Сущность и функции правового регулирования местного самоуправления Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 20:20, реферат

Описание работы

Местное самоуправление в Российской Федерации представляет собой форму осуществления народом своей власти, самостоятельное и под свою ответственность решение непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения и с учетом исторических и иных местных традиций. При этом население, являясь основным субъектом местного самоуправления, наделено правом принятия самостоятельных решений на своей территории. Местное самоуправление, как и государственная власть, осуществляется либо непосредственно населением, либо избираемыми им органами. Практика деятельности муниципальных образований показывает, что основные решения на муниципальном уровне принимаются муниципальными органами.

Содержание работы

Введение
1. Правовое регулирование местного самоуправления в Российской Федерации
2. Сущность правовых актов органов местного самоуправления
3. Функции местного самоуправления и правовые акты муниципальных органов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

муниципальное право.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1. Правовое регулирование  местного самоуправления в Российской  Федерации

2. Сущность правовых  актов органов местного самоуправления

3. Функции местного  самоуправления и правовые акты  муниципальных органов

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Местное самоуправление в Российской Федерации представляет собой форму осуществления народом  своей власти, самостоятельное и  под свою ответственность решение  непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения и с учетом исторических и иных местных традиций. При этом население, являясь основным субъектом местного самоуправления, наделено правом принятия самостоятельных решений на своей территории.

Местное самоуправление, как и государственная власть, осуществляется либо непосредственно населением, либо избираемыми им органами. Практика деятельности муниципальных образований показывает, что основные решения на муниципальном уровне принимаются муниципальными органами. Поэтому вопрос о правовых актах органов местного самоуправления приобретает особое значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Правовое регулирование местного самоуправления в Российской Федерации

Постоянная задача органов  власти всех уровней - разработка и принятие необходимых правовых актов на основе тщательного изучения и анализа сложившихся обстоятельств с учетом всех возможных последствий.

Действия муниципальной  власти основаны на законах и иных нормативных актах, в том числе  принимаемых органами местного самоуправления муниципального образования. Решение задач местного самоуправления и реализация его функций невозможны без использования правовых актов.

Нормативное регулирование  общественных отношений в Российской Федерации в настоящее время  осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном (субъектов Федерации) и муниципальном.

Конституция РФ признает местное самоуправление, определяет его гарантии, самостоятельность  в пределах установленных полномочий, исключает вхождение органов  местного самоуправления в систему органов государственной власти (ст. 12).

Согласно п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, установление общих принципов организации  системы органов государственной  власти и органов местного самоуправления находится в совместном ведении  Российской Федерации и ее субъектов. Однако приведенная формулировка конституционной нормы дает основание к неоднозначному ее толкованию.

С одной стороны, можно  говорить, что речь идет о совместном (органами федеральной власти и органами субъектов Федерации) установлении общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления (демократический порядок образования, наличие представительных и исполнительных органов, четкое подразделение функций тех и других, наличие определенных сдержек и противовесов, наделение органов государственной власти и органов местного самоуправления необходимыми властными полномочиями и т. п.).

С другой стороны, более  правильным представляется такое толкование указанной конституционной нормы, при котором речь идет о совместном установлении общих принципов организации двух систем: системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления. Данное прочтение конституционного положения лишено недостатков предыдущего варианта. Оно корреспондируется и с нормами Конституции РФ по вопросам организации государственной власти, в частности, с ч. 3 ст. 5, согласно которой устанавливается единство системы государственной власти в Российской Федерации, и ч. 1 ст. 77, в которой определяется, что федеральным законом устанавливаются общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти. Именно этот вариант был использован законодателями при разработке упомянутого выше Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об общих принципах...» 1995 г.) и соответственно воспроизведен в его наименовании.

В статье 19 ФЗ «Об общих  принципах...» 1995 г. определялось, что  органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права и обязанности человека и гражданина, как и акты органов государственной власти, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ.

Для того чтобы уяснить  сущность нормативного правового акта органа местного самоуправления, обратимся к исследованиям общего понятия правового акта в теории права и, двигаясь от общего к частному, рассмотрим такие понятия, как «правовой акт», «нормативный правовой акт», «нормативный правовой акт органа власти» и, наконец, «нормативный правовой акт органа местного самоуправления». Это позволит нам выявить не только общие черты нормативных актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, но и особенные признаки нормативных актов последних.

В общей теории права используется понятие «правовой акт», но чаще всего ему придается разное значение. С.С. Алексеев дает понятие: «а) действие (поведение), как правило, правомерное, т. е. юридический факт, являющийся основанием тех или иных правовых последствий; б) результат правомерного действия, т. е. юридически значимый содержательный элемент правовой системы (юридическая норма, индивидуальное предписание, акт «автономного» регулирования), вошедший в правовую ткань вследствие правотворческой, властной индивидуально-правовой или автономной деятельности субъектов; в) юридический документ, т. е. внешнее словесно-документально оформленное выражение воли, закрепляющее правомерное поведение и его результат». На основе этого правовой акт как надлежащим образом (словесно-документально) оформленное, внешнее выражение воли государства, его органов, отдельных лиц, выступающее в качестве носителя содержательных элементов правовой системы - юридических норм, правоположений практики, индивидуальных предписаний, автономных решений лиц.

Следует обратить внимание на то, что в первую очередь С.С. Алексеев рассматривает правовой акт как действие. В зависимости от назначения правовой акт может устанавливать, изменять или отменять правовые нормы, изменять сферу действия правовых норм. Поэтому правовые акты считаются волевыми властными действиями, устанавливающими (изменяющими, отменяющими) правовые нормы или вызывающими возникновение (прекращение, изменение) конкретных правоотношений.

Правовые акты могут  быть нормативными и ненормативными. Значение такого подразделения актов заключается в том, что с их помощью осуществляются различные методы управления. Нормативные акты означают правотворческую деятельность государства, его органов и органов местного самоуправления. Ненормативными считаются акты реализации правовых норм, которые представляют собой форму деятельности органов власти, не являющуюся правотворческой деятельностью. К ненормативным относятся индивидуальные акты органов и должностных лиц, означающие возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений.

Основными признаками нормативного правового акта являются: а) государственно-властный характер; б) издается уполномоченным органом в установленном порядке в пределах его компетенции, с соблюдением определенных требований; в) обладает нормативным характером; г) имеет определенную сферу действия во времени, в пространстве и по лицам. А.Ф. Шебанов, формулируя данные признаки, следующим образом определял нормативный правовой акт: это акт, изданный в установленном порядке и с соблюдением установленных требований уполномоченными органами, имеющий заранее очерченную сферу действия, выражающий в определенной форме волю народа, направленную на установление, изменение или отмену правовых норм. В данном определении нормативный акт рассматривается как акт, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Исходя из природы актов, следует говорить о том, что нормативный акт - это акт, который непосредственно устанавливает, изменяет или отменяет правовые нормы.

По мнению В.А. Шабалина, нормативные правовые акты выполняют  в механизме правового регулирования  ряд функций. Во-первых, нормативный  правовой акт обеспечивает полное и  точное выражение заключенной в  нем воли. Это главная его функция. Во-вторых, нормативные правовые акты являются одним из необходимых условий правового регулирования — доведения воли государства до сведения всех, кого она касается. В-третьих, выполняется воспитательная функция: нормативные правовые акты являются одним из средств-правового воспитания.

Не случайно С.С. Алексеев отмечает, говоря о нормативных правовых актах, что «их функции состоят  главным образом в том, чтобы  обеспечить введение в правовую систему  новых юридических норм, их изменение  и отмену, а также эффективность  действия юридических норм, нормативной основы механизма правового регулирования в целом».

В литературе нормативный  правовой акт иногда определяется как письменный документ, закрепляющий решения полномочных органов.

Действительно, нормативный  правовой акт можно рассматривать и как документ. В Федеральном законе «Об обязательном экземпляре документов» от 29 декабря 1994 г. документ определяется как материальный носитель зафиксированной на нем информации в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения. В ст. 5 этого Закона определяются виды актов, в том числе и такой вид, как официальный документ, под которым понимается документ, принятый органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящий обязательный, рекомендательный или информационный характер. Данное определение является общим, в нем выделяется основной признак документа - содержащаяся в нем информация. Правовой акт-документ также обладает названным признаком. Но понятие «документ» не совпадает с понятием «правовой акт». Последнее понятие гораздо шире, поскольку правовой акт может быть выражен и в устной форме, и в виде конклюдентных действий.

Правовой акт следует также  отличать от служебных документов (служебных записок, докладных, заявлений, рапортов и т. п.). Служебные документы являются лишь источником служебной информации, на основе которой осуществляется управленческая деятельность. Таким образом, служебные документы выполняют вспомогательную роль по отношению к правовым актам и отличаются от них по юридическому значению и правовым свойствам.

Необходимость муниципального правотворчества

Органы местного самоуправления осуществляют управленческую деятельность, в рамках которой издают правовые акты. В соответствии с утвердившимся в юридической литературе мнением, правотворчество представляет собой организационно оформленную, процедурную деятельность компетентных органов по созданию правовых норм, их изменению, отмене или дополнению, изменению сферы их деятельности.

Правотворчество, осуществляемое в  рамках муниципального образования, - это специфическая деятельность компетентных субъектов местного самоуправления по созданию, изменению или отмене правовых норм, регулирующих муниципальные отношения.

Необходимость муниципального правотворчества  определяется несколькими факторами. Прежде всего наличием в Российской Федерации местного самоуправления как самостоятельной формы осуществления  власти (согласно ст. 3 Конституции РФ). Правотворчество органов местного самоуправления осуществляется в пределах установленных для муниципальной власти предметов ведения - вопросов местного значения.

Разграничение в Российской Федерации  публичных дел на местные и государственные свидетельствует как о взаимосвязи муниципальной и государственной власти (поскольку существует единый источник различных форм власти), так и о том, что вопросы местного значения выступают в качестве относительно обособленной сферы правотворческой деятельности.- При этом правотворчество органов местного самоуправления не должно противопоставляться правотворчеству государственных органов. Результатом правотворчества органов государственной власти и органов местного самоуправления является создание внутренне согласованной системы нормативных правовых актов.

Однако не все отношения можно  урегулировать из центра: необходимо правотворчество органов местного самоуправления. Особенности правотворчества  этих органов предопределены принципом  самостоятельности местного самоуправления в пределах его собственных полномочий (ст. 12, 133 Конституции РФ). Данный принцип предполагает использование широких возможностей населения и органов местного самоуправления опираться в необходимых случаях на исторические и иные местные традиции при решении вопросов местного значения. Правотворчество органов местного самоуправления является не только показателем их самостоятельности, но и проявлением демократизма в построении российской государственности. Правотворчество органов местного самоуправления представляет собой деятельность по выявлению воли населения муниципального образования и установления, изменения или отмены в соответствии с ней правовых норм, регулирующих муниципальные отношения. Существенной чертой муниципального правотворчества является его локально-территориальный характер.

 

2. Сущность правовых  актов органов местного самоуправления

Нормативные акты органов местного самоуправления - это юридические акты муниципального нормотворчества. Они действуют, как правило, на территории соответствующего муниципального образования, т. е. устанавливают нормы, регулирующие муниципальные отношения, и не имеют конкретного, персонифицированного адресата.

Информация о работе Сущность и функции правового регулирования местного самоуправления Российской Федерации