Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 01:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение особенностей и проблем этики в государственной службе.
Задачи курсовой работы:
- изучить понятие и основные принципы государственной службы в Российской Федерации;
- дать определение понятию «этика», рассмотреть этические принципы;
- проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую этику государственного служащего.
Введение
Глава 1. Этика в профессиональной сфере……………………………………5
1.1. Понятие и сущность профессиональной этики…………………………5
1.2. Функции профессиональной этики……………………………………..10
Глава 2.Особенности профессиональной этики на государственной гражданской службе…………………………………………………………...12
2.1 Государственная гражданская служба как особый вид службы………12
2.2 Этические принципы профессиональной деятельности государственных служащих………………………………………………………………………..13
2.3 Правовое регулирование служебной этики государственных служащих.19
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованных источников…………………………………………23
В настоящее время профессиональная этика систематизирует накопленный в процессе исторической практики опыт, характерный для различных видов деятельности, обобщает его и совершенствует по мере совершенствования самого вида деятельности. Так, до сегодняшнего дня студенты - будущие врачи - произносят древний кодекс профессиональной этики - «Клятву Гиппократа».
Нормы профессиональной этики подвержены изменениям под воздействием как внешних, так и внутренних по отношению к профессии факторов. Основными категориями профессиональной этики являются профессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия и профессиональный долг.
1.2 Функции профессиональной этики
Функции профессиональной этики определяются множеством факторов, основными из которых являются сущность, содержание и направленность профессии:
1) Оценочная - дает возможность оценки поведения, действий, намерений, целей, задач, средств и т.д. специалиста с точки зрения соответствия моральным нормам.
2) Регулятивная - вытекает из потребности регулировать поведение специалиста в соответствии с сущностью профессии.
3) Организационная - служит улучшению организации деятельности сотрудников и партнеров.
4) Управляющая - является средством управления действиями сотрудников и партнеров в ходе решения профессиональных задач.
5) Мотивационная - формирует социально и профессионально одобряемые мотивы деятельности.
6) Координирующая - обеспечивает сотрудничество всех участников процесса профессиональной деятельности.
7) Регламентирующая - направляет и обусловливает выбор целей, методов и средств в профессиональной деятельности.
8) Воспроизводственная - позволяет воспроизводить подобные действия в подобных ситуациях.
9) Воспитательная - воспитывает не только специалистов, профессионалов, но и клиентов и социальное окружение клиентов.
10) Коммуникативная - помогает организовать общение сотрудников друг с другом и с клиентами.
11) Оптимизирующая - способствует повышению эффективности профессиональной деятельности, повышению статуса профессии в обществе.
12) Стабилизирующая - способствует стабилизации профессиональных отношений на всех уровнях их проявлений.
13) Рационализирующая - облегчает специалисту выбор целей, методов и средств, принятие решений.
14) Превентивная - предостерегает профессионала от действий, приносящих вред клиенту, организации, обществу.
15) Прогностическая - позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных сотрудников и их коллективов.
16) Разрешения противоречий - способствует разрешению, устранению и сглаживанию противоречий, возникающих в процессе профессиональной деятельности.
17) Информационная - приобщает специалистов к системе ценностей их профессии и профессиональной морали.
18) Социальная - способствует созданию условий, благоприятных для функционирования специалистов данной сферы в обществе.
19) Социализирующая - служит делу приобщения носителей данной профессии к господствующей в обществе системе ценностей и морали.5
На государственной службе, где отношения строятся на основе субординации, каждый вид общения (подчинённого и начальника, коллег, чиновника и посетителя) обладает достаточной спецификой и подчинён своим, выработанным практикой правилам этикета, ориентированного на честь и достоинство как высшую ценность. В Конституции Российской Федерации прописано, что достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению.6
Нормы этикета информируют о том, как следует вести себя государственному служащему в той или иной конкретной служебной ситуации и какого поведения следует ожидать от коллег, от начальника или от подчинённых. Стандартизируя поведение каждого члена коллектива, этикет помогает им, не задумываясь, порой почти бессознательно, выбирать линию поведения в соответствии с реальной обстановкой и ожиданиями окружающих, не рискуя попасть в неловкое или затруднительное положение или вызвать осложнения в отношениях с другими. Следование принятым правилам поведения у каждой из сторон общения укрепляет уверенность в правильности своих действий, рождает самоуважение, создаёт чувство психологического комфорта.
Глава 2. Особенности профессиональной этики на государственной гражданской службе
2.1 Государственная гражданская служба как особый вид службы
Государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).
Федеральным законом РФ государственная служба определяется как «профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:
• лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
• лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ». 7
Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.
Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
- государственная гражданская служба;
- военная служба;
-правоохранительная служба.
Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:
1) федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
2) законность;
3) равный доступ граждан к государственной службе;
4) взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
5) открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
6) профессионализм и компетентность государственных служащих;
7) стабильность гражданской службы;
8) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
9) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность. Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.
2.2 Этические принципы профессиональной деятельности государственных служащих
В организации госслужбы и её функционировании есть много специфических моментов, которые действуют в противоречии с требуемыми от госслужащего моральными качествами. Нравственность чиновников разлагается как бы изнутри. Такими особенностями, негативно влияющими на мораль государственных служащих, являются:
- специфическая форма оплаты труда в государственной службе;
- её территориальное устройство;
- вертикальная выстроенность по направлению деятельности;
- особый характер текучести рабочей силы;
- особая заинтересованность отдельных слоёв населения в деятельности госслужбы.
Таким образом, этика госслужащего представляется достаточно нестабильным, ранимым, сильно зависящим от обстоятельств комплексом качеств. С другой стороны, государственный служащий - это лицо государства и нации, залог успешного функционирования государства. Поэтому существует ряд качеств, которыми госслужащий должен обязательно обладать. Вот эти качества прописаны в требованиях к служебному поведению гражданских служащих:
1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне:
2) исходить из того, что
признание, соблюдение и защита
прав и свобод человека и
гражданина определяют смысл
и содержание его
3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;
4) не оказывать предпочтение
каким-либо общественным или
5) не совершать действия,
связанные с влиянием каких-
6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;
7) соблюдать нейтральность,
исключающую возможность
8) не совершать поступки,
порочащие его честь и
9) проявлять корректность в обращении с гражданами;
10) проявлять уважение
к нравственным обычаям и
11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;
12) способствовать
13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
14) соблюдать установленные
правила публичных выступлений
и предоставления служебной
Также практика государственной службы свидетельствует, что служебное поведение государственных служащих должно основываться на прочных нравственных принципах. Под нравственными принципами государственной службы понимается совокупность норм, выражающих требования государства и общества к нравственной сущности служащего, к характеру его взаимоотношений с государством. Это система ценностей и правил, регулирующих взаимоотношения государственных служащих между собой с целью создания надлежащего морально-психологического климата в коллективе и повышения эффективности государственной службы.
Следует отметить, что нравственные принципы и нормы служебной деятельности государственных служащих пока не нашли у нас нормативного установления.
Общими нравственными принципами деятельности государственных служащих являются следующие принципы:
1) Принцип служения государству и обществу, требующий бескорыстной и безупречной службы на благо государства и гражданского общества. Государственные служащие призваны исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов, осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы.
2) Принцип законности, обязывающий всех государственных служащих неукоснительно соблюдать букву и дух законов. Важно, чтобы в законе право и мораль соответствовали друг другу. Этот принцип требует верховенства Конституции РФ, федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, положениями и инструкциями. Государственный служащий призван соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты.
3) Принцип гуманизма, предписывающий признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Он требует от чиновника уважать каждого человека, признавать суверенитет личности и ее достоинство, быть вежливым, тактичным, толерантным. Это должно стать внутренним императивом чиновника. Данный принцип показывает то, что чиновник существует и действует для человека, а не человек для чиновника.
4) Принцип ответственности, обязывающий служащих нести не только юридическую, но и нравственную ответственность за принимаемые решения.
5) Принцип справедливости, требующий разумного использования властных полномочий, защиты прав и законных интересов граждан. Государственные служащие призваны исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности, как государственных органов, так и государственных служащих. Удовлетворение потребности в справедливости властей - самое важное из моральных ожиданий общества. Любая несправедливость, допускаемая чиновником, наносит моральный ущерб авторитету власти.
Информация о работе Сущность и особенности этики государственной гражданской службы