Субъекты муниципально-правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 14:04, реферат

Описание работы

В настоящее время развитое местное самоуправление является важнейшим элементом демократического государственного устройства. В частности это неотъемлемая часть общегосударственной системы сдержек и противовесов. Упомянутая система не должна пониматься как исключительный механизм регулирования взаимоотношений между органами государственной власти, законодательной, исполнительной и судебной. Наряду с сочетанием различных интересов на государственном уровне необходимо сочетании интересов государственных и интересов каждого отдельно взятого сельского населенного пункта, города, каждой каким либо способом обособленной населенной территории. Роль выразителя таких интересов и призвано играть местное самоуправление.

Файлы: 1 файл

Муниципальное право КР.docx

— 51.31 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Изучение истории развития городов мира, начиная с античных времен, показывает, что бурно развивались в основном те города, в которых государственное управление путем сочетания, означающее свободное самоуправление горожан, в условиях которого каждый гражданин получал возможность становиться блюстителем собственных интересов.

В настоящее время развитое местное самоуправление является важнейшим элементом демократического государственного устройства. В частности это неотъемлемая часть общегосударственной системы сдержек и противовесов. Упомянутая система не должна пониматься как исключительный механизм регулирования взаимоотношений между органами государственной власти, законодательной, исполнительной и судебной. Наряду с сочетанием различных интересов на государственном уровне необходимо сочетании интересов государственных и интересов каждого отдельно взятого сельского населенного пункта, города, каждой каким либо способом обособленной населенной территории. Роль выразителя таких интересов и призвано играть местное самоуправление.

Чтобы это роль была действенной, необходимо наличие у местного самоуправления полномочий на состоятельное решение вопросов местного значения, защиты интересов жителей, а также полномочий на участие в подготовке решений органов государственной власти затрагивающих интересы территорий местного самоуправления. 
Органы местного самоуправления призваны решать вопросы местного значения, создавать условия для обеспечения каждодневных потребностей населения, то есть, реализуют одно из ключевых прав человека и гражданина, характеризуемых демократическим государством. Следовательно, местное самоуправление не только оппонент, но одновременно и соратник государственной власти, а развитое местное самоуправление освобождает органы государства от нередко хлопотливых текущих дел, позволяет сконцентрироваться на решении государственного управления, таким образом, под самостоятельностью местного самоуправления следует понимать право местного сообщества непосредственно или через своих представителей в органах местного самоуправления в соответствии с действующим законом без вмешательства каких-либо иных властных структур, определять круг вопросов принимаемых к своему ведению и решать их. При этом необходимо подчеркнуть еще один важный аспект организации местного самоуправления – его деятельность под свою ответственность. То есть, бремя последствий за решения принятые в пределах вопросов, принятых к своему ведению ложиться в полной мере на местное самоуправление.

 

 

Субъекты муниципально-правовых отношений

 

В процессе осуществления деятельности местного самоуправления возникают различные отношения как внутренние (в рамках муниципального образования), так и внешние (с государством, субъектом Федерации, другими муниципальными образованиями и т.д.), которые можно разграничить на отношения:

  1. связанные с организацией местного самоуправления;
  2. по жизнеобеспечению населения муниципального образования;
  3. по осуществлению органами МСУ отдельных государственных полномочий.

Специфика местного самоуправления как правового института характеризуется наличием, наряду с общими с другими отраслями права, особых субъектов правоотношений. Поэтому муниципально-правовые отношения могут быть классифицированы и по субъектам, которые выступают стороной в этих отношениях.

Субъектами муниципально-правовых отношений являются: муниципальные образования; население муниципальных образований; собрание (сход) граждан; органы местного самоуправления; граждане; депутаты представительных органов местного самоуправления; члены других выборных органов местного самоуправления; должностные лица местного самоуправления; органы территориального общественного самоуправления; ассоциации и союзы муниципальных образований; государственные органы; общественные объединения; предприятия, учреждения, организации.

Субъекты муниципально-правовых отношений можно условно подразделить на три вида.

Первая группа – муниципальные образования. Мниципальное образование — особый субъект, имеющее особый правовой статус. Особенность данного субъекта следует из специфики местного самоуправления. Согласно законодательству муниципальным образованием признается городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Вторая группа - субъекты, наделенные правом принимать решения (участвовать в принятии решений) по вопросам местного значения: население муниципального образования (граждане Российской Федерации - местное сообщество), выборные и другие органы местного самоуправления и иные органы местного самоуправления. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории местного самоуправления, взаимодействуют с органами местного самоуправления по вопросам, затрагивающим их права и интересы.

Население муниципального образования, которое реализует свое право на участие в местном управлении путем референдума, выборов, обладает правотворческой инициативой в пределах муниципального образования.

Собрание (сход) граждан, которое выступает как форма решения населения вопросов местного значения и как форма организации территориального общественного самоуправления, создаваемого на части территории муниципального образования и обеспечивающего осуществление гражданами собственных инициатив в решении вопросов местного значения (собрание жителей улицы, дома, микрорайона и т.п.).

Выборные и иные органы местного самоуправления: представительный орган и выборное должностное лицо, наделенное полномочиями по принятию решений местного значения.

Граждане Кыргызстана, согласно Конституции КР имеют равные права, и которые реализуются ими как непосредственно (выборы, референдум, собрания и т.п.), так и через представительные органы. Они обладают равным доступом к муниципальной службе, получения полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления.

Депутаты представительного органа местного самоуправления, обладают статусом производным от коллегиального выборного органа муниципального образования и могут представлять интересы населения и принимать решения в составе этого органа.

Третья группа – субъекты содействующие осуществлению местного самоуправления, к которым относятся: органы территориального общественного самоуправления; ассоциации и союзы муниципальных образований; государственные органы; общественные объединения; предприятия, учреждения, организации.

Органы территориального общественного самоуправления, создаваемые гражданами по месту жительства. Они могут создаваться на территориях, не являющихся муниципальными образованиями: в микрорайоне, квартале, на улице, в доме и т.п. Эти органы участвуют в акциях милосердия и благотворительности, общественного контроля за использованием муниципальной собственности, в работе с детьми и подростками и т.п. В соответствии с уставом муниципального образования могут быть юридическими лицами.

Объединения муниципальных образований и их органов в форме ассоциаций и союзов, создаваемые с целью содействия эффективному осуществлению местного самоуправления и координации деятельности органов местного самоуправления

Государственные органы оказывают содействие и поддержку, создавая необходимые условия становления и развития местного самоуправления, а также осуществляют контроль за соблюдением законности деятельности органов МСУ.

Предприятия, учреждения и организации различных форм собственности и организационно-правовых форм, находящиеся на территории муниципального образования. Их отношения строятся с органами местного самоуправления на основе договора. Они участвуют в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования.

Местные общественные объединения (партии союзы и т.п.) отстаивают интересы своих членов и участников в органах местного самоуправления, участвуют в выборах.

 

Система и источники муниципального права

 

Источниками муниципального права являются правовые акты, в которых устанавливаются, изменяются или отменяются правовые нормы, направленные на регулирование муниципальных отношений. С учетом субъекта осуществляющего регулирование отношений в сфере местного самоуправления можно выделить четыре группы источников:

  • международно-правовые акты,
  • федеральные нормативно-правовые акты,
  • нормативные акты субъектов Федерации и
  • нормативно-правовые акты, принятые населением муниципального образования и его органами самоуправления.

Источники муниципального права можно также классифицировать по другим основаниям: по юридической силе, по предметам ведения местного самоуправления, по кругу субъектов их принявших.

Совокупность нормативно-правовых актов по вопросам местного самоуправления образуют систему источников, в которую входят:

  • Международные правовые нормативные акты (Европейская Хартия местного самоуправления и др.).
  • Конституция Кыргызской Республики.
  • Конституционные законы.
  • Указы Президента КР, постановления Правительства КР, нормативные акты министерств и ведомств по вопросам местного самоуправления.
  • Конституции, законы и нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов по вопросам местного самоуправления.
  • Нормативно-правовые акты, принятые населением муниципального образования и его органами самоуправления.

Муниципальное право имеет свою систему, которая отражает взаимосвязь и взаимообусловленность правового регулирования местного самоуправления как целостного социального явления. Построение системы муниципального права обусловлено потребностями практики развития местного самоуправления, оказывающая влияние на формирование институтов муниципального права и способствует определению их роли в осуществлении местного самоуправления.

В современном содержании понятия  местного самоуправления раскрывает в  двух аспектах: 
Местное самоуправление - это право граждан, местного сообщества на самостоятельное  заведование местными делами;

Местное   самоуправление   -   одна   из   основ   конституционного   строя, основополагающий принцип организации  власти, который наряду с принципом  разделения   властей   (деление   власти   по   горизонтали),   определят   систему управления (деление власти по вертикали).

Наиболее  значительным представляется второй аспект. Местное  
самоуправление во всех развитых странах признается и закрепляется в качестве одной основ конституционного строя в качестве института, который не может быть ликвидирован.  
В настоящее время развитое местное  самоуправление является важнейшим  элементом демократического государственного устройства. В частности - это неотделимая  часть общегосударственной системы  сдержки и противовесов. Упомянутая система не должна пониматься только как исключительный механизм регулирования  взаимоотношений между органами государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной). Наряду сочетанием различных интересов  на государственном уровне необходимо сочетание интересов государственных  и интересов каждого отдельно взятого сельского населенного  пункта, города, каждый каким либо способом обособленной населенной территории. Роль выразителя таких интересов и призвано играть местное самоуправление. 
Кыргызстан,    в    настоящее    время,    используя    мировой    опыт,    традиции самоуправления народа и накопившейся опыт последних лет реформы местного самоуправления,    решает    важную    задачу    -    создание    системы    местного самоуправления, действующая в интересах и под контролем населения местных сообществ. В истории кыргызского народа местное, общинное самоуправление имеет бытовые традиции. В том или ином виде самоуправление у кыргызов существовало   на    протяжении   всей   истории.   Традиции   древних      кыргызов, селившихся по аилам, их систем самоуправления прошла на веку  прочность в сложных условиях кочевого образ   жизни. Облегченные народным доверием, наибольшими  управляли умудренные жизнью аксакалы, несмотря на то, что большие роды племен возглавляли ханы, беки и манапы. В решении наиболее важных    вопросов    практиковалось    проведение    сельских    сходов.    На них устанавливались неписаные  правила, свято     соблюдающиеся  каждым членом кочевого общества. Аксакалы общины, правившие  ими, заботились обо всех, особо остро нуждающихся. Бытующие до сих пор формы разрешение общих проблем и взаимопомощи  к « ашар» и «орток» берут свои корни еще с тех времен. 
Современное веденье местного самоуправления отражено в европейской хартии местного самоуправления,    принятый Советом Европы 15 октября 1985 год и подписанное двадцатью  тремя европейскими странами хартия дает местному самоуправлению такое  определение: «Под местным самоуправлением  понимается право    и    действительная    способность    органов    местного    самоуправления регламентировать значительную часть дел и управлять ею, действуя в рамках закона,   под  свою   ответственность     и   в   интересах   населения».   Это   право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного,  иного равного и прямого всеобщего голосования. Советы или собрания могут иметь подотчетные или исполнительные органы. Это положение не исключает обращение и собранием граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, если это допускается законом. Европейская хартия включает в себя следующие главные характеристики местного самоуправления:

Информация о работе Субъекты муниципально-правовых отношений