Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 16:38, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В последнее время в науке и государственной жизни достаточно широко рассматриваются проблемы самоуправления. Интерес к ним вызван политическими и экономическими процессами, которые происходят сегодня в обществе. Действующая Конституция нашей страны определила местное самоуправление как один из элементов основ конституционного строя, как самостоятельную форму осуществления народом принадлежащей ему власти. Кроме того, она закрепила важное положение в отношении местного самоуправления: в пределах своих полномочий оно самостоятельно, и его органы не входят в систему органов государственной власти.
Введение
Глава 1. Исторические аспекты становления городского самоуправления в России
1.1. Городское самоуправление в дореволюционной России
1.2. Государственная власть и управление в городах в советский период
Глава 2. Общие основы и полномочия городского самоуправления в Российской Федерации
2.1. Конституционно - правовые основы городского самоуправления
2.2. Полномочия городского самоуправления
Глава 3. Система городского самоуправления
3.1. Формы непосредственного участия населения в осуществлении городского самоуправления
3.2. Органы и должностные лица городского самоуправления
Заключение
Список использованных источников и литературы
В настоящее время Россия находится в начале долгого и сложного пути формирования новой модели местного самоуправления.
На современном этапе, в условиях демократизации и реформирования общественной жизни, действия новой Конституции в России созданы реальные возможности для развития современной модели организации местного самоуправления. Но их реализация осложняется неблагоприятной экономической ситуацией, не устоявшейся системой российского федерализма, ломкой культурных и гражданских традиций, резкого изменения политической ситуации и как следствие - отсутствием «ощущения» стабильности непосредственного участника формирования органов местного самоуправления - населения.
Современная модель организации местного самоуправления, представляется как система внешних взаимоотношений - между органами государственной власти и органами местного самоуправления и внутренних - между представительными и исполнительными органами местного самоуправления.
Модель современной
организации местного самоуправления
имеет следующие
1.Путем референдума, выборов и др. форм прямого волеизъявления граждан;
2. Через выборные
и др. органы местного
3. Через территориальное общественное самоуправление;
4. Через созданные
союзы и ассоциации органов
местного самоуправления и
Новая современная модель при всем многообразии территориальных и организационных форм осуществления местного самоуправления представляет единую систему местного самоуправления и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.
Принципиальным отличием современной модели от советской является ее одноуровневый характер: местное самоуправление не входит в систему государственной власти, и муниципальные образования не подчиняются друг другу. Этот принцип предопределяет отношения между муниципальными органами и органами государственной власти, и муниципальных образований между собой. Органам местного самоуправления предоставляется экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с предметом ведения этих органов. Уставами муниципальных образований определяются наименования местных органов, порядок их формирования, компетенция, сроки полномочий.
Современная модель
организации местного самоуправления
реализуется посредством
Эффективность и целесообразность местного самоуправления для населения предполагает необходимость развития муниципальной демократии, более действенных условий для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, поддержки инициатив и самодеятельности граждан.
Местное самоуправление проявляется в активности населения, осознания им ответственности за организацию своей жизнедеятельности. В этой связи важное значение имеет обеспечение подлинных гарантий прав и возможностей граждан на участие в самоуправлении, совершенствовании форм и методов организации местного самоуправления. Не менее важной проблемой является преодоление апатии и политической неграмотности граждан. Реализация потенциала местного самоуправления содержит реальные возможности формирования новых отношений между демократическим государством и гражданским обществом, которые характеризуются политической и социальной устойчивостью.
Современная модель
организации местного самоуправления,
в отличии от централизованной системы
управления способствует приближению
власти к народу, созданию гибкого
механизма с меньшей
В силу сложившегося в современной России типа органов местного самоуправления, их деятельность тесно связана с различными формами прямого волеизъявления граждан. Современная модель организации местного самоуправления предполагает оптимальное сочетание институтов прямой и представительной демократии, формальных и неформальных структур, работы на профессиональной и общественной основе.
Становление местного самоуправления в современной России является длительным и сложным процессом, который требует учета многих социальных, политических, экономических условий, степени готовности общественного сознания, темпов изменения менталитета российских граждан. Этим объясняется задержка с реализацией закрепленных Конституцией принципов местного самоуправления и соответствующих конституционных прав граждан. Недостаточно разработанными в концепции современной модели организации местного самоуправления в России является определение сущности природы местного самоуправления, как формы власти. С одной стороны, это общественная форма власти, с другой - ее решения являются обязательными для всех структур, расположенных на его территории. Современное самоуправление, как специфическая форма власти, имеет смешанную общественно-государственную природу. Требует совершенствования система отчетности представительных органов и особенно главы муниципального образования, избранных глав администраций, их замены в случае необходимости, определения пределов самостоятельности.
Взаимоотношения
представительных и исполнительных
органов местного самоуправления необходимо
строить на принципах единства целей
и задач в обеспечении
Реформирование
требует и структура управления
городом. С появлением нового административно-
Так же требует реформирования и система взаимоотношений органов государственной власти с органами местного самоуправления. Зачастую органы государственной власти, особенно субъектов федерации, перекладывают на органы местного самоуправления задачи государственного характера, не подкрепляя их соответствующими финансовыми средствами. Проведенный анализ работы и организации местного самоуправления в России выявил необходимость более основательного стимулирования этого процесса, так как переход от разработки теории к практическому функционированию местного самоуправления сложен и длителен. Современное российское общество находится в начале пути становления местного самоуправления и, следовательно, исследования по данной теме необходимо продолжать.
Список использованных источников и литературы
1. Нормативные акты
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
2. Федеральный
закон "Об общих принципах
организации местного
3. Федеральный
закон «Об обеспечении
4. Федеральный
закон "Об основных гарантиях
избирательных прав и права
на участие в референдуме
5.Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления Российском Федерации" от 10 сентября 1997 г,//Российская газета от 30сентября f997 г.
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 Г.//СЗ РФ.1998. № 3f. Ст. 3823.
Гражданский кодекс Российской Федерации, Часть I.//C3 РФ. 1994. № 32.Ст. 3302.
8.Конституция РСФСР 1918 г.
Конституция СССР 1936 г.
Конституция СССР 1977 г.
Конституция РСФСР 1978 г.
12..Закон СССР
"Об общих началах местного
самоуправления и местного
13.Закон РСФСР
"О местном самоуправлении
в РСФСР" от 6 июля 1991г.//Ведомости
Съезда народных депутатов
14.Постановление ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему улучшению работы районных и городских Советов депутатов трудящихся" от 5 марта 1971 г.//Ведомости Верховного Совета СССР. 1971. № 12.
15.Указ Президиума
Верховного Совета СССР "Об
основных правах и
16.Указ Президиума
Верховного Совета СССР "Об
основных правах и
17.Городовое положение 1785 Г.//ПСЗ. Собрание I. 1830. Т. 22. № 16187.
18.Положение
о губернских и уездных
19.Городовое положение 1870 Г.//ПСЗ. Собрание II. Т. 45. Отделение I. №48498.
20.Городовое
положение 1892г У/ПСЗ.
21.Закон Временного
правительства "О производстве
выборов гласных городских дум
и об участковых городских
управлениях" от 15 апреля 1917г.//Сборник
указов и постановлений
22.Постановление
Временного правительства "Об
изменении действующих
23.Положение
о Советах губернских, уездных
и заштатных городов и
24. Положение о городских Советах от 7 декабря 1925 г.//СУ РСФСР, 1925. №91. Ст. 662.
25. ФЗ РФ от 6.10.2003г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
26. ФЗ РФ от
21.07.2007г № 187-ФЗ «О
27. ФЗ РФ от
1.12.2006г № 198-ФЗ «О
28. ФЗ РФ от
15. 02.2006г № 24-ФЗ «О внесении
изменений в ст. 32 ФЗ «Об общих
принципах организации
29. ФЗ РФ от
18.07.2006г № 120-ФЗ «О
30. ФЗ РФ от
29.06.2005г № 69-ФЗ «О
31. ФЗ РФ от
18.04.2005г № 34-ФЗ «О
32. ФЗ РФ от
28.12.2004г № 186-ФЗ в ФЗ «О
внесении изменений в ст. 32 ФЗ
«Об общих принципах
2. Монографии и статьи
33. Авакьян С.А. Городской Совет и предприятия вышестоящего подчинения.М., 1979.
34. Авакьян С.А.
Состояние, проблемы и
35. Авакьян С.А.
Местное самоуправление в
36.Антонова Н.А.
Правовые вопросы
37.Бабун Р. Готов ли народ к самоуправлению?//Российская Федерация. М.,1994, №17.
38.Барабашев
Г.В. Муниципальные органы
39. Барабашев Г.В. Районный, городской Совет на современном этапе. М.,1975.
40. Барабашев Г.В. Принятие решений местными органами власти и управления. Мм 1983.
41.Барабашев Г.В. Местное самоуправление. М., 1996.
42.Барабашев Г.В., Шеремет К.Ф. КПСС и Советы народных депутатов. М.,1978.
43.Бланкенагель А. Местное
самоуправление против
44.Болтенкова Л.Ф.
45.Бондарь Н.С., Зинченко
СП. Городской совет и
46.Васильчиков А.В. О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. СПб., 1869.
47.Виноградов В.А. Местное самоуправление. Российский вариант: научно --аналитический обзор. М., 2005.
48.Выдрин И.В., Кокотов
А.Н. Муниципальное право
49. Габричидзе Б.Н. Материал
к лекции на тему: "XXIII съезд
КПСС о повышении роли Советов
депутатов трудящихся в
Информация о работе Состояние местного самоуправления в России