Теории местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 16:59, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является рассмотрение предпосылок, условий возникновения и существенных признаков различных теорий местного самоуправления, а так же практическую реализацию его полномочий на региональном уровне.
Задачей контрольной работы является попытка осветить основные теоретические взгляды на понятие местного самоуправления и особенности различных теорий местного самоуправления, а также рассмотреть особенности местного самоуправления на примере города Санкт-Петербурга.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
I. Предпосылки и условия развития теорий местного самоуправления…….4
1.1 Понятие и предпосылки развития теорий местного самоуправления…......4
1.2 Условия возникновения теорий местного самоуправления………..............5
II. Теории местного самоуправления...…............................................................7
2.1 Общественная и государственная теории МСУ……………………………7
2.2 Современные теории МСУ. Основные подходы к МСУ………………….9
2.2.1. Локалистский подход…………..………………………..............................9
2.2.2. Теория общественного выбора…………………………...........................11
2.2.3. Дуалистический подход………………………………………………….12
III. Современная роль МСУ…………………………………………………….13
IV. Основные проблемы МСУ………………………………………………….14
4.1. Проблемы Российского МСУ……………………………………………..16
V. Организация МСУ в городах федерального значения……………………..19
5.1. Особенности организации МСУ в городе Санкт-Петербурге……………20
Заключение……………………………………………………………………….21
Список используемой литературы……………………………………………...23

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 61.14 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук

 

Контрольная работа по курсу:

«Муниципальное управление и местное самоуправление»

На тему:

«Теории местного самоуправления»

 

 

Выполнила: студентка V курса ОЗО

                                                                                             .

                                                                         Проверил: 

 

 

 

Результаты  проверки:

__________________________________________________________________

(зачёт-незачёт, дата; подпись преподавателя)

Работа сдана и зарегистрирована в деканате:

________________________________________________________________

(дата; подпись методиста ОЗО)

Ростов-на-Дону

2013 г.

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………...…3

I. Предпосылки и условия развития теорий местного самоуправления…….4

1.1 Понятие и предпосылки  развития теорий местного самоуправления…......4

1.2 Условия возникновения  теорий местного самоуправления………..............5

II.  Теории местного самоуправления...…............................................................7

2.1 Общественная и государственная теории МСУ……………………………7

2.2 Современные теории  МСУ. Основные подходы к МСУ………………….9

2.2.1. Локалистский подход…………..………………………..............................9

2.2.2. Теория общественного выбора…………………………...........................11

2.2.3. Дуалистический подход………………………………………………….12

III. Современная роль МСУ…………………………………………………….13

IV. Основные проблемы МСУ………………………………………………….14

4.1. Проблемы Российского МСУ……………………………………………..16

V. Организация МСУ в городах федерального значения……………………..19

5.1. Особенности организации  МСУ в городе Санкт-Петербурге……………20

Заключение……………………………………………………………………….21

Список используемой литературы……………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Исследование происхождения и сущности любого социального явления должно начинаться с того этапа, на котором оно возникает и демонстрирует свои потенциальные возможности, а в дальнейшем и ведущие признаки. Развитие и становление местного самоуправления связаны с формированием централизованных государств. Самоуправленческие и государственные начала общественного управления следовали в общем русле изменений социально-экономических и политических процессов, переплетаясь и формируясь в единый институционально-нормативной комплекс публичной власти.1 История идей формирования системы регламентирования местного самоуправления свидетельствует о том, что в процессе развития государственности возникали различные теории местного самоуправления, которые по-разному объясняли его политико-правовую природу. Данные теории историчны, поскольку они создавались на основе практического опыта как отдельно взятого государства, так и группы стран и различались по способу формирования местных учреждений, по характеру и количеству дел, им подведомственных, а также по характеру взаимоотношений с центральной властью.

Актуальность темы этой контрольной работы определяется огромной ролью местного самоуправления в экономической и политико-правовой жизни общества, в становлении институтов демократического государства. Так, в современной России местное самоуправление поднято на уровень одной из основ конституционного строя. Охватывая своими институтами почти все стороны демократической организации местной жизни, местное самоуправление дает возможность рациональным способом децентрализовать и деконцентрировать государственную власть, перенести принятие решений по всем вопросам местной жизни в территориальные сообщества, стимулируя тем самым активность граждан и обеспечивая их реальную сопричастность к таким решениям.

Целью контрольной работы является рассмотрение предпосылок, условий возникновения и существенных признаков различных теорий местного самоуправления, а так же практическую реализацию его полномочий на региональном уровне.

Задачей контрольной работы является попытка осветить основные теоретические взгляды на понятие местного самоуправления и особенности различных теорий местного самоуправления, а также рассмотреть особенности местного самоуправления  на примере города Санкт-Петербурга.

I. Предпосылки  и условия развития теорий  местного самоуправления.

 

1.1 Понятие и  предпосылки развития теорий  местного самоуправления

Теории местного самоуправления можно определить как совокупность основанных на историческом опыте научных взглядов и представлений, которые направлены на объяснение сущности, организации муниципального (местного) управления и соотношения его с управлением публичным.

Основы правовых систем местного самоуправления большинства европейских государств, а также Японии, США и других стран были заложены в ходе муниципальных реформ XIX века, однако традиции общинного самоуправления берут свое начало в организации полисной демократии античного мира.

Муниципалитетом называлось городское управление, берущее на себя обязанность решения общегородских задач, а также распоряжения хозяйственными средствами. Этот термин возник в период республики в Древнем Риме. Муниципалитетами назывались города, которые пользовались правами самоуправления. Стоит отметить, что под муниципалитетом в настоящее время понимается избираемое городское и сельское самоуправление. Однако в некоторых странах муниципальным является лишь городское самоуправление.

Принцип самоуправления являлся общим принципом местного управления Италии периода республики, когда Рим из маленькой латинской общины превратился в огромное государство с обширной территорией. Законом 45 г. до н.э. Юлий Цезарь установил некоторые общие правила относительно местного городского устройства, а именно: основой муниципального управления был установлен принцип широкой автономии в местных делах, хотя и под контролем Рима.2

По своей сути организация муниципального устройства являлась копией государственного устройства Рима. Народное собрание всех граждан общины, организованное по местным куриям, являлось высшим органом местного самоуправления. Народное собрание выбирало муниципальных магистратов и решало общие вопросы местной жизни. В каждом городе, по образцу римского Сената, существовал муниципальный сенат из 100 членов. В компетенции муниципальной магистратуры находилась административная и судебная власть.

Муниципальные реформы XIX века основывались на фундаменте, который закладывался уже в Средние века. Средневековые города с их административным, судебным и финансовым правлением, отвоёванным или купленным у феодальных правителей, в оболочке городского самоуправления несли зачатки буржуазного муниципализма. Так, Великая французская революция дала толчок конституционному движению в европейских странах.3 Однако оно не только привело к появлению новых форм организации власти на уровне высшего государственного управления, но и поставило задачу преобразования местного управления по новому типу, свободному от сильного бюрократического влияния центральных органов власти. Требование проведения начал местного самоуправления представляло собой логический вывод из основных принципов правового, конституционного государства, которое последовательно приходит на смену полицейскому, бюрократическому абсолютистскому государству.

 

1.2. Условия возникновения теорий местного самоуправления

В условиях демократического, правового государства взаимоотношения государства и личности, центральных органов власти и местных сообществ принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, которое И. Кант называл государством произвола. Таким образом, вполне естественно то, что местное самоуправление, предполагающее известную независимость и обособленность в системе органов государственной власти, стало лозунгом политических движений и правовых реформ XIX в.

На теорию и практику конституционного развития европейских государств большое влияние оказали французские конституции XVIII в., а также Конституция Бельгии 1831 г., которая сыграла значительную роль в распространении идей местного самоуправления в Европе. В этой конституции содержалась статья, посвященная общинному управлению. Так же стоит отметить, что наряду с законодательной, исполнительной и судебной властями Конституция Бельгии признавала и четвертую власть – муниципальную.

Француз Ж.-Г. Турэ, идеи организации общинного управления которого нашли отражение в Конституции Бельгии, сформулировал две основные проблемы учения о местном самоуправлении:

  1. понятие о собственных общинных делах, присущих естественным образом муниципальному управлению;
  2. понятие о государственных делах, которые государство передает в ведение местного самоуправления.

Эти два понятия получили впоследствии свое развитие в различных теориях местного самоуправления.

В первой половине XIX века были разработаны теоретические основы местного самоуправления. Одним из первых проблем местного самоуправления коснулся французский государственный деятель А. Токвиль. Он писал: «Общинные институты играют для установления независимости ту же роль, что и начальные школы для науки; они открывают народу путь к свободе и учат его пользоваться этой свободой, наслаждаться её мирным характером. Без общинных институтов нация может сформировать свободное правительство, однако истинного духа свобод она так и не приобретет. Скоропреходящие страсти, минутные интересы, случайные обстоятельства могут создать лишь видимость независимости, однако деспотизм, загнанный внутрь общественного организма, рано или поздно вновь появится на поверхности».4

Таким образом, в XIX веке сформировался целый ряд теорий местного самоуправления, в которых по-разному рассматривается его сущность.

Ученые использовали различный подход к определению числа теорий о местном самоуправлении. Лазаревский Н.И. считал, что существует всего четыре теории местного самоуправления: теория свободной общины, хозяйственная и общественная теории самоуправления, а также теория самоуправляющейся единицы, как юридического лица.2 Михайлов Г.С. выделяет три теории самоуправления: хозяйственную, государственную и политические теории. Фадеев В.И. называет пять теорий самоуправления: теорию свободной общины, общественную теорию самоуправления, государственную теорию самоуправления, теорию дуализма муниципального управления и теорию социального обслуживания.

Наиболее верным представляется мнение Л. Велихова, который выделяет следующие теории местного самоуправления: свободной общины, общественную (хозяйственную) и государственную.5

 

2. Теории Местного самоуправления (МСУ). 

2.1.Общественная и государственная теории МСУ

Самые первые идеи в теорию МСУ были заложены в ХVIII веке – это идеи естественных прав, общественного договора, автономной общины, представительного правления и разделения властей. Ж.Ж.Руссо рассуждал о естественных правах общин. Один из отцов-основателей США Т.Джефферсон говорил о «республиках в миниатюре», о самоуправляющихся поселениях, принимающих решения всем населением. В науке эти и другие взгляды получили развитие в XIX веке.

Немецкие ученые выдвинули теорию свободной общины, которая базировалась на идеях естественного права и доказывала, что право общины заведовать своими делами имеет такой же естественный и неотчуждаемый характер, как и права и свободы человека, поскольку община возникает раньше государства, оно должно уважать свободу общинного самоуправления. Теория свободной общины выдвигала такие основные элементы организации МСУ, как:

- избираемость органов  МСУ членами общины,

- разделение дел, которыми  должны заниматься органы МСУ, на дела общины и дела, порученные ей государством,

- отрицание права государственных  органов вмешиваться в собственную  компетенцию общины.

 

На смену теории свободной общины, которая была уязвима с многих точек зрения (общины, как правило, возникали одновременно с государствами, а не раньше их и др.), пришла общественная теория МСУ. Эта теория также исходила из противопоставлении государства и общины, из принципа признания свободы осуществления своих задач местными сообществами. Обосновывая самостоятельность МСУ, данная теория выдвигала идею негосударственной, преимущественно общественной, хозяйственной природы деятельности органов МСУ. МСУ – это заведование делами местного хозяйства. Основные положения данной теории можно сформулировать следующим образом. Сущность МСУ – предоставление местному сообществу самому решать свои местные вопросы, а правительственным органам – заведовать только государственными делами. Общественная теория исходит, следовательно, из противопоставления местного сообщества государству, общественных интересов – политическим, требует, чтобы общество и государство занимались каждый только своими делами.

В данной теории прослеживалось определенное отождествление самоуправляющихся территорий с частноправовыми объединениями (промышленными корпорациями, благотворительными обществами и др.), что приводило к серьезным возражениям против нее (очень тяжело, например, точно разграничить чисто общинные дела и государственные дела, порученные общине и т.д.).

В связи со слабыми сторонами общественной теории МСУ в XIX веке немецкими учеными Р.Гнейстом и Л.Штайном были предложены основные положения государственной теории МСУ6. Согласно этой теории МСУ – это одна из форм местного государственного управления. Все полномочия в области МСУ даны государством, имеют своим источником государственную власть. В отличие от центрального государственного управления МСУ осуществляется не правительственными чиновниками, а при помощи местных жителей, заинтересованных в результатах местного управления. В связи с этим бессмысленно утверждение, что местные вопросы, самостоятельно решаемые органами МСУ, имеют иную природу, чем государственные. Передача некоторых государственных вопросов в ведение органов МСУ обусловлена необходимостью их более эффективного решения на местном уровне, поскольку госчиновники лишены инициативы, самостоятельности и не зависят от местного населения.

Р.Гнейст связывал МСУ с системой почетных и безвозмездных должностей (политическое направление государственной теории МСУ). Он полагал, что МСУ должно осуществляться наиболее уважаемыми людьми из местного населения на безвозмездной основе. Однако, эти взгляды Р.Гнейста поддержки не получили.

Информация о работе Теории местного самоуправления