Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 21:57, контрольная работа

Описание работы

Каждый гражданин Российской Федерации наделен правом на осуществление местного самоуправления. Это право закреплено в статье 3 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131 – ФЗ. Согласно данной статье «граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Местное самоуправление – общие положения.…….……………….....5
2. Система гарантий местного самоуправление…………………………8
3. Судебные и иные формы защиты местного самоуправления………...11
Заключение………………………………………………………………….15
Список использованной литературы……………………………………...16

Файлы: 1 файл

МунП.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

В некоторых  случаях, прямо предусмотренных  законом, органы местного самоуправления могут обращаться в суд за защитой  нарушенных прав граждан - жителей муниципального образования. Так, в соответствии с  Федеральным законом «О защите прав потребителей» органы местного самоуправления обращаются в суд в защиту прав потребителей /неопределенного круга потребителей/ с исками о признании действий продавца противоправными и прекращении этих действий.

Статья 48 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, устанавливает, что решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. При этом Закон предусматривает ответственность в соответствии с действующим законодательством, которая наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Важным средством  правовой защиты интересов местного самоуправления, его прав являются обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в органы государственной власти и к государственным должностным лицам. Эти обращения, в которых органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления поднимают вопросы защиты прав местного самоуправления, необходимости учета интересов муниципальных образований при решении социально-экономических и иных вопросов, подлежат обязательному рассмотрению. Органы и должностные лица местного самоуправления должны получить мотивированный ответ на свои обращения.

В целях организации  постоянного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления Правительство Российской Федерации приняло постановление “О некоторых мерах по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления” от 27 июня 1996 г. Такое взаимодействие служит, в частности, повышению качества разрабатываемых нормативных правовых актов по вопросам местного самоуправления. Согласно постановлению, федеральные органы исполнительной власти должны образовывать в пределах установленных штатной численности и фонда заработной платы структурные подразделения по вопросам местного самоуправления либо возложить эти функции на действующие подразделения.

Статья 45 ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» наделяет представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы в законодательном органе субъекта Российской Федерации.

Надзор за соблюдением  законодательства о местном самоуправлении, права населения на местное самоуправление осуществляет прокуратура Российской Федерации. Федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в области местного самоуправления, является Министерство Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям, в структуре которого имеется Департамент по проблемам местного самоуправления.

Правовые акты по вопросам местного самоуправления принимаемые органами государственной  власти субъектов РФ, которые содержат положения, ущемляющие или ограничивающие права местного самоуправления, подлежат юридической экспертизе. Проведение данной процедуры возложено на Министерство юстиции Российской Федерации. В случае несоответствия правового акта Конституции Российской Федерации или федеральному закону Министерство юстиции Российской федерации представляет мотивированное заключение в орган государственной власти субъекта Российской федерации, принявший акт, а также в установленном порядке в соответствующие федеральные органы государственной власти.

Совет по местному самоуправлению при Президенте Российской Федерации – консультативный орган при Президенте РФ, в котором муниципальные образования имеют возможность отстаивать свои интересы по вопросам местного самоуправления. Его возглавляет Председатель Правительства Российской Федерации. В состав Совета по местному самоуправлению при Президенте Российской Федерации входят руководители органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, представители союзов и ассоциаций местного самоуправления.

К основным задачам  Совета относятся, в частности, подготовка для Президента РФ рекомендаций по осуществлению и корректировке  государственной политики в области  местного самоуправления, разработка для Президента РФ предложений по обеспечению согласованного взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в ходе осуществления реформы местного самоуправления и т.д.

Статьи 4 и 5 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривают правовую защиту интересов и прав местного самоуправления федеральными и региональными программами развития местного самоуправления. Обеспечению правовой защиты местного самоуправления служит право муниципальных образований объединяться в союзы и ассоциации. Главная цель таких объединений (общероссийских, региональных, межрегиональных) - координация деятельности муниципальных образований, более эффективное осуществление своих прав и интересов. Ассоциации и союзы местного самоуправления подлежат регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций. Общероссийские объединения муниципальных образований участвуют в формировании делегации Российской федерации в Конгрессе местных и региональных властей Европы, представляя интересы местного самоуправления в одной из палат Конгресса - Палате местных властей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Местное самоуправление - это неотъемлемая часть общегосударственной  системы сдержек и противовесов. Наряду с сочетанием различных интересов на государственных уровнях РФ, субъектов РФ необходимо сочетание интересов государственных и интересов каждого отдельно взятого города, поселка, деревни, каждой каким-либо способом обособленной населенной территории.

Органы местного самоуправления призваны решать вопросы  местного значения, создавать условия  для обеспечения повседневных потребностей населения - но это и есть реализация одного из ключевых прав человека и  гражданина, гарантируемых демократическими государствами - права на достойную жизнь. Таким образом, местное самоуправление не только оппонент, но и соратник государственной власти, а развитое, местное самоуправление освобождает органы государственной власти от "текучки", позволяет сконцентрироваться на решении общегосударственных проблем, способствует оптимизации государственного управления.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. Нормативные акты:

 

    1. Конституция Российской Федерации//Российская газета от 25

декабря 1993 г. № 237

    1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (с изм. от 15 июня 2007 г. № 100-ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации – 2003 - № 40 – Ст. 3822; 2007 - № 25 – Ст. 2977.
    2. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (в ред. ФЗ от 05.05.2007) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации – 2002 - № 24 – Ст. 2253; Российская газета от 24.04.2007 г.
    3. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации – 2007 - № 10 – Ст. 1152.

 

    1. Специальная литература:

 

  1. Бондарь Н.С., Авсеенко В.И., Бочаров С.Н. и др. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. проф. Н.С.Бондаря – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002. – 559 с.
  2. Велиева Д.С., Лысенко В.В. и др. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» – Саратов, 2005.
  3. Гладышев А.Г. Гарантии прав местного самоуправления в Российской Федерации – М., 1994.
  4. Глущенко П.П., Пылин В.В. Муниципальное право – СПб.: Питер, 2005. – 208 с.
  5. Гриценко Е.В. Правовые аспекты обеспечения гарантии местного самоуправления в Федеративной Республике Германии // Журнал российского права – 2001 – № 9.
  6. Елагин Р.И. Муниципальное право России: курс лекций/ под ред. Гончарова И.В. – М.: Книжный мир, 2006. – 115 с.
  7. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / под ред. С.Е. Чаннова. – М.: ТЕИС, 2006.
  8. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 672 с.
  9. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник для вузов – М.: Юристъ, 2004. - 300 с.
  10. Организация местного самоуправления в Республике Татарстан: Учебное пособие / Под ред. Ю.А.Егорова – Казань: Изд-во КГУ, 2005. – 378 с.
  11. Судебная защита прав местного самоуправления в Российской Федерации: Сборник решений федеральных судов – М., 1997.
  12. Шкатулла В.И. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» – М.: Юстицинформ, 2006.

Информация о работе Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления