Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 11:34, реферат
Государственные служащие Российской Федерации представляют довольно многочисленную социальную группу (общая их численность превышает полмиллиона человек) со своими интересами и ценностными ориентациями, писанными и неписанными правилами служебных и межличностных отношений. Это органическая совокупность специалистов, занимающих государственные должности в системе органов государственной власти и занимающаяся решением управленческих, организационно-распорядительных, информационно-аналитических и иных задач государственного характера.
Наиболее общие права
К первой группе прав гражданского служащего относятся:
• право на ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критериями оценки качества его работы, показателями эффективности исполнения служебных обязанностей, условиями продвижения по службе (должностного и профессионального роста);
• право на должностной рост путем участия по собственной инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы;
• право на ознакомление с материалами своего личного дела, отзывами о своей профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, а также на приобщение к личному делу своих письменных объяснений, а также других документов и материалов;
• право на защиту сведений о гражданском служащем, на проведение по требованию служащего специального служебной проверки для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
• право на защиту своих прав и законных интересов, включая обжалование в суд их нарушения;
• право на обращение в соответствующие государственные органы для разрешения индивидуальных служебных споров;
• право на надлежащие организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей.
Ко второй группе прав гражданского служащего относятся:
• право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;
• право на доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации - предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности;
• право на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном законодательством, за счет средств соответствующего государственного бюджета;
• право на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
Третью группу прав составляют:
• право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;
• право на пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной служебной деятельности;
• право на членство в профессиональном союзе для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
• право на отдых, обеспечиваемое установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
• право на медицинское страхование служащего и членов его семьи, в том числе и после выхода его на пенсию;
• право на государственную защиту жизни и здоровья, жизни и здоровья членов семьи, а также принадлежащего гражданскому служащему имущества, т.е. право на государственное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности, причинения вреда здоровью и личному имуществу в связи с исполнением должностных обязанностей.
Причем гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от руководителя подобного поручения, т.е. являющегося, по мнению служащего, неправомерным, он должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения и добиться от руководителя подтверждения этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и даже уголовную ответственность в соответствии с российским законодательством.
Другое дело недобросовестность или недисциплинированность служащего. Перечисленных прав вполне достаточно для успешной реализации аппаратом и каждым его работником возложенных на них управленческих, информационно-аналитических, экспертно-прогнозных, контрольных и иных полномочий. Главное, чтобы предоставленными законом правами служащий пользовался разумно, добросовестно и, главное, ответственно. К сожалению, на практике так бывает далеко не всегда. О чем свидетельствуют как многочисленные конкретные факты злоупотреблений служебным положением, так и сложившееся в массовом сознание мнение о «преобладании в государственном управлении административного произвола чиновников». Сегодня так считает 41% опрошенных россиян. Многие чувствуют себя беспомощными перед лицом государственного аппарата, убеждены, что при принятии управленческих решений с их мнением никто не считается, что нынешняя административная система не способна оказывать качественные государственные услуги обществу и отдельным гражданам1.
И самый серьезный вывод: государственные служащие сегодня больше заботятся о своих личных, в лучшем случае, ведомственных интересах, чем об интересах государства и граждан.
Недобросовестное отношение к
должностным полномочиям, а тем
более злоупотребление
При этом мы подчеркиваем, что принцип презумпции добросовестности в системе государственной службы действует в полном объеме. Проводя квалификационные экзамены, аттестационные мероприятия, собеседования, оценивая конкретные поступки подчиненного, руководитель должен быть максимально объективным и доброжелательными. Нельзя работать с людьми и управлять коллективом, руководствуясь предубеждением, что подчиненные априори некомпетентны или, скажем, незаконопослушные люди. Государственный служащий – это гражданин страны и вправе рассчитывать на признание, соблюдение и защиту его прав и свобод, что, кстати, является важнейшей конституционной обязанностью государства и соответствующих должностных лиц. Презумпция невиновности – это признание добросовестности (доброй совести) работника, проявление уважения государства к своему служащему.
Служебные права создают необходимые условия для успешной реализации должностных обязанностей, т.е. функций, которые возлагаются на государственного служащего с целью непосредственного исполнения или профессионального обеспечения полномочий государственного органа или должностных лиц, представляющих этот орган. Определяются они должностными регламентами и статусными характеристиками государственной службы в целом. И уж, во всяком случае, не сводятся к рутинной аппаратной работе – подготовке справочных материалов, проектов решений и инструкций, различного рода совещаний и семинаров, проведению ревизий и контрольных проверок. По содержанию и целевой направленности служебные обязанности гражданского служащего имеют четко выраженный управленческий характер, направлены на решение государственной задачи и не сводятся к чисто организационно-технической деятельности.
В ст. 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» основные обязанности гражданских служащих представлены в редакции, которая позволяет классифицировать их следующим образом.
К группе конституционных можно отнести обязанности:
К группе функциональных относятся обязанности:
К обязанностям профессионально-личностного плана можно отнести:
Говоря о служебных
Не случайно, «в целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными служащими должностных (служебных) обязанностей, исключения злоупотреблений на государственной службе» Президент Российской Федерации своим Указом от 12 августа 2002 г. № 885 утвердил общие принципы служебного поведения государственных и муниципальных служащих, многие нормы которого затем были закреплены в федеральном законодательстве о государственной гражданской службе.
За неисполнение или некачественное исполнение должностных обязанностей гражданский служащий несет не только моральную, но и юридическую ответственность вплоть до уголовного преследования. Говоря об ответственности, мы, конечно, прежде всего имеем в виду позитивную ответственность, говорим об ответственном и высококачественном исполнении служебных обязанностей в соответствии с требованиями закона, должностного регламента и служебного контракта. Ее антипод – безответственность, т.е. безразличное, халатное, а то и преступное отношение к служебным обязанностям. Оно то и влечет соответствующую юридическую ответственность, например, дисциплинарную в форме замечания; выговора; предупреждения о неполном должностном соответствии; освобождения от замещаемой должности гражданской службы и даже увольнения с гражданской службы. При освобождении от должности в связи с дисциплинарным взысканием в отдельных случаях служащий может быть включен в кадровый резерв для последующего замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.
Существенной составляющей социально-правового статуса гражданского служащего являются законодательно установленные ограничения и запреты по должности (ст.16 и 17 Федерального закона о государственной гражданской службе). Это совокупность социально-политических, экономических и организационно-управленческих факторов, очерчивающих пределы дозволенного в служебной деятельности и повседневном поведении служащего. Ограничения и запреты устанавливают те границы, выход за которые государство либо однозначно запрещает, либо не одобряет и не поощряет. Ограничения и запреты призваны не допустить конфликта частных интересов служащего и публичных интересов общества и государства: государство не может не учитывать, что обладая властными полномочиями, человек располагает немалыми возможностями использования их в целях, не относящихся к должности и даже противопоказанные ей: в политических целях, в интересах третьих лиц, в целях личного обогащения и т.д.