Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:56, курсовая работа
Государственное имущество – понятие многовариантное, а само толкование термина «имущество» не имеет четкого юридического толкования. В первой главе настоящей работы даются общие представления о государственном имуществе, как объекта управления, его составе и принципах управления. Далее, основной упор сделан на рассмотрении деятельности государственных предприятий, как наиболее проблемный и, в тоже время, значимый массив государственной собственности, нуждающийся в грамотном и законодательно обеспеченном управлении. Дана текущая оценка состояния государственных предприятий, определена необходимость концептуального подхода к управлению госсобственностью. В последней главе курсового проекта, рассмотрены частные случаи управления государственными предприятиями на современном этапе развития экономики и перспективы его совершенствования.
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты управления государственным имуществом 5
1.1 Состав государственного имущества, цели, задачи и принципы управления……………………………………………. 5
1.2 Современная ситуация в области управления государственным имуществом……………………………………………. 12
Глава 2. Государственная политика управления имуществом 20
2.1. Инструменты государственного регулирования в области управления имуществом 20
2.2. Концептуальные подходы к управлению государственным имуществом 22
Глава 3. Совершенствование государственной политики в сфере управления государственным имуществом 33
3.1. Сектор государственных предприятий в столице и основные направления совершенствования управления ими 33
3.2 Принятие решений о банкротстве унитарных предприятий в рамках совершенствования государственной политики 38
3.3. Принятие решений о приватизации государственных предприятий 46
Заключение 47
Список использованной литературы: 50
Оглавление
Составной частью государственного регулирования
применительно к сфере
В последние годы, в связи со снижением роли приватизации в формировании доходов бюджетной системы, проблема эффективного управления государственным имуществом становится особенно актуальной. Вместе с тем, реформа управления государственным имуществом не сводится лишь к обеспечению доходов государства за счет неналоговых источников. Применительно к сектору унитарных предприятий на первый план выступает задача более качественного выполнения возложенных на них государственных функций и обеспечения публичных интересов, рационализации и повышения эффективности бюджетной политики (в доходном и расходном аспектах).
Сохранение в собственности государства значительного числа предприятий (в том числе стратегических), передача прав собственности от одного субъекта управления к другому (без изменения статуса государственной собственности), межведомственные конфликты прямо влияют на эффективность действующих предприятий и опосредованно на общую экономическую ситуацию в России.
Можно утверждать, что управление государственным имуществом лежит в основе государственного регулирования экономики всех промышленно развитых стран. В той или иной степени именно право собственности государства используется для его прямого и косвенного воздействия на экономику страны в целом.
Долгое время опыт ведущих мировых стран в этом направлении служил объектом изучения отечественных экономистов и деятелей практического управления лишь в той мере, в какой это было необходимо для критики, содержавшей значительную составляющую идеологии.
Ситуация коренным образом изменилась в период экономического реформирования отечественной экономики. Изначальный импульс развития стихийных рыночных отношений постепенно сменяется сознанием особой регулирующей роли государства в этих процессах.
Современное состояние этого вопроса характеризуется как полным отсутствием в отечественной экономической науке сколько-нибудь разработанной теории этого вопроса, так и явным недостатком опыта реального использования органами государственной власти возможностей воздействия на экономические процессы через осознанное распоряжение той частью национального богатства, которая находится в государственной собственности.
Наиболее актуальными задачами
в области практического
Только применение комплекса методов из различных разделов экономики может дать сегодня так необходимый государству экономический эффект и решить остро стоящую перед органами исполнительной, законодательной и судебной власти проблему повышения эффективности управления федеральной собственностью в России.
Объектом рассмотрения в курсовой работе является государственное имущество, как совокупность объектов, которыми необходимо эффективно управлять. Выбор объекта исследования обусловлен практической необходимостью в создании соответствующей методологии, в связи с отсутствием цельных методических материалов по данному вопросу.
Государственное имущество – понятие многовариантное, а само толкование термина «имущество» не имеет четкого юридического толкования. В первой главе настоящей работы даются общие представления о государственном имуществе, как объекта управления, его составе и принципах управления. Далее, основной упор сделан на рассмотрении деятельности государственных предприятий, как наиболее проблемный и, в тоже время, значимый массив государственной собственности, нуждающийся в грамотном и законодательно обеспеченном управлении. Дана текущая оценка состояния государственных предприятий, определена необходимость концептуального подхода к управлению госсобственностью. В последней главе курсового проекта, рассмотрены частные случаи управления государственными предприятиями на современном этапе развития экономики и перспективы его совершенствования.
На современном этапе развития экономики страны возникла необходимость в проведения анализа и принятии решений в области управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом. Имеется объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии, с которыми государственная собственность будет управляться эффективно и под контролем общества. Весьма подробно понятие государственного имущества, объекты и система управления им, а также существующие проблемы раскрыты в докладе Руднева А.В. «Проблемы управления государственным и муниципальным имуществом» [14].
Осуществляемые в Российской Федерации экономические реформы изменили правовое, финансово-экономическое и социальное положение государственных, муниципальных предприятий и учреждений, их статус в хозяйственной деятельности. Рыночные механизмы ставят государственные и муниципальные предприятия в принципиально новые отношения с бюджетами, хозяйственными партнерами, возникают новые экономико-правовые регуляторы. В соответствии с Конституцией Российской Федерации все формы собственности равны, и предприятия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не имеют преимуществ перед частными фирмами.
Государство действует в значительной мере по правилам рыночной экономики. Это требует существенного повышения эффективности системы управления экономикой, в том числе – в сфере использования государственного и муниципального имущества, которую государственные и местные органы власти имеют возможность регулировать непосредственно.
Анализ нормативно-правовых актов показал, что основополагающими законодательными документами, регулирующими отдельные сферы управления государственным и муниципальным имуществом, являются Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и иные нормативные акты.
Действующее законодательство не дает четкого определения термина «имущество». Под имуществом следует понимать совокупность вещей и материальных ценностей, находящихся в собственности юридического и физического лица, муниципального образования или государства, либо принадлежащих организациям на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущественные права юридических и физических лиц.
Управление государственным (муниципальным) имуществом представляет собой управленческую деятельность в интересах государства (местного сообщества), связанную с установлением правил, условий использования государственного (муниципального) имущества, с учетом общественных ценностей и достижения целей управления. Система управления государственным и муниципальным имуществом в Российской Федерации должна строиться на обеспечении обороны страны и безопасности государства, социальной и политической стабильности общества, защите нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан.
Управление государственным
В целях обеспечения эффективного управления, распоряжения и рационального использования государственной собственности необходимо определить единый орган, который бы проводил единую государственную политику в области реформирования имущественных отношений. Следует закрепить роль местных органов власти по отношению к использованию имущества, составляющего муниципальную собственность и переданного государственными органами.
Объектами управления
– государственное и
– находящиеся в государственной (муниципальной) собственности акции (доли, вклады) хозяйственных обществ и товариществ, а также имеющиеся у них государственное (муниципальное) имущество, не вошедшее в уставной (складочный) капитал;
– иное находящееся в государственной (муниципальной) собственности движимое и недвижимое имущество, в том числе переданное в пользование, аренду, залог, ипотеку и по иным основаниям;
– денежные средства государства (субъекта РФ, муниципального образования);
– государственные, региональные и муниципальные ценные бумаги;
– нематериальные активы государственных и муниципальных предприятий и учреждений;
– результаты хозяйственного и иного использования государственного (муниципального) имущества (продукция, доходы, плоды), а также имущество, приобретенное государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями.
Формирование нового организационно-экономического механизма управления государственным и муниципальным имуществом должно строиться с учетом следующих элементов:
– определения целей, принципов управления имуществом;
– построения системы управления государственным имуществом, определения основных задач, функций и задач федерального органа по управлению государственным имуществом, порядка взаимодействия органов по управлению государственным имуществом на федеральном и региональном уровнях. Разграничения полномочий и ответственности по управлению государственным имуществом между федеральными органами (Мингосимуществом РФ, Российским Фондом федерального имущества, Федеральной комиссии по ценным бумагам и т. д.), органами власти субъектов Федерации и муниципальных образований;
– построения системы управления муниципальным имуществом, разграничение компетенции между представительной и исполнительной властью муниципальных образований в области имущественно-земельных отношений.
Система управления государственным и муниципальным имуществом в Российской Федерации должна рассматриваться как совокупность подсистем обеспечения деятельности органов управления имуществом – кадрового, нормативно-правового, организационного, инновационного, информационного, учетно-аналитического и финансового обеспечения;
– разграничения государственной
собственности в системе
– подтверждения права собственности на тот или иной объект определяется путем записи в реестрах собственности.
Такой подход позволяет задать единые целевые характеристики деятельности органов по управлению государственной и муниципальной собственностью;
– создания государственных и муниципальных предприятий и организаций c использованием государственного и муниципального имущества, на правах оперативного управления и хозяйственного ведения. Реализация данного положения направлена на обеспечение единства государственных (муниципальных) предприятий как единого имущественного комплекса, что потребует выработки стратегии их деятельности на средне- и долгосрочный период, знаний рыночной конъюнктуры, повышения квалификации менеджеров.
Для государственных (муниципальных) унитарных предприятий роль государства (муниципального образования) как собственника состоит в: утверждении Устава предприятий; формировании их имущества; определении целей и предмета их деятельности; назначении руководителей предприятия; принятии решения об изъятии имущества; определении цен на готовую продукцию или тарифы на услуги; установлении объемов обязательных поставок для государственных нужд; осуществлении контроля за сохранностью имущества и его целевым использованием.
Кроме этого сегодня необходимо рассматривать и такие методы, как реструктуризация государственных предприятий; приватизация государственного и муниципального имущества; национализация собственности; банкротство государственных казенных предприятий; ликвидация объектов государственного имущества; создание хозяйственных обществ и товариществ с государственным участием; реорганизация хозяйственных обществ и товариществ в унитарные предприятия.
Также необходимо определить место и роль представителей государства, субъекта Федерации и муниципалитета в органах управления хозяйственных обществ и товариществ с государственным участием. Решение этой проблемы позволит повысить ответственность руководителей перед государством за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование государственного имущества, а также результаты финансово-хозяйственной деятельности. Реализация этих положений потребует дополнительной проработки в законодательных и иных нормативных актах положений механизма, позволяющего представителям контролировать деятельность органов управления обществ и товариществ с участием государства;