Состояние местного самоуправления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В последнее время в науке и государственной жизни достаточно широко рассматриваются проблемы самоуправления. Интерес к ним вызван политическими и экономическими процессами, которые происходят сегодня в обществе. Действующая Конституция нашей страны определила местное самоуправление как один из элементов основ конституционного строя, как самостоятельную форму осуществления народом принадлежащей ему власти. Кроме того, она закрепила важное положение в отношении местного самоуправления: в пределах своих полномочий оно самостоятельно, и его органы не входят в систему органов государственной власти.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Исторические аспекты становления городского самоуправления в России
1.1. Городское самоуправление в дореволюционной России
1.2. Государственная власть и управление в городах в советский период
Глава 2. Общие основы и полномочия городского самоуправления в Российской Федерации
2.1. Конституционно - правовые основы городского самоуправления
2.2. Полномочия городского самоуправления
Глава 3. Система городского самоуправления
3.1. Формы непосредственного участия населения в осуществлении городского самоуправления
3.2. Органы и должностные лица городского самоуправления
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

мун.управ..doc

— 269.50 Кб (Скачать файл)

Депутат представительного  органа городского самоуправления преимущественно  должен работать на общественных началах, на непостоянной основе.

В законодательстве закрепляется возможность императивного мандата, который проявляется в наказах (поручениях) депутата и в возможности отзыва населением. Необходимо обеспечивать реальную связь депутатов с населением, для чего и нужен институт отзыва. Тогда избиратели смогут не только контролировать деятельность депутатов, но и реализовать свое право, закрепленное в ст. 3 Конституции РФ - осуществлять свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Следует отметить, что по заданию Центральной избирательной комиссии творческим коллективом под руководством профессора С.А. Авакьяна разработан модельный закон о порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления. Он утвержден на заседании Центральной избирательной комиссии в декабре 1998 г. и разослан во все субъекты РФ. До этого законы об отзыве депутатов представительного органа местного самоуправления были приняты в 14 субъектах РФ. Надо надеяться, что в 1999 г. они появятся в гораздо большем числе субъектов РФ.

Обращения депутата к Думе, главе самоуправления, заместителям главы администрации, к руководителям расположенных на территории города органов, предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности вносятся в письменной форме и оглашаются на заседании Думы.

Для организационного, правового, информационного и хозяйственного обеспечения деятельности представительного  органа создается аппарат, структура  и штатная численность которого устанавливается им непосредственно  по предложению ее председателя и с учетом мнений постоянных комитетов (комиссий).

Глава города наделяется собственной компетенцией.

Он обладает всей полнотой полномочий по решению  вопросов управления городом, по руководству  администрацией и осуществлению  контроля, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления, за исключением полномочий представительного органа. Он подотчетен как населению города непосредственно, так и представительному органу и несет ответственность за надлежащее исполнение своих обязанностей. При этом он возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на всей территории города.

Глава города осуществляет свои полномочия на принципах единоначалия и в пределах своей компетенции  издает постановления и распоряжения, которые вступают в силу с момента их опубликования.

В целях обеспечения  взаимодействия представительного  и исполнительного органов городского самоуправления глава города может  назначать своих представителей в представительный орган.

Еще один орган  городского самоуправления - это администрация. Он является исполнительно--распорядительным органом, формируемым по профессиональному признаку, для осуществления функций управления социально - экономическими процессами развития города.

Глава города, являясь  высшим должностным лицом городского самоуправления, возглавляет администрацию и, следовательно, несет ответственность за ее деятельность перед городским представительным органом и городским сообществом в целом. Он определяет структуру, штаты и фонд оплаты труда администрации в пределах средств, предусмотренных городским бюджетом на эти цели. К сожалению, не во всех уставах городов, указано, имеет ли право городской представительный орган участвовать в формировании администрации.

Если же мы обратимся  к опыту земств и городского общественного управления в XIX веке, которое было рассмотрено в главе 1, то увидим, что представительные органы, а именно городская дума, не только сами формировали городские управы (исполнительные органы), но и определяли структуру их управления и основные направления деятельности. Этот положительный пример можно использовать и в настоящее время. Ведь в большинстве российских городов структуру исполнительного органа определяет мэр (глава администрации). "Городскую администрацию возглавляет глава самоуправления города. Структура городской администрации и штатное расписание определяется главой самоуправления города в пределах утвержденных Думой бюджетных средств"159. Как видим, в данном случае представительному органу отведена довольно скромная роль.

Как мы указывали  выше, согласно Конституции РФ население  вправе самостоятельно определять структуру  органов местного самоуправления, в  частности и администрации города, исходя из этого предполагается и  участие представительного органа в формировании администрации путем утверждения ее структуры. С другой стороны, если администрация города подотчетна населению города и представительному органу в пределах его компетенции, то значит, они должны принимать непосредственное участие в ее формировании.

Исходя из вышесказанного и исторического опыта нашей страны, наиболее удачным для системы местного самоуправления я считаю вариант, при котором сохранится приоритет представительных органов над исполнительными, выражающийся не только в подотчетности администрации города представительному органу самоуправления, но и в его участии при формировании администрации. Речь идет лишь об ограничениях, сдержках со стороны другой власти, четком установлении полномочий.

Деятельность  администрации, помимо устава, регулируется регламентом и специальным положением.

В составе администрации  создаются территориальные, отраслевые и функциональные структурные подразделения  в форме управлений, комитетов  и отделов. Структура каждого  подразделения, его функции и  задачи регламентируются отдельным Положением.

Функциональные  структурные подразделения (комитеты, отделы) образуются с целью обеспечения  деятельности администрации в целом, в том числе для экономического и правового обеспечения управления городским хозяйством. Их деятельность возглавляют соответственно председатели и заведующие.

Администрация города по предмету своей деятельности может издавать правовые акты, которые  не должны противоречить Конституции  РФ, федеральным законам и законам  субъекта РФ, уставу города и правовым нормативным актам представительного органа. Субъектами этого права являются глава города и руководители структурных подразделений.

Глава города принимает  правовые акты нормативного характера - постановления, правовые акты ненормативного характера - распоряжения, и акты, регулирующие трудовые отношения - приказы. Руководители территориальных и отраслевых структурных подразделений администрации в пределах своей компетенции издают распоряжения - правовые акты по вопросам деятельности подразделения и подведомственных предприятий и учреждений, и приказы - акты, регулирующие трудовые правоотношения. Руководители функциональных структурных подразделений администрации по всем вопросам своей деятельности издают приказы.

Глава города вправе отменить правовые акты руководителей структурных подразделений, а также правовые акты, подписанные им ранее, в случаях: нарушения действующего законодательства, Устава города и решений городского представительного органа; противоречий ранее принятым правовым актам; отсутствия материального или финансового обеспечения для выполнения правового акта.

Итак, администрация  как исполнительно-распорядительный орган города осуществляет управление муниципальным хозяйством, имуществом и объектами муниципальной собственности, разрабатывает проекты плана социально - экономического развития и бюджета города, проект схемы управления городом, структуру органов городской администрации и положений о них, выполняет другие функции. По вопросам своей деятельности издает правовые акты.

Рассмотрим  Администрацию как самостоятельный орган городского самоуправления на примере администрации г. Арзамаса Нижегородской области.

Структура и  состав городской администрации Арзамаса определяется на основе территориально-отраслевого принципа. Это постоянно действующий орган местного самоуправления. Возглавляет Мэр. Деятельность и организация данного органа определяется Уставом, Положением о городской администрации. Работа Администрации осуществляется в форме оперативной, исполнительной и распорядительной деятельности по реализации решений областной Администрации.

В состав городской  администрации входят: мэр города, первый заместитель главы администрации, заместители главы администрации, начальник аппарата, комитеты, Территориальные  подразделения администрации (далее  ТПА), управления, отделы и их должностные лица. Комитеты, управления, отделы являются структурными подразделениями администрации и осуществляют исполнительные, распорядительные функции в конкретных сферах управления. ТПА осуществляют исполнительные и распорядительные функции на соответствующих территориях, установленных схемой управления городом в целях создания оптимальных условий жизнедеятельности населения, а также управление данной территорией. В структуру комитетов ТПА, управлений, отделов входят отделы, сектора, осуществляющие деятельность по отдельным направлениям деятельности структурных подразделений администрации.

Компетенции:

Разработка  и исполнение планов и программ развития города, проекта бюджета, проектов иных нормативных правовых актов по вопросам местного значения, а также отчетов об их исполнении;

  • Деятельность по управлению и распоряжению муниципальной собственностью, руководство и управление муниципальным здравоохранением, жилищно-коммунальным хозяйством, дошкольным, основным общим и профессиональным образованием, торговым и транспортным обслуживанием населения, руководство деятельностью иных муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений;
  • Обеспечение охраны общественного порядка, окружающей среды;
  • Осуществление отдельных полномочий, делегированных органами государственной власти области законом области;
  • Осуществление иных исполнительных и распорядительных полномочий, отнесенных к ведению городской администрации Уставом, областным, федеральным законодательством.

В соответствии с Федеральным Законом " О муниципальной службе" в органах местного самоуправления осуществляется организация муниципальной службы. Это исполнение на профессиональной, постоянно оплачиваемой основе обязанностей на штатных муниципальных должностях в городской администрации по обеспечению в интересах населения муниципального образования реализации целей, функций, прав, полномочий мэра города, органов местного самоуправления в порядке, установленном Уставом, Законом о муниципальной службе, иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с областным, федеральным законодательством. Уставом города предусмотрены категории должностей муниципальной службы, а также порядок поступления, прохождения, увольнения муниципальных служащих. Согласно Устава муниципальные должности в Администрации города в зависимости от характера выполнения должностных полномочий и порядка замещения подразделяются на:

- Должности категории "А" (непосредственное выполнение полномочий органов местного самоуправления) - Мэр города. Это выборная должность и не является муниципальным служащим органов городского самоуправления.

- Должности категории "Б" (утверждаемые Мэром города для исполнения полномочий органов городского самоуправления и лица, замещающего должность "А").

- Должность категории "В" (Утверждаемые Мэром города для обеспечения исполнения деятельности органов городского самоуправления). Категории "Б", "В" относятся к муниципальным служащим.

При анализе  Постановлений, принятых мэром города Арзамаса за последние 2 года 2011-2012г.г. можно сделать вывод, что подавляющая часть местных актов носит индивидуально правовой, а не нормативный характер. А также следует учесть и то, что не все правовые акты, изданные органами городского самоуправления, представилось возможным просмотреть. Отдельные акты носят единичный характер. После просмотра актов можно обозначить основные направления деятельности администрации города Арзамаса в нормотворческой деятельности:

- Вопросы организации деятельности органов городского самоуправления по местному бюджету - вопросы текущего финансирования.

- Вопросы земельного правоотношения - по предоставлению, изъятию земельных участков, выдача разрешений на строительство.

- Вопросы брачно-семейных отношений - в основном, решаются вопросы выдачи разрешения на вступление в брак и снижение брачного возраста; вопросы опеки и попечительства.

- Регистрация субъектов предпринимательской деятельности.

- Жилищные правоотношения - решения о приватизации объектов муниципального жилищного фонда, решения об обеспечении интересов несовершеннолетних при совершении сделок с объектами жилищного фонда.

- Награды РФ, области, поощрение Главы муниципального образования.

- Регулирование тарифов.

- Лицензирование отдельных видов деятельности.

- Владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью.

Рассмотрев  правовое положение органов городского самоуправления, можно прийти к выводу, что представительный и исполнительный органы должны иметь собственную  компетенцию, при этом деятельность администрации как исполнительно-распорядительного органа должна быть подотчетна представительному органу и он должен участвовать в ее формировании. Глава города может возглавлять деятельность по осуществлению местного самоуправления на всей территории города, но при этом он должен отчитываться как перед населением, его избравшим, так и перед представительным органом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Информация о работе Состояние местного самоуправления в России