Становление и развитие местного самоуправления в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 22:49, контрольная работа

Описание работы

Местное самоуправление - одна из основ любого демократического строя, в связи, с чем Хартия устанавливает, что принцип местного самоуправления должен быть закреплен в законодательстве и, по возможности, в конституции каждой страны.
По своей природе местное самоуправление - явление гораздо более сложное, чем его формальный современный конституционно-правовой статус. В соответствии с Конституцией России местное самоуправление признается как политический институт в системе народовластия. Политическая составляющая - это лишь одно из проявлений внутренней природы местного самоуправления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Конституционные основы местного самоуправления в РФ…………………4
Задачи, функции и полномочия местного самоуправления…..……………..5
Формы осуществления местного самоуправления……………. ……………7
Понятие и значение финансовых основ деятельности местного самоуправления ………………………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………… 17
Список используемой литературы…………………………

Файлы: 1 файл

контр. КП.docx

— 38.36 Кб (Скачать файл)

Глава администрации подотчетен населению и представительному  органу местного самоуправления. Функции  главы местной администрации  следующие:

- организует разработку  и исполнение местного бюджета,  осуществляет функции распорядителя  кредитов при исполнении бюджета;

- организует подготовку  и исполнение генерального плана  развития территории муниципального  образования, программы экологической  безопасности;

- представляет, в пределах  своих полномочий, муниципальное  образование в отношениях с  населением, трудовыми коллективами, органами местного самоуправления, органами государственной власти  субъекта Федерации, общественными  организациями;

- определяет структуру,  штатное расписание администрации  и вносит их на утверждение  представительному органу местного  самоуправления;

- не реже одного раза  в год предоставляет населению  и представительному органу местного  самоуправления отчет о деятельности  администрации;

- принимает меры по  обеспечению правопорядка, координирует  меры по борьбе с преступностью;

- руководит гражданской  обороной на территории муниципального  образования, осуществляет мероприятия  по защите населения и территории  от чрезвычайных ситуаций;

- назначает и освобождает  руководителей предприятий, учреждений  и организаций, находящихся в  муниципальной собственности;

- осуществляет иные исполнительно-распорядительные  функции в пределах своей компетенции.

Исполнительно-распорядительные функции глава местной администрации  осуществляет путем издания постановлений  и распоряжений. Порядок подготовки постановлений и распоряжений и  их исполнение определяются регламентом  работы администрации.

Особое место в осуществлении  местного самоуправления занимает территориальное  общественное самоуправление. Под территориальным  общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту  их жительства на части территории муниципального образования для  самостоятельного и под свою ответственность  осуществления собственных интересов  в вопросах местного значения через  создаваемые ими органы территориального общественного самоуправления. Оно  является одной из важнейших форм участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Как часть общей системы  местного самоуправления Российской Федерации  территориальное общественное самоуправление включает в себя уже указанные  ранее общие собрания (сходы), конференции  граждан и иные территориальные  формы непосредственной демократии, а также органы территориального самоуправления -- советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов, кварталов, улиц, дворов и других территорий.

Территориальное общественное самоуправление способствует выявлению  общественного мнения, позволяет  соответствующим органам принимать  решения с учетом мнения и интересов  большинства населения.

Органы территориального общественного самоуправления действуют  исключительно в пределах части  территории муниципального образования, населенного пункта. Они объединяют население на основе совместной работы по обслуживанию общественных потребностей граждан, удовлетворению их культурно-бытовых  и иных запросов, охране их прав и  интересов.

Порядок организации и  осуществления территориального общественного  самоуправления определяется уставом  муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми  актами органов местного самоуправления.

Формирование органов  территориального общественного самоуправления происходит путем выборов на общих  собраниях (сходах) или конференциях граждан по месту их жительства на срок полномочий представительного  органа местного самоуправления.

Приближенность органов  территориального общественного самоуправления к населению, простой порядок  формирования, тесная связь их деятельности с повседневными жизненными интересами граждан обеспечивают массовость этих органов, определяют необходимость  повышения их роли в системе местного самоуправления. Однако, низкая политическая и социальная активность населения  сдерживает развитие общественных форм самоуправления. Перед представительными  и исполнительными органами самоуправления стоит задача инициировать развитие территориального общественного самоуправления.

В системе местного самоуправления используются и формы, служащие выявлению  общественного мнения и позволяющие  органам общественного самоуправления принимать решения с учетом мнения и интересов большинства населения. К ним относятся: обсуждение населением вопросов местного самоуправления, проектов решений органов местного самоуправления, опросы общественного мнения. Важную роль играют и такие общественные инициативы граждан, как митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, а также проявление самодеятельности в различных сферах местной жизни.

В соответствии с Федеральным  законом "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 27) наряду с такими формами участия населения в  осуществлении местного самоуправления, как местный референдум, муниципальные  выборы, собрания (сходы) граждан, территориальное  общественное самоуправление граждан, законотворческая инициатива, обращение  граждан в органы местного самоуправления, граждане вправе осуществлять местное  самоуправление и в других формах, которые не противоречат Конституции  Российской Федерации, федеральным  законам, законам субъектов Российской Федерации.

Таким образом, организационные  формы, посредством которых осуществляется местное самоуправление в стране можно разбить на следующие группы:

Первая из них включает формы непосредственной демократии, используемые в системе местного самоуправления. Непосредственная демократия в системе местного самоуправления осуществляется посредством различных  форм прямого волеизъявления населения  или его отдельных групп, проживающих  в границах районов, городов, районов  в городах, поселков, сельских поселений, в которых осуществляется местное  самоуправление. Она играет особую роль в его реализации.

Эта роль определяется, прежде всего, тем, что посредством таких  форм прямой демократии, как выборы, собрания населения и ряда других обеспечивается формирование и функционирование всех важнейших звеньев системы  местного самоуправления -- его органов. Имея это в виду, можно сказать, что в практике местного самоуправления формы непосредственной и представительной демократии переплетаются, дополняя друг друга.

Кроме того, роль непосредственной демократии в осуществлении местного самоуправления определяется также  и тем, что некоторые ее формы (местные референдумы, собрания (сходы) граждан и др.) сами входят в систему  местного самоуправления, составляя  ее неотъемлемую часть.

Другую группу организационных  форм местного самоуправления составляют выборные и другие органы местного самоуправления, на которые возлагается  основная повседневная работа по осуществлению  местного самоуправления на территории соответствующих муниципальных образований.

Органы местного самоуправления выступают одной из основ демократической  системы управления обществом, позволяющей  демократизировать аппарат управления и решать местные вопросы с  гораздо большей эффективностью по сравнению с централизованной системой управления; обеспечивать учет интересов малых сообществ при  проведении государственной политики; оптимально сочетать интересы и права  человека и интересы регионов и государства  в целом.

Отдельную группу составляют организационные формы участия  населения в осуществлении местного самоуправления, центральное место  в которой занимает территориальное  общественное самоуправление. Многочисленные, разнообразные формы участия  населения в осуществлении местного самоуправления служат массовой опорой местного самоуправления, укрепляют  его связи с населением. В их деятельности проявляется непосредственная гражданская инициатива населения, питаемая устойчивыми интересами различных  общественных групп. Они трансформируют эти интересы и традиции в активное гражданское поведение, практическую работу.

В определении организационных  форм, как основы, на которую нанизываются права, полномочия, собственность, финансы, населению предоставляется полная свобода.

Закон предусматривает право  муниципального образования самостоятельно разрабатывать и принимать свой устав, в котором закрепляются конкретные формы организации местного самоуправления, структура и порядок формирования органов местного самоуправления, формы, порядок и гарантии непосредственного  участия населения в решении  вопросов местного самоуправления, наименование и полномочия выборных и других органов  местного самоуправления.

 

  1. Понятие и значение финансовых основ деятельности местного самоуправления.

 

  Как бы целесообразно  ни были определены сущностные  принципы формирования и развития местного самоуправления, развернуты организационно-управленческие структуры органов местного самоуправления, без достаточных материально-финансовых ресурсов территориального сообщества не сможет эффективно функционировать механизм местного самоуправления.

     Финансово-экономическую  основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, местный бюджет и иные местные финансовые и прочие ресурсы, формируемые и используемые в интересах населения муниципальных образований.

     Состояние  финансово-экономической основы  местного самоуправления во многом обусловлено состоянием экономики нашего общества, его финансов. Признание и гарантированность государством местного самоуправления предполагает, что государство берет на себя определенные обязательства по созданию экономических, финансовых и иных условий, необходимых для развития местного самоуправления.

Европейская Хартия о местном  самоуправлении закрепляет в статье 9

следующие общие принципы организации финансово-экономической самостоятельности органов местного самоуправления:

    • органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций;
    • финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им Конституцией или законом полномочиям;
    • по меньшей мере, часть финансовых средств органов местного

самоуправления должна формироваться  из местных сборов и           налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом;

    • финансовые системы, на которых основываются средства местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько это возможно, за изменением издержек, возникающих при осуществлении компетенции местных органов;
    • защита более слабых в финансовом отношении органов местного

самоуправления требует процедур финансового выравнивания   или эквивалентных мер, предназначенных для корректировки результатов – неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов и лежащих на них расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Эти пять основных положений  Европейской Хартии местного самоуправления можно рассматривать в качестве общих принципов, которые должны определять финансово-налоговую политику демократического государства, в том  числе и России, применительно  к местным органам власти, получая  отражение в законодательстве данной страны.

     Указанные  выше принципы развития финансово-экономической основы местного самоуправления реализуются в РФ в рамках государственной экономической политики, региональной и местной экономической политики, которая направлена на создание условий эффективного развития всех регионов и территорий. В частности, органы государственной власти РФ в соответствии с Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995г. №154-ФЗ (ст. 4 и 5):

1. регулируют порядок передачи объектов государственной собственности в муниципальную собственность;

2. передают органам местного самоуправления материальные и финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, которыми законодательно могут наделяться данные органы;

3.  разрабатывают и устанавливают государственные минимальные социальные стандарты;

4. регулируют отношения между федеральным и местными бюджетами, между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами;

5. обеспечивают сбалансированность минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;

6.    обеспечивают гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления;

Информация о работе Становление и развитие местного самоуправления в Российской Федерации