Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:56, курсовая работа
Государственное имущество – понятие многовариантное, а само толкование термина «имущество» не имеет четкого юридического толкования. В первой главе настоящей работы даются общие представления о государственном имуществе, как объекта управления, его составе и принципах управления. Далее, основной упор сделан на рассмотрении деятельности государственных предприятий, как наиболее проблемный и, в тоже время, значимый массив государственной собственности, нуждающийся в грамотном и законодательно обеспеченном управлении. Дана текущая оценка состояния государственных предприятий, определена необходимость концептуального подхода к управлению госсобственностью. В последней главе курсового проекта, рассмотрены частные случаи управления государственными предприятиями на современном этапе развития экономики и перспективы его совершенствования.
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты управления государственным имуществом 5
1.1 Состав государственного имущества, цели, задачи и принципы управления……………………………………………. 5
1.2 Современная ситуация в области управления государственным имуществом……………………………………………. 12
Глава 2. Государственная политика управления имуществом 20
2.1. Инструменты государственного регулирования в области управления имуществом 20
2.2. Концептуальные подходы к управлению государственным имуществом 22
Глава 3. Совершенствование государственной политики в сфере управления государственным имуществом 33
3.1. Сектор государственных предприятий в столице и основные направления совершенствования управления ими 33
3.2 Принятие решений о банкротстве унитарных предприятий в рамках совершенствования государственной политики 38
3.3. Принятие решений о приватизации государственных предприятий 46
Заключение 47
Список использованной литературы: 50
Необходимо также отметить необходимость учета государственного имущества в рамках концепции управления имуществом.
Цель учета государственного имущества заключается в создании условий для мониторинга и контроля за состоянием государственного имущества и принятия обоснованных решений по его использованию. Результаты учета государственного имущества должны находить отражение в Реестре государственного имущества.
Реестр должен содержать сведения,
характеризующие стоимостные ха
Для достижения цели учета государственного имущества должны решаться следующие задачи:
Государственное имущество, подвержено рискам его уничтожения, снижения его функциональных характеристик в силу неэффективного или неправильного использования, утраты в силу недобросовестных или неквалифицированных действий со стороны лиц, ответственных за его сохранность и целевое использование. Единая система учета и регулирования рисков, возникающих при управлении и распоряжении областным имуществом, еще не сформирована. Регулирование рисков осуществляется бессистемно.
К мероприятиям по снижению рисков, проводимым в области, можно отнести:
Создание системы учета и регулирования рисков, сопровождающих процессы управления и распоряжения государственным имуществом, является перспективной задачей государственных органов власти. Одним из ключевых направлений регулирования рисков является создание государственной программы страхования рисков, связанных с управлением и распоряжением государственным имуществом.
Реализация данной программы будет проводиться в два этапа.
На первом этапе будет необходимо
осуществление страхования
На втором этапе необходимо разработать областную программу учета и регулирования рисков. Ее основными направлениями должны стать:
В следующей проектной части курсовой работы речь пойдет о частных случаях совершенствования управления государственным имуществом, касающихся управления государственными предприятиями.
г. Москва является лидером среди всех субъектов РФ по числу унитарных предприятий не только федеральной, но также городской и муниципальной форм собственности.
Московский регион отличается наиболее высоким уровнем благосостояния населения (благодаря самым высоким доходам в России), относительно хорошим качеством жилищно-коммунальных услуг, исправным функционированием городской инженерной инфраструктуры, благоустроенностью улиц, дорог, мостов.
Москва выполняет функции не только самого крупного мегаполиса в стране, но и исторического, и культурного центра России. Выполняя столичные функции, г. Москва является визитной карточкой государства.
Несмотря на глубокий системный кризис всех отраслей и регионов России в условиях экономики переходного периода, город стремительно преобразился и стал одной из красивейших мировых столиц. Поддержание и развитие города на этом уровне обеспечивается сложившейся системой управления городским хозяйством, ключевая роль в которой отводится ГУПам различных сфер городской экономики.
Работа по повышению эффективности деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий и качества управления ими была начата столичным правительством еще осенью 1998 г., когда для этого была создана временная рабочая группа.
В документах правительства Москвы отмечалось, что по состоянию на 1 января 2000 г. в собственности города Москвы находилось 1565 государственных и казенных предприятий. Управление указанными предприятиями осуществлялось отраслевыми органами городской администрации и префектами административных округов города. Так, в ведении департаментов, комитетов и управлений Комплекса социальной сферы находилось 493 предприятия (32% их общего количества), в ведении управлений Комплекса городского хозяйства - 262 предприятия (17%), в ведении структурных подразделений Комплекса перспективного развития -70 предприятий (5%). 683 предприятия (43%) были подведомственны префектам административных округов (более чем по 100 предприятий имелось в Центральном и Восточном административных округах), остальные 57 (3%) - другим органам городской администрации.
В результате проведенной в 1999 г. Департаментом государственного и муниципального имущества (ДГМИ) г. Москвы проверки государственных и казенных предприятий города выявлено отсутствие эффективного контроля за их деятельностью со стороны отраслевых органов городской администрации, а также префектов административных округов. Только 965 предприятий (61,7%) представили в органы статистики бухгалтерскую отчетность за 1998 г., 80 предприятий (по другим данным - 83) - не представили. Из 1565 принадлежащих городу предприятий на момент проведения проверки лишь у 511 предприятий (32,7%) учредительные документы были приведены в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации. Остальные 1054 предприятия, созданные различными органами власти в период с 1990 по 1995 г., имели организационно-правовые формы, не предусмотренные ныне действующим законодательством. Установлено, что 136 предприятий неэффективно используют государственное имущество.
В ходе реализации постановления Правительства Москвы от 15 июня 1999 г. № 542 «О создании, реорганизации, ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений города Москвы и об участии города Москвы в хозяйственных обществах» ДГМИ г. Москвы совместно с отраслевыми органами городской администрации и префектами административных округов были приведены в соответствие действующему законодательству учредительные документы 171 предприятия. В результате этих мероприятий общее число государственных унитарных предприятий с приведенными в соответствие с требованиями законодательства учредительными документами г. Москвы на 1 января 2000 г. составило 682.
В результате анализа юридического и экономического состояния предприятий, принадлежащих г. Москве, было установлено, что:
В целях повышения эффективности использования государственного имущества государственными и казенными предприятиями г. Москвы было признано необходимым проведение реструктуризации государственного сектора хозяйства города, нацеленной на сокращение общего количества принадлежащих г. Москве государственных и казенных предприятий:
В последующие годы в городе проводилась большая работа по совершенствованию управления унитарными предприятиями. Она была составной частью подходов, определенных в «Концепции управления собственностью Москвы и взаимодействия с иными собственниками на территории города до 2005 г.», утвержденной постановлением Московской городской думы от 18 октября 2000 г. № 108 в качестве базового документа по регулированию отношений собственности в столице.
В качестве конкретных примеров деятельности по улучшению управления унитарными предприятиями можно привести:
На отраслевых и окружных балансовых комиссиях рассматривалась и анализировалась деятельность унитарных предприятий. Осуществлялся контроль за перечислением ими чистой прибыли в городской бюджет. Были разработаны показатели оценки деятельности управляющих жилищным фондом организаций независимо от ее организационно-правовой формы, подготовлены предложения по сокращению численности унитарных предприятий, оптимизации их состава и структуры. Эти же направления содержались в плане мероприятий по сектору унитарных предприятий на 2003 г.
Можно ожидать, что дальнейшие
мероприятия в области совершен
На нынешнем этапе экономического развития России созрели предпосылки для решения задач институционального реформирования и отраслевой реструктуризации не за счет увеличения государственных ассигнований, а путем привлечения частного капитала в городское хозяйство, развития конкуренции, что, в принципе, требует акционирования унитарных предприятий. Вместе с тем в ряде отраслей немаловажное значение имеют противодействующие этому факторы социально-экономического характера.