Сущность и объективная необходимость совершенствования системы планирования и прогнозирования социально-экономического развития муниц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является совершенствование системы стратегического планирования на уровне муниципального образования.
Для достижения поставленной цели по совершенствованию системы стратегического планирования необходимо решение следующих задач:
Изучение теоретических основ стратегического планирования.
Разработка предложений по совершенствованию системы стратегического планирования на муниципальном уровне.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...
2
Глава I. Теоретические основы разработки стратегического плана муниципального образования………………………………
1.1 Принципы и задачи стратегического планирования в Чайковском муниципальном районе……………………………………………………………….




4
1.2 Этапы разработки стратегического плана…………………..
6
Глава II. Концепция социально-экономического развития Чайковского муниципального района……………………………
13
2.1 Механизм реализации программы социально-экономического развития Чайковского муниципального района на 2008-2022 годы……………………………………………….
19
Глава III. Сущность и объективная необходимость совершенствования системы планирования и прогнозирования социально-экономического развития муниципальных образований…………………………………………………………
3.1 Сравнительный анализ текущего состояния планирования и прогнозирования социально-экономического развития современных муниципальных образований…………………….



23
3.2 Роль и место планирования и прогнозирования в процессе управления социально-экономическим развитием муниципальных образований……………………………………
29
Заключение ……………………………………………………….
32
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

куросая Лена.rtf

— 624.51 Кб (Скачать файл)

SWOT-анализ может рассматриваться как средство представления, агрегации результатов детальных обследований и обоснований, итогом которых становятся четкие суждения относительно сравнительных преимуществ или недостатков города. Идеология SWOT-анализа позволяет при этом не упустить из виду конечную цель всех расчетов и обоснований - дать ответ на вопросы о перспективных направлениях развития, позволяющих активизировать естественные преимущества, элиминировать недостатки, использовать все открывающиеся возможности и избежать потенциальных опасностей.

В рамках анализа особое внимание необходимо уделить оценке хозяйственного климата, поскольку политика создания благоприятного хозяйственного климата является непременной частью экономической стратегии. Каждый город имеет свой набор факторов, благоприятствующих или препятствующих определенным отраслям производства. Полный набор этих факторов, определяющих привлекательность города как места для ведения бизнеса, достаточно велик и может различным образом детализироваться и группироваться (налоговое законодательство и его применение; правила регистрации, лицензирования; экологические ограничения на производство; развитость и качество общих услуг для бизнеса (банки, информация); доступность финансовых ресурсов, в том числе льгот и дотаций от властей; наличие программ поддержки бизнеса; криминализованность бизнеса, в том числе коррумпированность властей; открытость местного бизнес-сообщества, наличие клубов, ассоциаций предпринимателей, кодекса деловой этики; доступность местных властей, менталитет населения, его отношение к работе).

В рамках этапа анализа полезно использовать сценарный подход.

Возможны сценарии двух типов:

Сценарии развития внешних условий. Строятся на основе гипотез о полярном развитии ряда внешних факторов, находящихся вне контроля города. Например, падение цен на уголь, прокладка нефтепровода или федеральной дороги, изменение отношений с пограничной страной и т.п.

Такие сценарии позволяют:

а) более продуктивно формировать представление о поле возможностей и угроз для развития города;

б) проверять в дальнейшем выдвигаемые проекты и приоритеты на устойчивость, и рискованность при различных вариантах развития внешних условий.

Сценарии развития города при преобладании тои или иной функции или отрасли. Такие сценарии позволяют лучше понять социально-экономические последствия реализации проектов, нацеленных на развитие определенных видов деятельности.

Для каждого сценарии должны быть указаны: преимущества, недостатки, риски.

Конечный результат этапа анализа:

  • формулировка гипотез, относительно возможных направлений развития города, позволяющих максимально использовать сильные стороны, определение желаемого будущего города;
  • выявление наиболее острых проблем, сдерживающих развитие;
  • выдвижение нескольких формулировок стратегической цели развития на ближайший период.

 

 

2. Разработка Стратегического плана - этап целеполагания

Выбор цели стратегического плана города должен основываться на результатах анализа. Таким образом, и появляется главная цель или перспектива.

Главная цель (перспектива) должна включать следующие четыре элемента:

  1. Временное измерение;
  2. Оригинальное «продаваемое» предложение (продвижение  брэнда, сделанного в городе);
  3. «Движущие силы»;
  4. Флагманские проекты.

Под перспективой подразумевается ясная генеральная цель или картина желаемого будущего, которая понимается, поддерживается и реализуется всем городским сообществом.

3. Разработка стратегического плана - формирование стратегических направлений и выбор приоритетов

Выбор приоритетов развития проходит на основе результатов анализа с учетом максимального влияния на достижение сформулированной главной цели при минимальных затратах. Как правило, стратегические направления должны способствовать реализации конкурентных преимуществ города. Рекомендуемое количество направлений - 3-6, целей - 10-15, проектов - 20-40. Обычно формируются следующие направления:

- улучшение общих условий для бизнеса,

- развитие определенных групп отраслей и производств,

- развитие инфраструктуры,

- реформирование городских общественных служб (муниципальные службы социальная сфера).

Чем более специфичны применительно к данному городу стратегические направления, тем лучше. Стратегический план должен быть максимально привязан к месту и времени. Короткий и конкретный стратегический план, включающий небольшое количество направлений и проектов, реально дающих сильный импульс развитию города лучше длинного и аморфного плана.

При разработке стратегического плана целесообразно двигаться от направлений к проектам, но если не удается быстро определиться с выявлением и утверждением направлений, можно сосредоточиться на инициировании и отборе проектов, которые затем группируются по направлениям.

Оценка и последующий отбор инвестиционных проектов для финансирования за счет средств бюджета города и заемных средств производятся на основе трех групп показателей, отражающих:

  1. социальную эффективность расходования средств;
  2. бюджетную эффективность расходования средств;
  3. эффективность использования городских ресурсов и привлечения частных инвестиций в процессе реализации проекта.

Одним из инструментов обсуждения и отбора окончательных решений может быть общегородская конференция, в ходе которой участникам предоставляется возможность обсудить, проголосовать, заполнить оценочные листы. Организация такой конференции позволяет участникам, разбитым на малые группы, детально ознакомиться с выдвигаемыми проектами и ранжировать их, что дает объективные основания для формирования экспертами итоговых текстов.

4. Мониторинг стратегического плана

Основной целью мониторинга является обеспечение реализации и постоянное поддержание актуальности стратегического плана.

В ходе мониторинга стратегического плана решаются следующие задачи:

  • стимулировать реализацию плана в целом и отдельных программ и проектов,
  • оценить степень достижения главной цели и целей стратегического плана, дать информацию для принятия решений о распределении ресурсов на достижение целей или о корректировке целей,
  • оценить степень реализации мер, дать информацию для уточнения и корректировки мер,
  • поддержать в рабочем состоянии структуры стратегического планирования.

Мониторинг стратегического плана включает в себя три составные части:

  1. Мониторинг внешней среды развития города. Базируется на исследовательской работе по изучению ситуации в отраслях и регионах, имеющих стратегическое значение для города.
  2. Мониторинг общих результатов реализации стратегического плана, степени продвижения по выбранным стратегическим направлениям к главной цели. Базируется на анализе статистики и ограниченного числа отобранных интегральных показателей. Распадается на три подблока - а) мониторинг достижения главной цели, б) мониторинг продвижения по стратегическим направлениям, в) мониторинг достижения целей. Мониторинг осуществляется группой аналитиков. Итоги мониторинга подводятся два раза в год в аналитических отчетах фиксированной структуры, с выводами о степени достижения целей и необходимости корректировки стратегического плана.
  3. Мониторинг процесса реализации проектов (мониторинг усилий и частных результатов).

 

 

 

Глава II. Концепция социально-экономического развития Чайковского муниципального района.

 

Стартовые условия и оценка исходной социально-экономической ситуации включает в себя:

1. Историко-географическую справку,

2. Оценку уровня жизни - это демография и занятость населения, уровень жизни населения.

3. Оценку социальной сферы: образование, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт, экология, экономика городского округа, промышленность, строительство, транспорт, связь, жилищная сфера и жилищно-коммунальное хозяйство, потребительский рынок, малый бизнес, инвестиционная деятельность.

4. Анализ внешнеэкономической деятельности.

5. Финансы муниципального образования.

6. Муниципальное имущество и земельные ресурсы города.

7. Муниципальные предприятия в экономике города.

8. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства.

9. Предприятия розничной торговли, аптечной сети.

10. Анализ структуры управления города Чайковского муниципального района.

Анализ внутренней среды развития Чайковского муниципального района. При анализе внутренней среды Чайковского муниципального района оцениваются конкурентные преимущества и недостатки города с учетом тенденций развития внешней среды до 2022 г. (Таблица №1).

 

Таблица 1. Конкурентные преимущества и недостатки

Оцениваемая группа факторов внутренней среды

Преимущества

Недостатки

География и геополитическое положение

Чайковский район расположен на крайнем юго-западе Пермского края, граничит с Еловским, Куединским районами, республиками Башкортостан и Удмуртией. Площадь территории района - 2 155,25 кв. км, это составляет 1,3 % от территории всего Пермского края.

Малонаселенное окружение. Отдаленность от наиболее важных деловых центров Европы. Неблагоприятн. климатические и гидрогеологические условия. · Неудовлетворительное состояние окружающей среды.

Население и демографическая ситуация

Большая численность населения (наличие емкого рынка труда и потребления). Относительно высокий образовательный и культурный уровень. Низкая социальная, национальная и религиозная конфликтность.

Старение населения, низкая продолжительность жизни. Большая имущественная дифференциация. Дефицит квалифицированной рабочей силы.

Пространственная организация и ее административное регулирование

Наличие территориальных резервов для строительства жилья, общественно-деловых и производственных объектов Наличие кадастровой оценки земли.

Значительная дифференциация между отдельными районами города в плотности жилой застройки и общественно-деловых и производственных объектов.

Политическая и правовая среда

Приверженность большинства населения демократическим ценностям.

Отсутствие серьезных политических конфликтов. Развитая правовая база в сфере рынка недвижимости.

Усиление диспропорции в объеме полномочий и предметов ведения между городским и федеральным уровнями власти. Недостаточно эффективное инвестиционное законодательство.

Городская среда и инфраструктура

Транспортный узел международного значения. Относительно высокий уровень инженерного и энергетического обеспечения жилищного фонда и нежилого фонда. Разнообразие видов жилья. Активный жилищный рынок. Наличие пригородных рекреационных зон. Разнообразие видов общественного транспорта.

Физический износ большинства зданий и инфраструктуры в центре. Дефицит инженерно подготовленных для нового строительства территорий. Недостаток мощностей по утилизации и переработке отходов. Слабое развитие дорожно-транспортной сети, несоответствующее возрастающим нагрузкам.

Экономика

Многоотраслевая структура экономики. Высокий уровень развития финансово-банковской инфраструктуры, высокий кредитный рейтинг. Наличие современной торговой сети и емкого потребительского рынка. Конкурентоспособность ряда производств. Высокий туристский потенциал.

Значительный износ основных производственных фондов. Недостаточно высокая экспортная ориентированность экономики. Низкий уровень доходов населения. Отставание в темпах развития от ряда ведущих российских регионов и городов.

Социальная сфера

Относительно развиты системы образования, здравоохранения, социальной помощи, организаций культуры. Активное развитие негосударственного сектора в системах образования и медицины.

Недостаточное финансирование и слабая материальная база учреждений этих систем.

Высокий уровень преступности.


 

Анализ сочетания внешних и внутренних факторов

Анализ сочетания внешних и внутренних факторов развития Чайковского муниципального района позволяет сделать следующий прогноз:

Многоотраслевая структура экономики в сочетании с высоким темпом институциональных и структурных реформ в России создают предпосылки для успешного развития конкурентоспособных отраслей.

Рост инвестиций в экономику, инфраструктуру и науку города, успешная защита прав собственности позволяют произвести модернизацию основных фондов.

Наличие памятников истории и культуры, рекреационных зон в сочетании с ростом туризма должны быть использованы для увеличения посещаемости города туристами и развития туристической инфраструктуры в городе.

В целом во внешней и внутренней среде города содержится значительный потенциал успешного развития. Поэтому деятельность всего городского сообщества и, особенно, власти должна быть целенаправленно ориентирована на использование имеющихся преимуществ и благоприятных возможностей одновременно с исправлением обнаруженных недостатков и предупреждением потенциальных угроз.

Проблемы и конкурентные преимущества социально-экономического развития муниципального района. Оценка современного состояния экономики и социальной сферы города (Приложение №1 SWОТ-анализ) позволяет выделить ряд конкурентных преимуществ Чайковского муниципального района создающих условия для его социально-экономического развития:

  • статус областного центра;
  • близость к динамично развивающимся азиатским рынкам - выгодное экономико-географическое расположение для установления внешнеэкономических связей.
    • Транспортная связь с краевым центром и другими населенными пунктами Пермского края в настоящее время почти полностью основывается на автомобильном транспорте. Центральную часть района пересекает дорога краевого значения Чайковский - Кукуштан, по которой осуществляется движение междугородных автобусов от Чайковского до Перми, Чернушки, Куеды, Большой Усы, Альняша и других населенных пунктов. От Чайковского дорога продолжается через плотину Воткинской ГЭС на запад, в город Воткинск и далее - в Ижевск, которые также связаны с Чайковским регулярным автобусным сообщением.Выход на федеральную автомагистраль Москва-Казань-Екатеринбург даёт возможность соединить центральные и восточные районы России. Расстояние до автомагистрали - 100 км. (по западному направлению до автомагистрали «Ижевск-Казань»), 260 км. (по восточному направлению до автомагистрали «Пермь - Екатеринбург»).В речном порту Чайковского делают остановку туристические и грузовые суда. Ниже акватории Чайковского порта начинается двухниточный шлюз (через плотину Воткинской ГЭС). По железнодорожной ветке от станции Сайгатка (г. Чайковский) до станции Армязь район имеет неэлектрифицированный, однопутный железнодорожный выход на важную магистраль Екатеринбург-Казань-Москва.
    • наличие рекреационных ресурсов.

Информация о работе Сущность и объективная необходимость совершенствования системы планирования и прогнозирования социально-экономического развития муниц