Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 01:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение особенностей и проблем этики в государственной службе.
Задачи курсовой работы:
- изучить понятие и основные принципы государственной службы в Российской Федерации;
- дать определение понятию «этика», рассмотреть этические принципы;
- проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую этику государственного служащего.
Введение
Глава 1. Этика в профессиональной сфере……………………………………5
1.1. Понятие и сущность профессиональной этики…………………………5
1.2. Функции профессиональной этики……………………………………..10
Глава 2.Особенности профессиональной этики на государственной гражданской службе…………………………………………………………...12
2.1 Государственная гражданская служба как особый вид службы………12
2.2 Этические принципы профессиональной деятельности государственных служащих………………………………………………………………………..13
2.3 Правовое регулирование служебной этики государственных служащих.19
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованных источников…………………………………………23
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»
Агинский филиал
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: государственная муниципальная служба
на тему: «Сущность и особенности этики государственной гражданской службы»
ИЭУ,направление государственное и
муниципальное управление
группы №70820з
Жамсаранова Н.М.
Проверила:Ширабон Б.Б.
Агинское, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Этика в профессиональной сфере……………………………………5
Глава 2.Особенности профессиональной
этики на государственной гражданской
службе…………………………………………………………..
2.1 Государственная гражданская
служба как особый вид службы……
2.2 Этические принципы
профессиональной деятельности
государственных служащих………………
2.3 Правовое регулирование
служебной этики государственны
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………23
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе официальные, дипломатические, политические, культурные, экономические и прочие отношения не могут быть свободны от норм этикета.
Работа в органах государственной службы предполагает постоянный контакт с посетителями, населением, общественностью, что, в свою очередь, ведет к более активному обращению к этическим правилам и нормам поведения в процессе профессиональной деятельности.
На новый уровень в последнее время поднялось выполнение правил служебного этикета, который становится мерилом не только культуры государственного служащего, но и его компетентности и профессионализма.
Немаловажное значение имеет и то, что, соблюдая нормы этикета, государственные служащие способствуют повышению авторитета государственного органа, в котором они работают, то есть способствуют повышению авторитета государственной власти у посетителей, укрепляют связи сотрудников органов власти и управления с населением.
Правила этикета, которым необходимо следовать на государственной службе, базируются на нормах морали. В современной практике государственной службы такие черты, как трудолюбие, пунктуальность и другие квалифицируются как моральные качества. И наоборот, взяточничество, беспринципность, коррупция, уклонение от ответственности и другие оцениваются как аморальные.
Нормы морали отличаются от правовых тем, что они не зафиксированы в государственных и международных регламентирующих документах.
Незавершенность законодательной и нормативно-правовой базы по вопросам этики и морали государственных служащих в РФ не оказывает содействие улучшению управленческой и кадровой ситуации в стране, а также не формируют положительное отношение к государственной службе в целом. Несоответствие уровня моральной культуры государственных служащих
нуждам настоящего порождает дисфункцию, снижает эффективность деятельности управленческих кадров.
Актуальность темы курсовой работы определяется потребностью в изучении этики и этикета государственного служащего как одного из важнейших факторов, влияющих на эффективность работы государственной службы.
Объектом курсовой работы является государственная служба.
Предметом выступает профессиональная этика государственной службы.
Целью курсовой работы является определение особенностей и проблем этики в государственной службе.
Задачи курсовой работы:
- изучить понятие и
основные принципы
- дать определение понятию «этика», рассмотреть этические принципы;
- проанализировать нормативно-
Базой исследования послужили: материалы официальных и специальных статистических источников, официальные материалы государственных органов и ведомственных изданий Российской Федерации; информация, опубликованная в разовых и периодических изданиях, в том числе научных.
Глава 1. Этика в профессиональной сфере
1.1 Понятие и сущность профессиональной этики
Этика происходит от древнегреческого слова "этос" - местопребывание, совместное жилище. В IV веке до нашей эры Аристотель обозначил прилагательным "этический" класс человеческих добродетелей - добродетелей характера в отличие от добродетелей разума - дианоэтических. Аристотель образовал новое существительное ethica (этика) для обозначения науки, которая изучает добродетели. Таким образом, этика как наука существует свыше 20 веков.
В современном понимании этика - философская наука, изучающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, общества. Если мораль представляет собой объективно существующее специфическое явление общественной жизни, то этика как наука изучает мораль, ее сущность, природу и структуру, закономерности возникновения и развития, место в системе других общественных отношений, теоретически обосновывает определенную моральную систему.
Исторически предмет этики существенно изменялся. Она начинала складываться как школа воспитания человека, на учения его добродетели, рассматривалась и рассматривается (религиозными идеологами) как призыв человека к исполнению божественных заветов, обеспечивающих бессмертие личности; характеризуется как учение о непререкаемом долге и способах его реализации, как наука о формировании "нового человека" - бескорыстного строителя абсолютно справедливого общественного порядка и т. д.
В отечественных публикациях современного периода преобладающим является определение этики как науки о сущности, законах возникновения и исторического развития морали, функциях морали, моральных ценностях общественной жизни.
В этике принято разделять два рода проблем: собственно теоретические проблемы о природе и сущности морали и нравственную этику - учение о том, как должен поступать человек, какими принципами и нормами обязан руководствоваться.
Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека. Этика как наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.
В современных условиях профессиональная этика – это этические принципы и нормы, выражающие в общей форме моральные требования к назначению деятельности государственного служащего, нравственной сущности его профессиональной деятельности, характеру его взаимоотношений с государством, которая реализуется в процессе подготовки и принятия решения как умение общаться с представителями различных групп интересов, стремление к осознании их природы и специфики их возможного учёта в управленческих решениях, а так же возможность достижения согласия интересов в различных вариантах решения.
Также сегодня в политической жизни многих стран, в том числе Российской Федерации, ощущается насущная потребность в улучшении нравственного климата государственной службы. Более того, создавая новые формы организации жизнедеятельности общества, необходимо сознательно воздействовать на уровень морального состояния государственных служащих. В практике для решения этих проблем создали интервенционную теорию. В основе этой теории лежит этика достоинства и самоуважения, т. е. тот внутренний моральный стержень каждого человека, который определяет меру морального здоровья общества и власти, а также задает нравственный стандарт для государственных гражданских служащих. С точки зрения интервенционной теории этика представляет собой некую систему координат, в рамках которой профессионал, полагаясь на собственные разум и чувства, может принять правильное решение, но оно будет отражать действия и чувства всего коллектива.
Интервенционная теория предполагает, что, в конечном счёте, индивидуум будет свободен в своих решениях и действиях, которые не ограничиваются инструкциями. Однако для эффективного внедрения подобной теории в практику работы государственных организаций необходимо создание благоприятного морального климата, который всегда является главным стимулом, определяющим поведение индивидуумов. Нравственный климат в организации является той основой, которая содействует или, напротив, препятствует правильным решениям индивидуумом этических проблем. Иными словами, эта теория включает в себя независимые переменные, на основе которых создается моральный базис, стимулирующий развитие этики самоуважения среди государственных служащих.1
Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста2.
Профессиональная этика представляет собой науку о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии. Вместе с тем профессиональная этика - это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология.
Предметной областью изучения профессиональной этики являются:
- профессиональная мораль как совокупность идеалов и ценностей профессии;
- этические принципы, нормы
поведения, кодексы, предписывающие
определенный тип нравственных
отношений между людьми и
- качества личности специалиста, необходимые для выполнения профессионального долга;
- нравственные взаимоотношения специалистов и объектов их деятельности. Профессиональная этика возникает с общественным разделением труда, положившим начало профессиональному обособлению социальных групп. С образованием социальных групп возникает потребность в регулировании отношений людей внутри данных групп. Первоначально это был небольшой круг профессий, которые в процессе дальнейшей специализации труда все больше дифференцировались, в результате чего возникали все новые профессии. Внутри каждой профессиональной группы складываются определенные специфические связи и отношения людей. В профессиональных отношениях начинают выделяться наиболее типичные, которые характеризуют относительную самостоятельность профессии, ее моральную атмосферу. Все это, в свою очередь, обусловливает специфику поступков людей, своеобразие норм их поведения.
После того как профессиональные отношения приобретают качественную устойчивость, формируются особые нравственные установки, т. е. возникает профессиональная мораль с ее исходной клеточкой - нормой. Каждая историческая эпоха располагает своим комплексом вычленявшихся профессиональных норм, профессиональной моралью. Возникнув, профессиональная мораль становится силой, обеспечивающей и направляющей поведение представителя той или иной профессии.
Мораль в сфере труда имеет социальный характер и ассоциируется с различными видами профессиональной этики: предпринимателя, менеджера, врача, деятеля культуры, социального работника, работника правоохранительной сферы, педагога, журналиста и др. К работникам некоторых профессий предъявляются повышенные профессиональные требования. Это специалисты, от которых зависит жизнь и здоровье людей (медицина, транспорт и т. п.) и которые имеют право вмешательства во внутренний мир человека (педагогика, психиатрия, социальные работники и др.).
Профессионализм основан на традициях, принципах и моральных нормах. Моральными нормами являются такие понятия, как «честь», «долг», «ответственность за результаты деятельности». Нравственные принципы включают: беспристрастность, объективность, прямоту, конфиденциальность, старание, точное исполнение профессиональных обязанностей, умение избегать конфликтов. Нравственные правила и требования, предъявляемые к специалисту, закрепляются в этических кодексах.3
Первые этические требования к действиям специалиста можно встретить в древнеегипетском манускрипте «Наставления начальника города и визиря Птаххеттепа», датируемом III тысячелетием до н. э., в «Кодексе Хаммурапи» 1750 г. до н. э., в котором излагаются истоки медицинской этики, регламентирующие работу врачей и плату за врачебную помощь.
Однако возникновение первых целостных профессиональных этических комплексов (кодексов) специалисты относят к XI-XII вв. В этот период происходит разделение ремесленного труда и возникновение цехового производства, что сопровождается оформлением многочисленных профессиональных уставов и кодексов цехов, гильдий, монахов, судей, рыцарей. Первоначально эти кодексы выражали стремление представителей господствующего класса закрепить за собой привилегию заниматься умственным трудом, а позднее они стали появляться и среди людей других профессий: художников, торговцев, писателей и пр. В период Средневековья выросла целая пирамида строго регламентированных нравственных отношений, сословно-корпоративных разграничений, обросшая моральными правилами. Так, на Руси купец, покупая или продавая товар, давал честное слово, гарантируя его оплату и качество, и держал это слово, потому что в противном случае ему никто из имеющих с ним дело никогда больше не поверил бы и его карьера быстро закончилась.4
Информация о работе Сущность и особенности этики государственной гражданской службы