увеличение роли права в функционировании публичного управления также опирается на сущностные черты данного типа систем и, как правило, повышает его функциональность: государство остается основным, если не единственным автором правовых норм. Подобные результаты обеспечиваются перечисленными выше фундаментальными характеристиками государства-нации.
Децентрализация
в империи ведет к ее моментальному
распаду на множество самостоятельных
образований (которые, в свою очередь,
также могут дробиться). Единственное,
что сдерживает процессы распада
в империи - централизованное принуждение,
в том числе военно-
В патримониальной
системе децентрализация ведет
к раздробленности, в пределе - к
формированию множества мелких самостоятельных
образований, зачастую конфликтующих
друг с другом. Попытки создать
единую правовую систему в патримониальном
обществе могут увенчаться успехом
лишь при его трансформации в
государство-нацию (т.е., при наличии
условий и проведении соответствующих
преобразований), либо при формировании
империи - с учетом тех ограничений,
о которых шла речь выше. В обоих
случаях обязательным этапом является
централизация. Более того: в рамках
патримониальной системы
В рамках
фрагментированной системы
Наконец,
гипотетически формирующиеся
Функциями
системы публичного управления и
ее отдельных элементов являются
такие виды деятельности, без которых
невозможно существование более
общей системы - данного социума.
С другой стороны, некоторые элементы
выполняют функции, связанные с
самосохранением системы
1) необходимость той или иной деятельности для существования системы
2) необходимость
существования публичной
Внешние
функции являются основополагающими,
первичными и их следует рассмотреть
в первую очередь. Речь в данном случае
идет о достаточно общей и классической
проблеме: в чем необходимость
существования публичной власти
вообще и ее государственных форм
в частности? Разнообразие существующих
классификаций и типологий
охранительная функция. Государственно-управленческая деятельность направлена на сохранение данного общества в его целостности. Охранительные действия могут относиться к обеспечению неприкосновенности общества со стороны других обществ и государственных образований (внешняя безопасность), к охране большинства от меньшинства (охрана общественного порядка, антимонопольные меры), к охране меньшинства от большинства (защита интересов правящих элит, охрана прав этнических, социальных, расовых и иных меньшинств), к охране общества от опасных природных или техногенных воздействий и т.д. Эта функция может быть реализована и по отношению к отдельным социальным установлениям и институтам (политические и иные права, собственность и пр.), переходя в охрану отдельных объектов или лиц (подробнее см. раздел о регальных отраслях управления);
процедурно-правовая функция. Публичная власть разрабатывает, устанавливает (санкционирует) правовые нормы, формирует целую систему органов и установлений, связанных с функционированием права. Правовые нормы могут активно создаваться, “изобретаться” властью, либо являться результатом одобрения, кодификации существующих обычно-правовых установлений, - в любом случае, именно государственные органы обеспечивают функционирование правовой системы;
распределительная функция. Распределению могут подлежать как материальные блага, так и права, обязанности, полномочия, услуги и пр. Критерии и масштабы распределительной деятельности могут варьироваться бесконечно, но ни одно общество не обходилось без нее - и без решающей роли публичной власти в организации распределения и контроля за ним;
организационно-
программирующая (ориентирующая) функция. Не всякая система публичного управления сознательно осуществляет программирование и направление общественного развития, однако в современном мире эта функция присутствует повсеместно за счет рутинизации реформаторской деятельности и социально-технического прогресса. В рамках такого программирования государство и местные власти используют как “индикативные”, косвенные и рекомендательные меры, так и “директивные”, обязательные воздействия (подробнее см. раздел, посвященный государственной политике).
“Внешние”
функции публичного управления могут
осуществляться, теоретически, и без
формирования специальной
В свою
очередь, в рамках каждой такой глобальной
функции можно выделить классические
функции управления: планирование/
прогнозирование, организация и
координация, учет и контроль. Государства
тоталитарного и некоторых
Многие социально значимые виды деятельности не входят непосредственно в “миссию” государства (например, воспроизводство населения, распространение информации и т.д.). Однако, государство вторгается в эти сферы, если они оказываются связаны с базовыми функциями публичной власти: так, государство может активно проводить демографическую политику, когда речь заходит о сохранении социума (демографический спад, угрожающий сущестованию общества), когда те или иные демографические характеристики необходимы для реализации глобального проекта, для создания общества по образцу, смоделированному государством, и т.д. Таким образом, наряду с собственными, максимально общими функциями, публичная власть может в рамках конкретной ситуации, конкретного режима, осуществлять и другие социально значимые функции. Здесь все определяется типом данной системы публичного управления: тоталитарное государство берет на себя все общественно значимые функции, тогда как государство либеральное (неважно, демократический или авторитарный режим существует в этом государстве) стремится освободиться от всех функций, от каких только может.