Управление государственным и муниципальным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение направлений оптимизации государственного и муниципального долга.
Данной цели подчинены задачи работы:
1. Рассмотреть общую характеристику государственного и муниципального долга.
2. Выявить особенности управления государственным долгом.
3. Изучить специфику управления муниципальным долгом.
Объект исследования – государственный и муниципальный долг Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Общая характеристика государственного и муниципального долга 5
1.1Понятия и виды государственного и муниципального долга 5
1.2 Осуществление государственных и муниципальных заимствований 10
Глава 2. Управление государственным и муниципальным долгом 18
2.1 Особенности управления государственным долгом Российской Федерации и долгом субъектов Российской Федерации 18
2.2 Особенности управления муниципальным долгом 22
Заключение 30
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

Б-248 госдолг.doc

— 255.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государственный долг, как  и финансы, может являться инструментом и объектом управления. В качестве инструмента управления государственный долг обеспечивает возможность органам власти оказывать влияние на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, организацию населением своих сбережений и многие другие экономические процессы.

Одновременно государственный  долг выступает в качестве объекта управления. Субъектом в этом случае выступает государство. При этом государство определяет все необходимые правила формирования и обслуживания государственного долга. В этой связи принято говорить об управлении государственным долгом. Под управлением государственным долгом понимается совокупность мер по регулированию объема и структуры долга, определению условий и осуществлению новых заимствований, изменению условий уже выпущенных займов, погашению и обслуживанию долга, регулированию рынка государственных заимствований, определению условий и предоставлению государственных кредитов и государственных гарантий и контролю за их целевым использованием.

Целью курсовой работы является изучение направлений оптимизации государственного и муниципального долга.

Данной цели подчинены задачи работы:

1. Рассмотреть общую характеристику государственного и муниципального долга.

2. Выявить особенности управления государственным долгом.

3. Изучить специфику  управления муниципальным долгом.

Объект исследования – государственный и муниципальный долг Российской Федерации.

Предмет исследования – алгоритмы управления государственным и муниципальным долгом.

Весомый вклад в исследование данных проблем внесли отечественные  и зарубежные ученые. Общие подходы  к определению понятия «государственный долг» и «управление государственным долгом» были сформулированы в работах А.В. Абышевой, Б.Г. Болдырева, Ю.Я. Вавилова, А.М. Бабич, Л.С. Гринкевич, С.С. Жуковой, В.В. Казакова, Т.Н. Новожиловой, Л.П. Павловой, C.Б. Пахомова, Ю.А. Рюминой В.А. Слепова, А.З. Селезнева, С.А. Чернецова и других. Определение целей и задач государственного долга в постановочном виде рассматривается в работах А.М. Русяйкиной, Дж. Тобина, Л.И. Ушвицкого. А.А. Кумыковым подробнее рассматривается и обосновывается содержание государственного долга как категории экономической теории, основанной на постиндустриальном характере. Построение экономических моделей управления государственным долгом достаточно подробно описаны зарубежными экономистами Р.Барро, М. Герсовицем и Дж. Итоном.

Для достижения поставленной цели в данной работе были использованы следующие теоретические и эмпирические научные методы: методы структурного и типологического анализа, метод наблюдения,  метод анализа научных источников и документации и некоторые другие. Метод структурного анализа в исследовании был применён при изучении элементов государственного и муниципального долга и их взаимодействии между собой.  Метод типологического анализа применялся при анализе методов управления государственным и муниципальным долгом. Также широко применялся метод анализа научных источников (книг, журналов, статей посвященных менеджменту). 

 

 

 

 

 

Глава 1.Общая  характеристика государственного и  муниципального долга

1.1Понятия и  виды государственного и муниципального  долга

Государственным долгом являются все обязательства  по возврату средств (с процентами), принятые от имени государства или  от имени его уполномоченных органов  перед кредиторами.

В соответствии с действующим  законодательством ^статья 98 Бюджетного кодекса Российской Федерации) долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме: 1

  • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • договоров о Предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
  • соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет. Необходимо отметить, что включение в состав государственного долга обязательств по соглашениям и договорам о пролонгации/ реструктуризации в качестве самостоятельного элемента государственных обязательств методологически неверно, ввиду того, что пролонгации и реструктуризации обязательств определяют как правило лишь порядок и условия замены одних долговых обязательств другими с иными условиями обслуживания и погашения.

Муниципальный долг – совокупность долговых обязательств муниципального образования, включая гарантии, выданные им другим заемщикам. Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну. 

Структура муниципального долга представляет собой группировку муниципальных долговых обязательств по установленным бюджетным законодательством видам долговых обязательств. 

Долговые обязательства  муниципального образования могут  существовать в виде обязательств по: ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам); бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций; гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).  

В объем муниципального долга включаются: номинальная сумма  долга по муниципальным ценным бумагам; объем основного долга по бюджетным  кредитам, привлеченным в местный бюджет; объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием; объем обязательств по муниципальным гарантиям; объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств муниципального образования.

Муниципальный долг, исходя из содержательной сущности бюджетных  отношений, есть отражение бюджетного дефицита, который был покрыт путем привлечения, выпуска и размещения долговых обязательств. Одной из главных причин роста государственного (муниципального) долга, как правило, является длительная несбалансированность бюджета. Укажем, что статьей 96 Бюджетного кодекса определены следующие формы внутренних источников финансирования дефицита местного бюджета:2

  • муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
  • кредиты, полученные от кредитных организаций;
  • юджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;
  • изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета

 

 По  общему правилу предельный объем  государственного долга субъекта РФ не должен превышать утвержденный общий  годовой объем доходов бюджета  субъекта РФ без учета утвержденного  объема безвозмездных поступлений.  

Государственный долг можно классифицировать по нескольким признакам:

1. По месту размещения долга.

2. По уровням государственной власти.

3. По сроку привлечения средств.

4. По характеру выплачиваемого дохода.

5. По объёму расходов на выплату государственного долга.

6. По методу определения дохода и др.

Наиболее распространённой является классификация в зависимости от места размещения долга, в этом случае государственный долг делится на внешний и внутренний.

Ещё одним признаком классификации государственного долга являются уровни государственной власти. В соответствии с этим признаком различают государственный долг центрального правительства и долг субъектов Российской Федерации. Сумма долгов центрального правительства и субъектов Российской Федерации называется общегосударственным долгом. В зарубежной практике в общегосударственный долг включаются также долги местных органов власти и государственных предприятий. В экономической литературе не всегда разделяются понятия общегосударственного долга и долга центрального правительства, иногда эти понятия идентифицируют, что вызывает сложности при анализе показателей государственного долга в динамике и их сравнении.

По характеру выплачиваемого дохода различают выигрышные и процентные займы, займы с нулевым купоном.

По объёму расходов на выплату государственного долга различают капитальный и текущий государственный долг. Капитальный долг состоит из всех принятых и непогашенных государством долговых обязательств с начисленными на них процентами. Текущий долг включает выплаты основного долга и процентов кредиторам государства по долговым обязательствам, срок оплаты которых наступил.

По методу определения дохода различают два вида долговых обязательств: с твёрдо установленным и плавающим доходом.

Государственный долг порождает  косвенные и вторичные эффекты. Суть этих эффектов состоит в следующем.

Когда правительство  продает ценные бумаги на рынке ссудных  капиталов, то это вызывает падение  цен облигаций и рост процентных ставок. По сравнению с налоговым  финансированием одних и тех  же государственных расходов, финансирование путем осуществления займов предполагает относительно высокие процентные ставки. Это оказывает косвенное влияние на экономическое положение индивидуумов. Увеличение процентных ставок уменьшает капитализированную стоимость всех активов с фиксированным доходом; кредиторы, являющиеся держателями таких требований, находя свое благосостояние уменьшенным. Исходя из этого, дебиторы, которые должны осуществлять фиксированные платежи, находят свои капитализированные обязательства уменьшенными по той же причине.

Долг порождает косвенный  эффект в форме так называемого  эффекта «вытеснения» частных инвестиций. Продажа правительством своих облигаций  увеличивает процентные ставки на рынке  ссудного капитала. Это повышение  процентных ставок сужает возможности частных фирм и населения использовать заемный капитал для финансирования новых капиталовложений. Эмиссия государственных ценных бумаг влечет за собой конкуренцию между государственным и частным секторами экономики за получение новых займов и «вытеснение» частных заемщиков с рынка кредита. Вследствие такого «вытеснения» происходит сокращение инвестиционных расходов, и следовательно, уменьшается размер «национальной» фабрики, наследуемой последующими поколениями.3

Говоря о косвенных  эффектах государственного долга, следует упомянуть о связи долгового финансирования и инфляции. Существует опасение, что осуществление государственных заимствований послужит источником инфляционного давления в экономике. Однако для того, чтобы инфляционный потенциал государственного долга был реализован в ускоренном росте цен на товары и услуги, необходимы промежуточные звенья, которые не всегда образуют единый передаточный механизм. Наиболее отчетливым инфляционным источником финансирования бюджетного дефицита являются покупки государственных обязательств Центральным банком и прямые кредиты Центрального банка.

1.2 Осуществление  государственных и муниципальных  заимствований

Государственные и муниципальные  заимствования проводятся в соответствии с утверждаемыми на очередной финансовый год и плановый период программами. 

Программа государственных  внешних заимствований Российской Федерации содержит перечень внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования с указанием:4

-      для несвязанных (финансовых) заимствований: источника привлечения; суммы заимствования; срока погашения;

-      для целевых иностранных заимствований: конечного получателя; цели заимствования и направления использования; источника заимствования; суммы заимствования; срока погашения; наличия гарантий третьих лиц по возврату средств в федеральный бюджет конечным заемщиком, если для него предусмотрен такой возврат, с указанием организации (органа), предоставившей гарантию, срока действия и объема обязательств по гарантии; оценки объема использованных средств до начала очередного финансового года; прогноза объема использования средств в очередном финансовом году. 

В Программе государственных внешних заимствований Российской Федерации должны быть отдельно предусмотрены все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл. США, на весь срок займа. Данные займы и государственные гарантии подлежат реализации только при условии их утверждения в составе Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации Федеральным Собранием Российской Федерации. В Программе государственных внешних заимствований Российской Федерации объем, детализированный по конкретным займам, должен составлять не менее 85% общего объема внешних заимствований. 

Правительство Российской Федерации или уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации  имеет право на осуществление  внешних заимствований, не включенных в Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, если указанные внешние заимствования осуществляются в процессе реструктуризации государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на обслуживание этого долга. Данное право распространяется исключительно на несвязанные (финансовые) государственные внешние заимствования Российской Федерации. 

Информация о работе Управление государственным и муниципальным долгом