Система социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить специфику социальной работы с детьми группы риска в процессе их профессионального ориентирования.
Объект исследования: социальная работа с несовершеннолетними группы риска и их профессиональная ориентация.
Предмет исследования: социально - педагогическая помощь в профессиональной ориентации несовершеннолетним группы риска.
Для достижения цели исследования нами определены следующие задачи:
- изучить и проанализировать особенности детей группы риска, препятствующие их социально-трудовой адаптации
- познакомиться с особенностями социальной работы с детьми и семьями группы риска в ходе работы КДН
- рассмотреть категории детей группы риска и особенности социальной работы с ними

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Социально-трудовая адаптация детей группы риска...........................6
1.1 Особенности детей группы риска, препятствующие их социально- трудовой ориентации.............................................................................................6
1.2 Инновационный опыт социально-трудовой адаптации...............................10
Глава 2. Особенности социальной работы с детьми и семьями группы риска
2.1 Работа с детьми и семьями «группы риска» как социально-педагогическая проблема......................................................................................19
2.2 Практика социальной работы КДН с детьми и семьями группы риска.....25
2.3 Деятельность КДН по защите прав детей и семей группы риска.............. 33
Глава 3. Дети группы риска как социально-педагогическая проблема...........37
3.1 Определение понятия «трудные дети»..........................................................37
3.2 Недостатки характера у детей и подростков................................................37
3.3 Ленивые дети...................................................................................................39
3.4 Дети и подростки с пассивным поведением.................................................41
3.5 Неорганизованные школьники......................................................................45
3.6 Ненастойчивые школьники............................................................................48
3.7 Эгоистические школьники.............................................................................49
3.8 Недисциплинированные, упрямые, грубые и лживые дети........................50
3.9 «Трудные» школьники с акцентуацией темперамента и характера..........51
Глава 4. Система социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками...........................................................................................................53
4.1 Технологии социальной работы в специализированных учреждениях для несовершеннолетних.............................................................................................54
4.2 Технологии социально-трудовой адаптации и профориентации
несовершеннолетних.............................................................................................57
4.3 Технологии социальной работы с молодёжью.............................................65
Заключение............................................................................................................ 76
Список литератур

Файлы: 1 файл

диплом полностью.doc

— 306.50 Кб (Скачать файл)

Но есть и другой способ социальной помощи дезадаптированным подросткам, который практикуется сейчас многими учреждениями, — создание семейных (воспитательных) групп.

Специалисты не без оснований считают, что в идеальном варианте каждый воспитанник приюта должен пройти через домашнюю группу, поскольку это один из реальных и эффективных путей его реабилитации, при котором восстанавливаются утраченные им социальные, нравственные и духовные связи с окружающим миром. Находясь в домашней группе, ребенок остается под опекой государства до тех пор, пока семья оформляет опекунство или усыновление, но даже если усыновление не состоится, жизнь в здоровой семейной остановке в домашней группе становится для ребенка важным условием социальной реабилитации.

Кроме того, во многих приютах пытаются моделировать отношения, похожие на домашние. Правда, это не так просто: сказывается отсутствие у воспитателей опыта работы с такой сложной категорией детей, как социально дезадаптированные подростки.

Таким образом, деятельность приюта — это создание условий, способствующих вовлечению детей в нормальный жизненный процесс, выводу из кризисной ситуации, восстановлению нарушенных связей с семьей, решению вопросов дальнейшего жизнеустройства.

 

 

4.2 Технологии социально-трудовой адаптации и профориентации

несовершеннолетних.

Важнейшей задачей является создание целостной, социально-ориентированной и эффективно действующей системы социально-трудовой адаптации и занятости подростков, включая вторичную занятость учащихся, которая должна обеспечивать решение широкого спектра следующих задач:

-содействие добровольному трудоустройству подростков, в том числе желающих работать в свободное от учебы время, на рабочие места, соответствующие их возможностям;

-содействие личностному и профессиональному становлению подростков;

-соблюдение трудовых прав подростков;

-адаптация подростков к требованиям современного рынка труда;

-согласование интересов подростков, предъявляющих спрос на рабочие места, и работодателей;

-поддержка работодателей, создающих рабочие места для подростков, соответствующие их возможностям.

Решение этих задач позволит молодым людям в новых социально-экономических условиях правильно использовать свой трудовой потенциал и найти свое место на рынке труда, снизит социальную напряженность среди этой категории населения.

Ограниченность финансовых средств, другие объективные и субъективные причины требуют новых форм работы со слабозащищенными категориями населения, к которым относятся и несовершеннолетние. Дефицит государственного бюджета и фатальная нехватка денег на социальную сферу давно уже стали привычным явлением. Поэтому необходима разработка технологий, с помощью которых проблему занятости детей и подростков можно было бы решить посредством различных форм занятости, не требующих избыточного финансирования, с привлечением всех возможностей общества. При этом необходимо учитывать, что формированию российского рынка труда присущи территориальные различия в наборе и остроте проблем. Это порождает разнообразные подходы к их решению, а также к финансированию программ. Поэтому необходимо поощрять проекты, которые учитывают местные потребности, а также мобилизуют и эффективно используют местные ресурсы, в том числе поддерживаемые НПО.

Создание соответствующих возможностей занятости для подростков необходимо рассматривать в контексте программ занятости для всех трудящихся. Этот вывод имеет важное значение, поскольку усилия по улучшению положения с занятостью и социально-трудовой адаптацией подростков, как в количественном, так и в качественном отношении, должны быть неотъемлемой частью более широких национальных усилий в области оказания социальных услуг населению.

Приоритетная задача социально-трудовой адаптации - формирование условий для участия детей и подростков в общественно полезном труде, повышающем уровень их социальной защищенности. Основным условием, определяющим социальную допустимость занятости несовершеннолетних, является обеспечение сочетания продуктивного и приносящего доход труда с получением профессиональных навыков, знаний и личностным становлением.

Важнейшая роль в процессе социализации подростков принадлежит технологиям оказания услуг в сфере профориентации, которые должны обеспечить согласованный, с точки зрения личности и общества, выбор профессии и места работы. Избранная в соответствии с природными склонностями и одновременно с учетом потребностей рынка труда профессия, когда это касается всей совокупности вступающих в трудовую жизнь молодых людей, способна превратиться в фактор существенного роста эффективности труда, дать молодежи чувство удовлетворенности своей трудовой деятельностью, способствовать предотвращению безработицы.

В условиях рыночных отношений акценты в профориентационной работе должны быть смещены, поскольку необходим учет не только способностей и склонностей молодых людей, их реальных возможностей, но и трудовой конъюнктуры.   Необходимо   сформировать де молодых убеждение в том, что обоснованный выбор  профессии облегчит   трудоустройство, позволит достичь   необходимого заработка и общественного престижа, даст возможность сохранить рабочее место. В тоже время необоснованно избранная профессия повышает шансы молодых людей попасть в число безработных.

Большое количество молодых людей выбирает профессию под влиянием случайных обстоятельств.

Основными причинами низкого уровня профориентированности молодёжи является неразвитость сети специализированных центров, нехватка нужных специалистов, невнимание многих  предприятий и учебных заведений к этому вопросу. Укрепление и развитие сети Центров социально-трудовой адаптации может реально способствовать решению проблемы профессиональной ориентации молодёжи. В том числе особо сложных и актуальных проблем, стоящих пред Центрами социально-трудовой адаптации, - работа с трудными подростками,  состоящими на учете по делам  несовершеннолетних, подростками-наркоманами. В последнее время все острее ощущается потребность в научно-методических материалах и рекомендациях по работе с трудными подростками, учитывающими имеющийся  российский  и  зарубежный опыт.

Перспективные направления

Совершенствование  технологий занятости подростков - проблема, требующая одновременного решения долговременных, перспективных задач, направленных на формирование у несовершеннолетних адекватных мотиваций к труду и позитивных   ценностных ориентаций, и задач  текущих, касающихся трудоустройства  ищущих  работу подростков и оказания им социальной помощи.  Переплетение и взаимообусловленность этих задач предопределяют выбор направлений создания системы социально-трудовой адаптации  и  занятости подростков,  наиболее актуальными из которых нам представляются следующие:

I. Для расширения сферы приложения  труда и развития трудовой  занятости детей и подростков необходимо:

1.1. Уточнить перечень сфер деятельности, являющихся предпочтительными для организации занятости подростков.

1.2. Установить порядок выделения кредитов из местных бюджетов, места, соответствующие профилю обучения и возможностям учащихся.

1.3. Расширить практику субсидирования оплаты труда при трудоустройстве учащихся на рабочие места, создаваемые в учебных заведениях, если они соответствуют профилю обучения и возможностям учащихся.

1.4. Совместно с органами управления образованием и органами труда и занятости изучить возможности организации подростковых производств на базе учреждений профессионального образования и учебно-производственных комбинатов.

1.5. Провести экспертизу возможности создания детско-взрослых производств на базе действующих учреждений дополнительного образования, досуговых центров (детских клубов).

II. Совершенствование нормативно-правового обеспечения технологий организации занятости подростков и усиление ее адресности:

2.1. Обеспечить направление государственной помощи на содействие деловой активности молодежи, на поддержку малого и среднего предпринимательства. НПО, других важных для общества молодежных инициатив. Особое внимание должно уделяться участию в .разработке специальных программ обеспечения занятости и их финансированию местными органами власти в контакте с широким привлечением общественных организаций.

2.2. В ходе разработки специальных технологий организации занятости подростков, проработать вопросы совершенствования системы стимулов (в форме налоговых льгот), целенаправленно поощряя предприятия, принимающие на работу подростков.

2.3. Продолжить работу по созданию  правового и финансового механизма занятости и социально-трудовой адаптации "неблагополучных подростков".

2.4. Отработать механизмы равного  доступа к образованию, независимо  от предоставляемых образовательным учреждениям в случае, если они создают рабочие благосостояния семей. Каждый ребенок имеет право на образование и любая работа, препятствующая получению образования, должна быть расценена как недопустимая.

III. В области информационного обеспечения:

3.1. Создать систему получения  достоверной статистической информации  о труде детей и подростков. Имеет смысл организовать постоянный  мониторинг занятости детей и подростков.

3.2. Совершенствовать технологии  информирования подрост;; ков о  возможностях трудоустройства на  временные работы, используя средства массовой информации, специальные стенды, через руководство учебных заведений.

3.3. Органам труда и занятости на местах расширить взаимодействие с образовательными учреждениями по вопросам информирования и оказания консультационных услуг учащимся, желающим работать в свободное от учебы время, которые могли бы принять участие в разработке информационных материалов для учащихся, желающих работать в свободное от учебы время.

3.4. Организовать постоянно действующую  систему обучения специалистов, в том числе работников НПО, занимающихся вопросами социально-трудовой адаптации подростков. Такая учеба должна способствовать пониманию целей программ развития занятости технологий работы, знанию законодательства в области занятости охраны труда детей и подростков, ознакомлению с зарубежным опытом.

3.5. Целесообразно формировать региональные банки данных о возможностях участия детей и подростков во временных работах, содействовать расширению прямых постоянных контактов с работодателями с целью отслеживания возможностей трудоустройства подростков, в том числе на временные работы.

3.6. Активизировать информирование работодателей о проблемах занятости подростков и программах ее поддержки и субсидирования.

3.7. Обеспечить формирование в регионах комплектов научно-методических материалов по социально-трудовой адаптации и организации занятости подростков, учитывающих имеющийся отечественный и зарубежный опыт.

3.8. Развивать программы правового воспитания подростков об их трудовых правах, требованиях современного рынка труда, путях получения образования, возможностях получения помощи и консультаций.

IV. Совершенствование технологий контроля за условиями труда детей и подростков:

4.1. Обеспечить усиление контроля  за исполнением законодательства о труде, привлекая нарушителей к ответственности за его несоблюдение.

4.2. Предусмотреть расширение системы инспекций труда детей и подростков с привлечением НПО для выявления злоупотреблений при использовании труда несовершеннолетних, в частности, активизировать деятельность соответствующих подразделений на предприятиях.

4.3. Проводить регулярные и строгие инспекции на предприятиях, а также осуществлять ежегодные компании в субъектах Федерации по выявлению случаев детского труда.

4.4. Активизировать деятельность инспекций труда путем специальной подготовки инструкторов Для выявления случаев злоупотреблений при работе по найму детей и подростков, в том числе с привлечением НПО.

4.5. Ужесточить контроль за соблюдением  положений об опасных видах работ и предотвращению работы по найму в часы учебных занятий.

4.6. Запретить  работы,   которые могут повредить здоровью и безопасности подростков (в частности, мытье машин на дорогах).    Разработать комплекс мер для контроля условий, в которых дети и подростки работают по найму.

V. Развитие технологий защиты  детей от сексуальной эксплуатации:

5.1. Предусмотреть усиление карательных мер в отношении поставщиков сексуальных услуг, клиентов и посредников детской проституции, торговли детьми, порнографии и другой незаконной деятельности.

5.2. Формировать в обществе нетерпимое  отношение к проблеме эксплуатации детей (в том числе сексуальной эксплуатации). Развивать более тесное сотрудничество между различными общественными институтами в местных сообществах с целью предотвращения крайних форм детского труда.

5.3. Создавать специальные программы  помощи детям - жертвам сексуальной эксплуатации в части обеспечения их доступа к юридической, психологической и медицинской помощи; совершенствовать технологии реинтеграции детей в общество.

5.4. Обеспечить применение некарательного  подхода к детям, занимающимся проституцией, и ограждение их от травм, связанных с судебными процедурами.

5.5. Развивать технологии создания специальных "зон безопасности" для детей, порывающих с проституцией, путем обеспечения их альтернативными средствами существования.

5.6. Предусмотреть специальное обучение медицинского персонала, преподавателей, воспитателей, социальных работников с целью всесторонней помощи жертвам сексуального насилия.

VI. В целях усиления профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних:

6.1. Усилить координацию деятельности различных государственных учреждений, правоохранительных органов, учебных заведений, НПО в части профилактики безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков.

Информация о работе Система социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками