Управление государственным и муниципальным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение направлений оптимизации государственного и муниципального долга.
Данной цели подчинены задачи работы:
1. Рассмотреть общую характеристику государственного и муниципального долга.
2. Выявить особенности управления государственным долгом.
3. Изучить специфику управления муниципальным долгом.
Объект исследования – государственный и муниципальный долг Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Общая характеристика государственного и муниципального долга 5
1.1Понятия и виды государственного и муниципального долга 5
1.2 Осуществление государственных и муниципальных заимствований 10
Глава 2. Управление государственным и муниципальным долгом 18
2.1 Особенности управления государственным долгом Российской Федерации и долгом субъектов Российской Федерации 18
2.2 Особенности управления муниципальным долгом 22
Заключение 30
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

Б-248 госдолг.doc

— 255.50 Кб (Скачать файл)

Конверсия представляет собой изменение доходности займов в интересах должника, состоящее в понижении процента, ином способе погашения долга. Она производится в целях снижения расходов заемщика на погашение и обслуживание долга. Наиболее распространенными видами конверсии долга являются: обмен на долговые обязательства третьих лиц; погашение долга товарными поставками; обратный выкуп долга заемщиком на особых условиях; обмен долга на собственность и т.п. Технически такие операции не приводят к изменению структуры существующих и к получению новых обязательств.

Консолидация предусматривает  изменение срока действия уже  размещенных займов в сторону  увеличения или сокращения. Пролонгация  займов производится с целью облегчения выплаты долга и предполагает увеличение сроков обращения выпущенных займов путем перевода текущих обязательств и краткосрочных займов в долгосрочные. Как правило, консолидация носит принудительный характер и осуществляется путем добавления процентных купонов к облигациям старых займов, срок действия которых продлевается, или путем замены облигаций старых займов на облигации нового займа. Нередко консолидация (как правило, пролонгация) совмещается с конверсией.

Унификация займов заключается  в объединении нескольких займов в один, например, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Унификация займов может производиться вместе с консолидацией и конверсией или без них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Государственный долг России и его урегулирование являются одной из наиболее сложных и актуальных проблем современной российской экономики. Более того, в вопросах обслуживания и сокращения государственного долга в значительной степени сконцентрированы не только проблемы чисто экономического характера, но и многие политические проблемы, связанные с активной ролью нашей страны в современном мире, с ее экономической и политической независимостью.

Рынок государственного долга важен и для банковской системы, так как является инструментом денежно-кредитной политики.

В официальной статистике внешнего долга Банк России выделяет четыре категории заемщиков: органы государственного управления (включающие федеральные органы и субъекты Российской Федерации), органы денежно-кредитного регулирования (в лице Банка России), банки и прочие секторы (ранее именовались нефинансовыми предприятиями). Задолженность органов  государственного управления и денежно-кредитного регулирования принято относить к государственному долгу, задолженность банков и прочих заемщиков считается долгами негосударственного (частного) сектора. Долг бывшего СССР как часть государственного долга, естественно, входит в задолженность федеральных органов управления, все остальное - это новый российский долг, государственный или частный. 
Объем государственного долга Российской Федерации по государственным гарантиям составил в 2010 г.472,2 млрд.руб., и по прогнозам имеет устойчивую тенденцию к росту.

На 01.01.2010 г. объем государственного внутреннего долга составил 2094,7 млрд.руб. Наиболее значимый вклад в увеличение государственного внутреннего долга внесли государственные ценные бумаги - 1837,1 млрд.руб.; вклад государственных гарантий составил - 251,4 млрд.руб.; прочая задолженность - 6,2 млрд.руб. В 2011 - 2013 гг. предусматривается значительный рост государственного внутреннего долга по государственным гарантиям РФ. Законопроектом (п. 3 ст. 15) установлены верхние пределы государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным гарантиям РФ: на 1 января 2012 года - 1 064,8 млрд. рублей, на 1 января 2013 года - 1 355,3 млрд. рублей, на 1 января 2014 года - 1 678,8 млрд. рублей. К концу 2013 года долг по гарантиям составит 19 % объема государственного внутреннего долга РФ, или 2,7 % ВВП.

Такой фактор государственных заимствований как низкий текущий уровень государственного долга требует постоянного мониторинга. Пока он позволяет проводить политику наращивания госзаимствований, не опасаясь кардинального ухудшения состояния долговой устойчивости Российской Федерации. При развитии макроэкономической ситуации по сценариям, близким к утвержденному прогнозу социально-экономического развития страны, в предстоящий период показатели долговой устойчивости Российской Федерации останутся на относительно безопасных уровнях. При планируемых объемах заимствований долговая нагрузка на федеральный бюджет будет оставаться в пределах параметров, позволяющих надлежащим образом осуществлять обслуживание государственного долга, будут сохранены предпосылки для поддержания суверенных кредитных рейтингов на инвестиционном уровне. Тем не менее, учитывая высокую зависимость российской экономики и состояния федерального бюджета от конъюнктуры мировых сырьевых рынков, поддержание умеренной долговой нагрузки является стратегической задачей. Ее решение будет означать сохранение важнейшего конкурентного преимущества нашей страны. Разумная заемная политика будет создавать условия для роста возможностей в частном секторе, обеспечит инвестиционную привлекательность национальной экономики в целом.

 

 

 

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 27.07.2011 г.)
  2.   Гражданский кодекс РФ. Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ.
  3. Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"
  4. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации»
  5. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" (с изменениями от 18 июля, 26 декабря 2005 г., 19 декабря 2006 г., 26 апреля 2007 г.)
  6. Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2012-2014 гг.
  7. Брагинская Л.С. Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности. — М.: Пресс, 2008. — 356 с.
  8. Вышковский К.В. Стратегическая задача — сохранение умеренной долговой нагрузки // Финансы. — 2011. — №2. — С. 5-7.
  9. Замятина Н.В. Государственный долг субъектов Российской Федерации в контексте экономических отношений // Финансы и кредит. — 2011. — №36. — С. 30-34.
  10. Зуев Д.С. Государственный долг в системе экономических и бюджетных отношений // Инициативы XXI века. — № 4. — 2010.
  11. Зуев Д.С. Правовое и экономическое регулирование государственных долговых обязательств // Информационный бюллетень Контрольно-счетной палаты Москвы. — № 4 (31). — 2009.
  12. Косенкова К.В. Основные направления совершенствования управления внешним долгом Российской Федерации // Научный журнал КубГАУ. — 2011. — №69 (05). — С. 5-16.
  13. Макаренко И.В. Государственные заимствования на службе модернизации российской экономики // Деньги и кредит. — 2010. — №9. — С. 36-39.
  14. Мау В. Экономическая политика 2010 года: в поисках инноваций // Вопросы экономики. — 2011. — №2. — С. 4-22.
  15. Мордвинцева А.Д. Государственный и муниципальный долг // Режим доступа: http://abc.vvsu.ru/Books/gos_i_mun_dolg/page0003.asp
  16. Панкин Д.В. Основные направления долговой политики Российской Федерации на 2011-2013 годы // Финансы. — 2010. — №10. — С.3-8.
  17. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 384 с.
  18. Саттарова Н.А. Бюджетное право. — М.: Деловой дворъ, 2009. — 516 с.
  19. Свищева В.А. Федеральный бюджет как инструмент государственной политики // Финансы и кредит. — 2011. — №23. — С. 28-33.
  20. Улюкаев А.В. Платежный баланс и внешний долг Российской Федерации за 2010 год. Аналитический комментарий // Вестник банка России. — 2011. — №26-27 (1269-1270). — С.7-14.
  21. Федосов В.А. Бюджетная политика Российской Федерации в посткризисных условиях // Финансы и кредит. — 2010. — №44. — С. 20-24.
  22. Фокина О.Г. Преодоление кредитного дефицита как условие обеспечения экономического роста // Финансы и кредит. — 2011. — №18. — С. 49-52.
  23. Официальный сайт ЦБ РФ — Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/debt_sustainability.htm& pid=svs&sid=ITM_1646

 

1 Брагинская Л.С. Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности. — М.: Пресс, 2008. – с.76

2 Зуев Д.С. Государственный долг в системе экономических и бюджетных отношений // Инициативы XXI века. — № 4. — 2010. – с.13

3 Замятина Н.В. Государственный долг субъектов Российской Федерации в контексте экономических отношений // Финансы и кредит. — 2011. — №36. — С. 30

4 Зуев Д.С. Правовое и экономическое регулирование государственных долговых обязательств // Информационный бюллетень Контрольно-счетной палаты Москвы. — № 4 (31). — 2009. – с.29

5 Зуев Д.С. Правовое и экономическое регулирование государственных долговых обязательств // Информационный бюллетень Контрольно-счетной палаты Москвы. — № 4 (31). — 2009. – с.30

6 Макаренко И.В. Государственные заимствования на службе модернизации российской экономики // Деньги и кредит. — 2010. — №9. — С. 36

7 Макаренко И.В. Государственные заимствования на службе модернизации российской экономики // Деньги и кредит. — 2010. — №9. — С. 36

8 Панкин Д.В. Основные направления долговой политики Российской Федерации на 2011-2013 годы // Финансы. — 2010. — №10. — С.3

9 Панкин Д.В. Основные направления долговой политики Российской Федерации на 2011-2013 годы // Финансы. — 2010. — №10. — С.3

10 Мау В. Экономическая политика 2010 года: в поисках инноваций // Вопросы экономики. — 2011. — №2. — С. 10

11 Мау В. Экономическая политика 2010 года: в поисках инноваций // Вопросы экономики. — 2011. — №2. — С. 12

12 Фокина О.Г. Преодоление кредитного дефицита как условие обеспечения экономического роста // Финансы и кредит. — 2011. — №18. — С. 49

13 Фокина О.Г. Преодоление кредитного дефицита как условие обеспечения экономического роста // Финансы и кредит. — 2011. — №18. — С. 49

14 Федосов В.А. Бюджетная политика Российской Федерации в посткризисных условиях // Финансы и кредит. — 2010. — №44. — С. 20

15 Улюкаев А.В. Платежный баланс и внешний долг Российской Федерации за 2010 год. Аналитический комментарий // Вестник банка России. — 2011. — №26-27




Информация о работе Управление государственным и муниципальным долгом