Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 16:54, курсовая работа
Целью данной работы является совершенствование системы стратегического планирования на уровне муниципального образования.
Для достижения поставленной цели по совершенствованию системы стратегического планирования необходимо решение следующих задач:
Изучение теоретических основ стратегического планирования.
Разработка предложений по совершенствованию системы стратегического планирования на муниципальном уровне.
Введение……………………………………………………………...
2
Глава I. Теоретические основы разработки стратегического плана муниципального образования………………………………
1.1 Принципы и задачи стратегического планирования в Чайковском муниципальном районе……………………………………………………………….
4
1.2 Этапы разработки стратегического плана…………………..
6
Глава II. Концепция социально-экономического развития Чайковского муниципального района……………………………
13
2.1 Механизм реализации программы социально-экономического развития Чайковского муниципального района на 2008-2022 годы……………………………………………….
19
Глава III. Сущность и объективная необходимость совершенствования системы планирования и прогнозирования социально-экономического развития муниципальных образований…………………………………………………………
3.1 Сравнительный анализ текущего состояния планирования и прогнозирования социально-экономического развития современных муниципальных образований…………………….
23
3.2 Роль и место планирования и прогнозирования в процессе управления социально-экономическим развитием муниципальных образований……………………………………
29
Заключение ……………………………………………………….
32
Список литературы……………………
Несмотря на имеющиеся положительные тенденции, в развитии экономики и социальной сферы города имеются проблемы и ограничения, которые необходимо преодолеть в перспективе и трансформировать их в положительные факторы развития.
К основным факторам, сдерживающим социальное и экономическое развитие города, можно отнести:
Для определения перспектив дальнейшего развития района выделены «точки роста», способные существенно влиять на экономический потенциал района в ближайшие 10 лет:
2.1 Механизм реализации программы социально-экономического развития Чайковского муниципального района на 2008-2022 годы.
Паспорт Программы социально-экономического развития Чайковского муниципального района.
Наименование Программы |
Программа социально-экономического развития Чайковского муниципального района на 2009-2011 годы и на период до 2015 года. |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устав муниципального образования Чайковский муниципальный район, Решение Земского собрания от 06.12.2006 №186 «О принятии Концепции Программы социально-экономического развития Чайковского муниципального района в 2006-2010 годах и на период до 2015 года», Распоряжение главы муниципального района от 11.09.2008 №578-р «О разработке Программы социально-экономического развития Чайковского муниципального района на 2008-2010 годы и на период до 2015 года». |
Заказчики Программы |
Администрация Чайковского муниципального района. |
Основные разработчики Программы |
Отдел экономики и развития территории администрации Чайковского муниципального района. |
Руководитель Программы |
Общее руководство разработкой Программы осуществляют глава Чайковского муниципального района, заместитель главы Чайковского муниципального района |
Исполнители основных мероприятий Программы |
Аппарат администрации Чайковского муниципального района, структурные подразделения администрации Чайковского муниципального района, ОВД по г.Чайковскому, ГУ ЦЗН, ТУ Минсоцразвития края по Чайковскому муниципальному району. |
Цель Программы |
Повышение качества жизни населения. Формирование благоприятной социальной среды, обеспечивающей всестороннее развитие личности и укрепление здоровья. Обеспечение устойчивости территориального развития. |
Задачи Программы |
Обеспечение экономического роста через повышение инвестиционной привлекательности района, расширение существующих производств, развитие ресурсного потенциала сельского хозяйства, развитие малого предпринимательства и туризма, обеспечение потребностей в квалифицированной рабочей силе, достижение долговременной экологической безопасности района, экономное использование всех видов ресурсов. Развитие человеческого потенциала на основе повышения качества жизни населения с помощью обеспечения доступности и улучшения качества социальных услуг; повышения качества общего и профессионального образования, здравоохранения, обеспечения занятости населения. Развитие инфраструктуры через увеличение объёмов жилищного строительства, строительства сети региональных и меж по селенческих дорог, развитие коммунальной инфраструктуры. |
Сроки реализации Программы |
2009-2011 гг. и на период до 2015 г. |
Объемы и источники финансирования Программы |
Всего по Программе: 12 318,3 млн. руб., в том числе:
В том числе по годам: 2009 год - 1 253,7 млн. руб., в т.ч.:
2010 г. - 3 009,4 млн. руб., в т.ч.:
2011 г. - 3 379,6 млн. руб. в т.ч.:
2012 - 2015 г. г. - 4 675,6 млн. руб., в т.ч.:
Объёмы и источники прогнозного финансирования могут быть изменены в связи с изменением экономической ситуации в Российской Федерации. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Развитие района, улучшение качества жизни населения. |
Контроль за реализацией Программы |
Земское собрание Чайковского муниципального района, Контрольно-счетная палата муниципального района, администрация Чайковского муниципального района. |
Глава III. Сущность и объективная необходимость совершенствования системы планирования и прогнозирования социально-экономического развития муниципальных образований
3.1 Сравнительный анализ текущего состояния планирования и прогнозирования социально-экономического развития современных муниципальных образований
Развитие мирового сообщества в конце XX начале XXI столетия знаменовались двумя противоположными тенденциями в области теории и практики территориального управления.
На постсоветском пространстве на фоне дискуссии о целесообразности или не целесообразности государственного регулирования рыночной экономики шел демонтаж существующей системы территориального планирования и управления.
В развитых европейских странах и США в этот же период развивался процесс прямо противоположный. Почти все города и поселения начали разрабатывать планы своего развития как средство усиления влияния муниципальных властей на основные сектора рынка (прежде всего на рынок труда) и оптимизации процесса объединения частных и общественных секторов во имя достижения стратегических целей муниципальных образований - сохранения или преумножения своих конкурентных преимуществ на региональном или международном рынках труда, товаров, услуг и ресурсов.
Наиболее ярко преимущества планирования динамичного развития муниципальных образований во имя достижения конкретных стратегических целей были продемонстрированы на примере городов, обеспечивавших в различный период времени прием Олимпийских игр: Барселона, Мюнхен, Хельсинки, Сеул и т.д.
Успехи послевоенного восстановления экономики ФРГ также во многом связывают с организацией муниципального планирования.
Первые данные о разработке комплексных программ социально - экономического развития и планирования деятельности социальных и муниципальных служб в городах США относят к началу 70-х годов. К началу 80-х годов в разработке программ американские специалисты начали использовать видоизмененные элементы стратегического планирования крупных хозяйствующих субъектов. В этот же период времени идеи планирования получили широкую популярность в Европе.
Основными движущими силами, заставившими территориальные власти перейти от традиционного формирования годовых бюджетов, определяющих основные параметры финансирования ключевых направлений деятельности муниципалитетов, к элементам планирования, обеспечивающим сбалансированность развития основных элементов муниципального хозяйства (промышленность, транспорт, производственная и социальная инфраструктура) на длительный период времени, по мнению аналитиков, явились:
1. Рост социальных противоречий как следствие роста безработицы.
2. Рост конкуренции на рынках производимых товаров и услуг как следствие глобализации мировой экономики.
3. Рост сложности координации
территориальных социально-экономических
процессов как следствие процесса формирования
и развития крупных территориально-
В США распространению планирования в городах способствовали положения федерального законодательства, предусматривающего составление муниципальных планов в качестве обязательного условия получения ими финансовых льгот, дотаций, кредитов и т.д.
В настоящее время территориальное планирование и прогнозирование является основным инструментом достижения целей муниципального управления практически во всех развитых странах.
Из общего многообразия моделей планов и программ социально-экономического развития зарубежных муниципальных образований отечественные специалисты выделяют, как приемлемые для целей территориального планирования в России, модель «многоступенчатого планирования», модель К. Майерсона, модель Р. Бейли и модель «метрополитенского планирования»
Сравнительный анализ перечисленных моделей показал, что все они в основном в той или иной мере повторяют структуры моделей управления крупными хозяйствующими субъектами, но отличаются от последних наличием в них разделов согласования с общественностью возможных альтернатив развития муниципальных образований. Помимо этого в каждой из территориальных моделей присутствуют в той или иной степени механизмы вовлечения бизнеса в решение социальных проблем территории.
Сегодня муниципальное планирование является важнейшим инструментом в урегулировании комплекса проблем и противоречий, возникающих в процессе развития отраслей на территории городских и сельских агломераций и в объединенной Европе, и в США, и в развитых странах Юго-Восточной Азии.
Основные задачи, решаемые средствами муниципального планирования в развитых странах, группируются в основном по четырем направлениям:
Задачи формирования оптимального сочетания государственного регулирования и рыночных регуляторов развития экономики на территории муниципального образования.
Задачи согласования отраслевых стратегий и стратегий развития хозяйствующих субъектов со стратегией развития муниципального образования.
Задачи пространственного согласования планов гражданского и производственного землепользования с планами развития жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования.
Задачи обеспечения конкурентоспособности муниципального образования на международном рынке товаров, услуг и ресурсов, как основы высокого качества жизни населения, с одновременным сохранением поселения как среды обитания человека.
Для муниципальных образований, находящихся на пространстве ЕЭС, добавляются еще и задачи обеспечения компромисса между экономической политикой Евросоюза и политикой федеральных властей.
Накопленный за рубежом потенциал теоретических разработок в области муниципального планирования в той или иной степени востребован на практике, прежде всего, в силу необходимости исполнения действующего законодательства. Законы, регламентирующие содержание и форму планов, периодичность их формирования приняты практически во всех развитых странах. В одних случаях, как, например, в Австрии, Великобритании, Бельгии, Франции, Италии и Германии - это государственные законы, в других, как в США и Канаде - это законы штатов и муниципальные хартии.
Отсутствие государственных законов, как правило, компенсируется другими гражданскими или общественными институтами, формирующими мотивацию необходимости ведения муниципального хозяйства на научно обоснованных и проверенных практикой методиках.
С точки зрения оптимального соотношения достаточно большой автономии муниципальных образований, особенно городов, в части планирования собственного развития и влияния на эти процессы государства, наибольший интерес, представляет опыт муниципального планирования в Австрии, Бельгии, Испании и Германии.
Так, например, в Германии стратегические планы развития Мюнхена, Дрездена, Берлина, Штутгарта и других значительно отличаются как по целям, так и по средствам их реализации. Вместе с тем, все они разрабатывались и реализуются в полном соответствии с Федеральным законом о муниципальном планировании, который определяет не только минимальное содержание плана, но и алгоритм его разработки, а также инструменты его реализации.
В законе достаточно детально прописаны процедуры уведомления субъектов муниципального планирования о плановых решениях, оценки влияния муниципальных планов на планы хозяйствующих субъектов, порядок оценки соответствия плановых решений целям муниципального планирования, установленным законом, обязательность соблюдения решений муниципального планирования всеми его субъектами. В законе прописана также и система консультирования разработчиков муниципальных планов с промышленной и торговой палатами ФРГ, профсоюзными объединениями, природоохранительными ассоциациями и т.д.
Ряд процедур, обеспечивающих устранение противоречий между экономическими и социальными целями муниципального планирования, разработан и контролируется Федеральным административным судом ФРГ.
В то же время, согласно федеральному законодательству Германии, высший уровень власти не отвечает за текущее муниципальное планирование, но, согласно Конституции, он в обязательном порядке должен следить за достижением общей цели улучшения качества жизни в стране.