Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 15:53, курсовая работа
В данной курсовой работе описаны понятия и признаки государственного аппарата, виды органов государственной власти. Подробнее рассмотрены органы законодательной, исполнительной и судебной властей. А также рассмотрены контрольно-надзорные органы государственной власти как четвёртую ветвь государственной власти.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 3
1.1. Понятие органов государственной власти 3
1.2. Сущность и принципы органов государственной власти 6
Глава 2. ВИДЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 15
2.1. Классификация органов государственной власти 15
2.2. Органы законодательной власти 16
2.3. Органы исполнительной власти 19
2.4. Органы судебной власти 23
2.5. Контрольно-надзорные органы государственной власти 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 3
1.1. Понятие органов государственной власти 3
1.2. Сущность и принципы органов государственной власти 6
Глава 2. ВИДЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 15
2.1. Классификация органов государственной власти 15
2.2. Органы законодательной власти 16
2.3. Органы исполнительной власти 19
2.4. Органы судебной власти 23
2.5. Контрольно-надзорные органы государственной власти 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ВВЕДЕНИЕ:
Ни одно государство не может успешно функционировать без устойчивой властной вертикали. Отношение между центром и органами власти регионов, базирующиеся на началах субординации, являются неотъемлемым признаком государства.
Аппарат государственной власти продолжает и завершает организацию механизма государства, делая её готовой и пригодной к практической реализации задач и функций государства. В каждое звено государственного механизма аппарат государственной власти вносит жизнь, комплекс мер, средств, форм и методов для реальной, практической деятельности. В становлении государственности любого вида аппарат государственной власти выступает в качестве первейшего организационного средства выполнения государством своих целей.
Власть - это качество и степень возможности политического деятеля (единоличного или коллективного) побуждать до определённой степени и в течение определённого времени одного или нескольких действующих лиц думать (или не думать), делать что-либо (или не делать).
Государственная власть – это способ руководства (управления) обществом для которого характерна опора на специальный аппарат принуждения (авторитет силы). В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственная власть разделена на три ветви: законодательную, судебную и исполнительную. Несмотря на это некоторые авторы юридической литературы относят контрольно-надзорные органы РФ к четвертой ветви государственной власти.
Целью данного исследования является изучение структуры, функции, полномочия органов государственной власти. Исходя из цели, предметом исследования выступает государственная власть РФ, объектом – функционирование и полномочия органов государственной власти. Для достижение поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Разобрать понятийный аппарат государственной власти.
2.Изучить признаки и принципы функционирования государственной власти.
3.Привести классификацию органов государственной власти.
4. Определить структуру органов государственной власти.
5. Определить функции и полномочия органов государственной власти.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время огромное значение имеет эффективность работы государственной власти. Важное значение приобретает идея укрепления механизма государственной власти, которая выстраивает исполнительную вертикаль отношений между федеральным центром и субъектами Российской Федерации.
Глава 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1. Понятие и структура органов государственной власти
Власть – всегда двустороннее взаимодействие субъекта и объекта. Власть никогда не является отношениями только одного лица (или органа), если не иметь в виду власть человека над собой (но это уже психологический, а не социальный феномен). Власть означает отношения зависимости между людьми: с одной стороны, навязывание воли кого-то другого, с другой – подчинение ей. Иначе – это властные отношения между субъектом и объектом.
Сущностью власти являются волевые отношения (управление / господства / – подчинение). Власть допускает верховенство, монопольное право субъекта принимать решения («авторитетные решения»), обязательные и значимые для объекта, и способность обеспечивать выполнение принятых обязательств, то есть контролировать объект. Общество объективно нуждается во власти. Она противостоит анархии, препятствует разрушительным действиям, опасным для всего социального организма. Авторитет, право, насилие – средства, с помощью которых власть имеет способность и возможность осуществлять свою волю, определенное воздействие на деятельность и поведение людей.
Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект имел такие качества:
– Волю к власти, то есть желание господствовать и готовность брать на себя связанную с этим ответственность;
– Компетентность, то есть знание сущности дела, состояния и настроения подчиненных, умение использовать ресурсы, обладать авторитетом.
Готовность к подчинению объекта властвования зависит от ряда факторов:
– От его качеств;
– От предъявляемых к нему требований;
– От ситуации и средств воздействия, которыми субъект;
– От восприятия субъекта объектом в зависимости от наличия (или отсутствия) у него авторитета.
В отличие от ранних эксплуататорских государств, где объект властвования был бесправным и обязанным беспрекословно подчиняться субъекту властвования, в современных демократических государствах качества объекта политического властвования определяются прежде всего его политической и правовой культурой.
Социальная (публичная) власть – волевые (руководства – подчинения) отношения между людьми по поводу организации их совместной деятельности, выработки и осуществления общей для данного социального коллектива воли (интереса).
Государственная власть является особым видом социальной власти. Если в первобытном обществе социальная власть имеет публичный (общественный) характер, то в классово-организованном политический. В государстве мы имеем дело с политической властью. В анализе политических систем общества власть занимает такое же место, как деньги в экономических системах: она имеет прочные корни в общественной и частной жизни граждан.
Каково соотношение политической и государственной власти?
Есть два мнения по этому вопросу:
«Политическая власть» и «государственная власть» – понятия тождественные, поскольку политическая власть исходит от государства и осуществляется за его прямого или косвенного участия;
«Политическая власть» и «государственная власть» – понятия не тождественные, однако всякая государственная власть является политической.
Действительно, политическая власть неразрывно связана с властью государственной, находит в ней свое продолжение. Государственная власть – главный, типичный способ осуществления политической власти.
Отличия политической и государственной власти трудно выделить, однако они есть.
1. Всякая государственная власть имеет политический характер, но не всякая политическая власть является государственной. Примером может служить двоевластия в России 1917 г. – власть Временного правительства и власть Советов. Обладая политической властью, Советы в то время не имели самостоятельной государственной власти. Другой пример – политическая власть в Анголе, Гвинее-Бисау, Мозамбика, которые перестали быть колониями Португалии (до провозглашения независимости в 1974 и 1975 pp.). Такую власть можно назвать перед государством, или к государственной. Лишь впоследствии она становится государственной, приобретает общий характер.
2. Государственная власть исполняет роль арбитра в отношениях между различными социальными слоями общества, смягчает их противоборство, выполняет «общие дела». Государство – центральный институт политической власти. Ядром политики как сферы деятельности, связанной с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Термин «политическая власть» призван подчеркнуть реальную способность и возможность класса (социального слоя, социальной группы), который не имеет власти, вести борьбу за ее завоевание, проводить свою волю в политике – в пределах правовых норм и с их помощью.
Политическая деятельность не исчерпывается государственной деятельностью. Она осуществляется в рамках различных политических партий, профсоюзов, международных организаций. С помощью политической власти реализуются жизненно важные интересы значительных и влиятельных групп общества (классов, наций, этнических групп и др.).
В отличие от государственной власти, политическая власть класса, другого социального сообщества не способна исполнить роль умиротворителя противоборствующих сил общества или осуществлять «общие дела».
3. Политическая и государственная власть имеют разные механизмы осуществления. Государственная власть характеризуется наличием аппарата
управления и аппарата принуждения. Она имеет властный принудительное воздействие на поведение людей и их организаций, снабженных государственно-правовыми методами.
Политическая власть класса и другого социального сообщества осуществляется через: а) их организации (опосредованный путь), б) политические выступления (непосредственный путь). Если власть класса реализуется посредством государственного аппарата на аппарат принуждения, можно говорить о государственной власти. Государственная власть не может противопоставляться политической власти, поскольку политическую власть в обществе нельзя представить без государства. Государство является основным универсальным аккумулятором политической власти, так как имеет возможность:
а) предоставлять интересу (воле) власти общеобязательного характера;
б) использовать специальные органы (аппарат) для его (ее) осуществления;
в) прибегать в случае необходимости к принуждению.
Обычно государственная власть является основным направлением осуществления политической власти класса (социального слоя, социальной группы) в государственных формах с помощью свойственных только ей средств и методов.
Политическая власть – публичные, волевые (руководства – подчинения) отношения, которые образуются между субъектами политической системы общества (в том числе государством) на основе политических и правовых норм.
Государственная власть – публично-политические, волевые (руководства – подчинения) отношения, которые образуются между государственным аппаратом и субъектами политической системы общества на основе правовых норм, в случае необходимости, на государственное принуждение. Государственная власть относительно самостоятельна и составляет основу функционирования государственного аппарата.
В разных обществах и государствах характер власти отличается: в одних «руководство» со стороны государства означает прямое насилие, в других – скрытое принуждение, в третьих – организацию и убеждение. Имеет место и сочетание разных средств осуществления государственной воли.
Господство, систематическое насилие, принуждение – власть антидемократическая.
Убеждение, авторитет, служение обществу, соблюдение общечеловеческих ценностей – власть демократическая.
Любая государственная деятельность требует руководства, руководство – власти, а любая власть – легитимности. Признаки (черты) государственной власти:
1) публичная власть – выступает от имени всего общества (народа), имеет «публичную» основу своей деятельности (казенное имущество, собственные доходы, налоги);
2) аппаратная власть – концентрируется в аппарате, системе органов государства и через эти органы осуществляется;
3) верховная власть – юридическое олицетворяет общеобязательную волю всего общества, располагает монопольным правом издавать законы и опираться на аппарат принуждения как на одно из средств соблюдения законов и других правовых актов;
4) универсальная власть – распространяет властные решения на все общество: они являются общеобязательными для всех коллективных и индивидуальных субъектов;
5) суверенная власть – отделена от других видов власти внутри страны (от партийной, церковной и др., От власти других государств). Она независима от них и имеет исключительное монопольное положение в сфере государственных дел;
6) легитимная власть – юридическое (конституционное) обоснована и признана народом страны, а также мировым сообществом. Например, представительные органы приобретают легитимность в результате проведения выборов, предусмотренных и регламентированных законом.
Нелегитимная власть считается узурпаторской. Узурпацией является нарушение правовых процедур при проведении выборов или их фальсификация. Злоупотребление легитимной властью, то есть использование ее в противозаконных целях во вред обществу и государству, превышение властных полномочий, является также узурпацией власти.
Легитимность (в широком понимании) – это признание правомерности государственной власти населением и международным сообществом. Признание законности ее происхождения и способа установления означает получение властью кредита доверия со стороны народа, согласие народа повиноваться. В узком смысле – это признание законности власти, образования ее в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами. Требование легитимности возникла как реакция против насильственной смены власти в государстве, осознание обществом преимущества порядка и стабильности над нарушением общепризнанных норм, захватом власти силой. Есть две позиции в понимании легитимности власти:
Информация о работе Структура, функции и полномочия органов государственной власти