Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 11:34, реферат
Государственные служащие Российской Федерации представляют довольно многочисленную социальную группу (общая их численность превышает полмиллиона человек) со своими интересами и ценностными ориентациями, писанными и неписанными правилами служебных и межличностных отношений. Это органическая совокупность специалистов, занимающих государственные должности в системе органов государственной власти и занимающаяся решением управленческих, организационно-распорядительных, информационно-аналитических и иных задач государственного характера.
Закрепленные законом
О каких ограничениях идет речь? Гражданин не может быть даже претендовать на гражданскую службу и находиться на службе в случае: признания его по решению суда недееспособным или ограниченно дееспособным; осуждения к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей; отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности, связано с использованием таких сведений; наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению; близкого родства (родители, супруги, дети, братья, сестры) с гражданским служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства; представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу; непредставления сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Запреты по гражданской службе можно разделить на четыре группы.
В первую группу составляют запреты политического характера. Служащий не вправе:
– использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов. Это означает, что в своей служебной деятельности государственный служащий должен исключать какие бы то ни было шаги, направленные на оказание предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям. Его идеологические воззрения не должны превалировать над законом. Он должен оставаться независимым от лоббистского влияния со стороны граждан, профессиональных, политических и социальных групп. И еще: служащий, замещающий должность руководителя, не должен допускать случаев принуждения подчиненных к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений;
– принимать участие в
забастовках,
– принимать без письменного разрешения награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями. По вопросам принятия наград подписывается двустороннее соглашение (нота). Этот документ содержит перечень и описание наград, которыми могут награждаться граждане той или иной страны. При наличии такого соглашения, по сложившейся международной практике, органы государственной власти иностранного государства обращаются в МИД России с извещением о награждении гражданина Российской Федерации. МИД представляет материал о награждении в Комиссию по государственным наградам при Президенте Российской Федерации, которая оценивает представление к награждению и составляет заключение о возможности награждения. На основании заключения председатель Комиссии визирует проект соответствующего указа Президента Российской Федерации;
– допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе и в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов и их руководителей, если это не входит в его служебные обязанности.
Названные запреты установлены в целях обеспечения государственной целостности, политического суверенитета и единства государственной власти, безопасности и управляемости государства, что полностью соответствует ч. 3 ст. 5 Конституции Российской Федерации. Ограничения и запреты является нормами прямого действия, они должны исполняться без каких-либо дополнительных решений, особых разъяснений и толкований.
Ко второй группе запретов можно отнести те из них, которые преследуют цель, с одной стороны, более эффективного использования служебного времени а, с другой, – не допустить, чтобы служащие отвлекались на другие занятия или использовали свои полномочия для противоправного укрепления своего материального благосостояния. Это запреты, касающихся материально-финансовой стороны служебных отношений. Гражданский служащий не вправе:
– участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных законом. Ему запрещено получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего. Короче, он не вправе заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности. Все доходы подлежат обязательному декларированию.
Результатом творческой деятельности может быть создание оригинальных, новаторских по содержанию, неповторимых по форме произведений литературно-художественного, публицистического, музыкального жанра, живописи и т.д. В перечисленных сферах служащий не может оказывать служебного влияния, поскольку в своей основе эти виды деятельности связаны с эмоционально-духовным восприятием окружающего мира;
– осуществлять предпринимательскую деятельность. Более того, даже после увольнения со службы отставной служащий не вправе 1) в течение двух лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно в свое время входили в его должностные обязанности; 2) разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
– приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход. В случае если владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
– быть поверенным или представителем
по делам третьих лиц в
– получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, деньги, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей. Эта норма действует в отношении государственного служащего и после выхода его на пенсию.
Под подарком понимается безвозмездная передача дарителем вещи в собственность либо имущественного права (требования) к дарителю или к третьему лицу, или освобождение одаряемого от имущественной обязанности перед кем-либо. Так трактуется это понятие Гражданским кодексом Российской Федерации. Получение подарка за исполнение или неисполнение конкретных должностных обязанностей непосредственно или передача его членам семьи служащего подпадает под признаки уголовного правонарушения.
К третьей группе запретов относятся такие действия, которые могут быть использованы в целях получения неимущественных выгод. В связи с этим служащему запрещается:
– принимать без письменного разрешения государства награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
– выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории страны за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями.
К четвертой группе запретов относятся запреты на использование в неслужебных целях средств материально-технического и информационного обеспечения. Использование государственного имущества и информации в неслужебных целях означает, что они несанкционировано используется в личных целях для удовлетворения собственных потребностей. Поэтому служащий не вправе:
– использовать в целях, не связанных
с исполнением должностных
– разглашать или использовать в
целях, не связанных с гражданской
службой, сведения, отнесенные в соответствии
с федеральным законом к
Для государственного служащего свобода – это не вседозволенность и игнорирование по своему усмотрению нормативно установленных ограничений его политических, социально-экономических и гражданских прав. Для него свобода – это возможность реализовать свои жизненные интересы, строго сообразуясь с законом и будучи «в ладу с обществом». Гражданская служба – не просто работа, а призвание. Это образ жизни в соответствии с понятиями «законности, разумности и умеренности». Только в таком случае свобода для служащего становится своеобразным инструментом противостояния соблазнам власти, самоограничения желаний и страстей. Только при таком понимании свободы можно рассчитывать, что чиновник будет стоять на страже интересов государства и общества, на своем должностном уровне будет надежным гарантом прав человека и гражданина. Так через статус служащего право в государственном аппарате смыкается с моралью и нравственными ориентирами общества.
К сожалению, эта смычка в современной системе гражданской службы еще недостаточно прочная: общественность рассматривает российское чиновничество как привилегированную, причем далеко не всегда эта привилегированность оправданна, и оторванную от народа социально-статусную группу. Ее авторитет 66% россиян оценивает как невысокий и даже низкий – аппарат больше занят решением своих корпоративных проблем, чем проблем общества и его граждан. Каждый второй опрошенный заявляет, что при обращении в государственные учреждения, он не только не получил помощи, но и столкнулся с действиями, которые напрямую ущемили его достоинство и гражданские права. Чиновник «ничего не задумывает, ничего не предпринимает, ничего конструктивно-созидательного не начинает, но все «запрещает»1, т.е. заняты сугубо канцелярской, бюрократической, фискальной работой. Такому служащему выгодны «пробуксовки реформ», ему не хочется верить, что в аппарате будет наведен порядок – каждый пятый служащий заявляет, что не верит в успех административной реформы, и, естественно, что действует он в соответствии со своей ориентировкой, воспроизводя бюрократизм, коррупцию, безответственность, круговую поруку, мораль так называемой командности. Не это ли имеет в виду В.В.Путин, когда говорит о низкой эффективности аппарата, о групповых интересах, иждивенческих настроениях и благодушном отношении бюрократии к растранжириванию национальных богатств, о ее закрытости и уникальной способности извлекать «административную ренту»2.