Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:42, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить законодательную базу, регулирующую экономическую и финансовую деятельность муниципального самоуправления, провести анализ и выявить проблемы управления развитием муниципального хозяйства в муниципальном образовании, определить пути совершенствования управления муниципальным хозяйством в РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ НАУЧНО-ПРАВОВЫЕ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ ………6
1.1. Сущность и понятие муниципального хозяйства и муниципального управления……………………………………………………………………..….6
1.2. Нормативно – правовые основы управления муниципальным хозяйством в РФ………………………..………………………………………………………8
1.3. Организационная специфика муниципального хозяйства…...…………..12
II. АНАЛИЗ И ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ………………………………....……………………………....17
2.1. Структура муниципального хозяйства и его виды………………………..17
2.2. Управление функционированием и развитием муниципального образования………………………………………………………………………20
2.3. Ресурсы муниципального образования……………………………………26
2.4. Проблема муниципального обслуживания………………………………..28
III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ В РФ ……………...32
3.1. Совершенствование управления муниципальным хозяйством в РФ …...32
3.2 Совершенствование социальной инфраструктуры как направление укрепления МСУ……………………………………….………………………..34
3.3 Совершенствование управления муниципальным имуществом в РФ..…38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………………………………………………………………41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..………………
Оптимизировать количество объектов управления и осуществить переход к пообъектному управлению. Осуществление мероприятий по повышению ликвидности муниципального имущества позволяют эффективно использовать указанное имущество в качестве обеспечения при привлечении инвестиционных ресурсов.
Обеспечить права органов МСУ, как участников коммерческих и некоммерческих организаций.
Обеспечить более действенный контроль за использованием объектов муниципального имущества и деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих.
Обеспечить поступления доходов от объектов муниципального имущества в местный бюджет.
Повысить доходность объектов муниципального имущества.
Оптимизировать структуру муниципального имущества. Содействие росту налогооблагаемой базы территории.
Увеличить объем инновационной составляющей при управлении муниципальным имуществом.
Оптимизировать полномочия управления в сфере управления муниципальным имуществом.
Последовательная, планомерная и системная реализация различных подходов и направлений развития системы управления муниципальным имущественным комплексом должна опираться на особенности сложившейся в МСУ системы управления муниципальным имущественным комплексом. Это является предпосылкой осуществления важнейших функций муниципалитета – повышения уровня жизни населения территорий.
Выполнение вышеперечисленных мероприятий приведет к огромному социально-экономическому эффекту. Вполне очевидно существенное влияние показателей функционирования муниципального имущественного комплекса на доходы местного бюджета, на удовлетворение социальных потребностей местного сообщества.
Значение муниципального имущественного комплекса определяется его составом и структурой, степенью адаптации в экономическую систему территории и зависит от экономической ситуации в регионе и стране. При определенных условиях муниципальный имущественный комплекс может оказывать ощутимое влияние на экономику муниципального образования и способствовать позитивному развитию экономической ситуации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Местное самоуправление имеет двойственную природу: с одной стороны, органы местного самоуправления – это органы власти, решения которых обязательны для всех физических и юридических лиц, расположенных на территории муниципального образования, с другой – это специфический хозяйствующий субъект (собственник), управляющий специфическим производственным процессом по удовлетворению потребностей жителей муниципального образования.
Возросшая актуальность изучения управления развития муниципального хозяйства обусловлена объективными экономическими причинами и процессами, происходящими в муниципальных образованиях
1) На территории муниципальных образований, помимо предприятий и учреждений муниципальной формы собственности, функционируют предприятия, организации и учреждения иных форм собственности, деятельность которых так или иначе связана с социально-экономическим развитием муниципальных образований, с удовлетворением потребностей местного сообщества.
2) Наряду с имуществом находящимся в муниципальной собственности и средствами местного бюджета, на территории муниципальных образований значительна доля частной и государственной собственности в виде имущественных объектов и финансовых средств, которые также косвенно способствует решению вопросов местного значения, составляют экономическую основу местного самоуправления.
Это побуждает изучать проблемы, связанные не только с управлением муниципальной собственностью, но и рассматривать вопросы воздействия органов местного самоуправления на хозяйственную деятельность предприятий, организаций и учреждений не муниципальной формы собственности, изучать организационно-правовые формы вовлечения данных предприятий, организаций и учреждений, а также их имущества в решение вопросов местного значения.
В понимании муниципального хозяйства наиболее полной и системной представляется точка зрения Л.А. Велихова. Под муниципальным хозяйством он понимает совокупность организаций, предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение общественных потребностей населения.
Муниципальное хозяйство имеет целью решение местных вопросов, т.е. вопросов местного значения. Результатом такой деятельности пользуются все жители муниципального образования, они выступают “заказчиками” услуг, оказываемых с помощью муниципального хозяйства.
Муниципальное хозяйство состоит из различных хозяйствующих субъектов, деятельность которых определяет и координирует соответствующий орган местного самоуправления.
Муниципальный заказ, являясь наиболее эффективным способом взаимодействия органов местного самоуправления с предприятиями, не находящимися в муниципальной собственности, в настоящее время получает все более широкое распространение.
Взаимосвязи между экономическими субъектами муниципального хозяйства осуществляются с помощью рынков факторов производства и потребительских товаров. Для экономики муниципального хозяйства важное значение имеют три типа местных рынков, выступающих основой развития муниципального образования и реализации институтов местного самоуправления: рынок труда, рынок жилья, рынок капитала.
В результате исследования выяснилось, что существуют различные модели муниципального хозяйства, различающиеся по степени воздействия органов МСУ на хозяйствующие субъекты МО.
Проблема донесения товаров и услуг до населения МО решается органами МСУ посредством муниципального хозяйства, при этом механизм донесения услуги тем эффективнее, чем более он обеспечивает конкуренцию и право выбора потребителям.
Развитие муниципального хозяйства невозможно без закрепления за ним ресурсов, позволяющих решать вопросы удовлетворения коллективных потребностей населения МО и это позволяет качественно подойти к проблеме.
Кадровое обеспечение – важнейший ресурс МО – является недостаточным (как в количественном, так и в качественном отношении) и приводит к снижению привлекательности территории МО.
Анализ управления развитием муниципального хозяйства в муниципальном образовании вскрыл проблемы и указал основные направления решения их.
Финансовые проблемы, стоящие сегодня перед муниципальными образованиями в России, а также необходимость перераспределения доходов и инвестиций с целью стимулирования экономического роста и уменьшения социально-экономической дифференциации, требуют наличия в инвестиционных портфелях муниципальных образований коммерчески эффективных проектов. Для органов местного самоуправления в экономическом аспекте приоритетными должны стать отрасли, выпускающие продукцию, в производстве которой задействовано максимальное количество предприятий смежных отраслей, находящихся на территории муниципального образования, с целью стимулирования экономического роста и уменьшения социально-экономической дифференциации.
Сущность информатизации в управлении экономикой территории заключается в создании условий для улучшения информационного обеспечения структур, управляющих экономическими процессами на территории. Важно осуществить переход от преимущественно расчетно-статистических задач к информационно - прогнозным; организовывать интегрированные территориальные системы и новые формы взаимоотношений с муниципальными (региональными) и находящимися вне Региона владельцами информации.
Полноценно использовать резервы повышения эффективности система территориального управления в результате его информатизации можно, если она будет задействована в реализации всех функций управления территорией: анализа и прогнозирования, принятия решений, организации их выполнения и контроля результатов.
В сложившейся социально-экономической ситуации возникла необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения муниципальным имуществом, усиления контроля и регулирования в муниципальном секторе экономики.
Информация, полученная в процессе исследования, позволяет утверждать, что возникла потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за муниципальной собственностью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Законодательные акты
1. Европейская хартия о местном самоуправлении / Принята в Страсбурге в 1985 г. — Русская версия. - Страсбург: Совет Европы. Отдел изданий и документов, 1990.
2. Конституция Российской Федерации. – М.: Омега, 2007.
3. Гражданский кодекс РФ (ред. от 07.02.2011). / Технология ПРОФ КонсультантПлюс.
4. Бюдетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998 ред.от 06.04.2011.) / Технология ПРОФ КонсультантПлюс.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1.-2 М., 2004.
6. Закон Российской Федерации №131-ФЗ (ред.от 20.03.2011г., с изм. От 20.03.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принят ГД ФС 16.09.2003г./ Технология ПРОФ КонсультантПлюс.
7. Закон Российской Федерации от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений».
8. Федеральный закон №149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.95 г. №235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность»
10. Собрание законодательства РФ. – М., 2006.
11. Указ Президента РФ №341 от 29.12.1991 г. «Об основных положениях программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год».
12. Указ Президента РФ от 11.06.1997 г № 568 (с изм. и доп. от 24.11.2002г.) «Об основных направлениях реформы местного самоуправления в РФ».
13. Устав Глуховского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области.
Литература
14. Атаманчук Г.В. «Система государственного и муниципального управления», М., Из-во «РАГС», 2005 г.
15. Велихов, Л.А. Основы городского хозяйства/Л.А. Велихов.- Обнинск: Институт муниципального управления, 1995.
16. Воронин, А.Г., Основы управления муниципальным хозяйством/ А.Г. Воронин, В.А. Лапин, А.Н. Широков.– М.: МОНФ. – 2005.
17. Воронин, А.Г. Основные принципы формирования структуры управления муниципальным образованием/ А.Г. Воронин // Городское управление. 2006. – №1. – С.6-19
18. Выдрин, И.В. Муниципальное право России: учебник/ И.В. Выдрин, А.Н. Кокогов. -М.: НОРМА, 2007. – 448 с.
19. Гадалин С.И., Кузина Н.А., Т.И. Бондарева Система государственного и муниципального управления: Курс лекций. Омск: Изд-во ОмГТУ 2007.64 с.
20. Гаврилов, А.И. Муниципальное хозяйство: методологические аспекты менеджмента:учебник для вузов/ А.И. Гаврилов, В.Ф. Сергеев, Н.Е. Жигалова.-Н. Новгород: ВВАГС, 2008.- 456 с.
21. Глазунов Н.И. «Система государственного и муниципального управления», учебник М., Из-во ЮНИТА-ДАНА, 2002 г.
22. Григорьев В.В., Острина И.А., Руднев А.В. Управление муниципальной недвижимостью: Учебно-практическое пособие. -М.: Дело, 2001. - 704 с.
23. Жигалова, Н.Е. Анализ и диагностика социально-экономического развития муниципального образования. Ч.1: Учеб.пособие / Н.Е. Жигалова.- Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2006.- 196 с.
24. Краснов, М.Н. Введение в муниципальное право/М.Н. Краснов. – М.: Юристъ, 2005. –256 с.
25. Малые города: Деловой вестник местного самоуправления. – М.. 2006. – 33 с.
26. Муниципальный менеджмент: учебное пособие для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; под ред. проф. Т.Г. Морозовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.
27. Мескон, М.Х. Основы менеджмента. Пер. с англ./ М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 1992. – 702 с.
28. Основы местного самоуправления и организации муниципального хозяйства: учебное пособие / под ред. А.И. Гаврилова. – Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятский академии гос. службы, 2004.
29. Парахина, В.Н. Муниципальное управление/ В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина.-М.:КНОРУС, 2007.- 496 с.
30. Портянкин, Ю.А. Методические основы оценки эффективности управления муниципальным имуществом: Дис. … канд. экон. наук. 08.00.05 // Ю.А. Портянкин. – М., 2002. – 155 с.
31. Радченко, А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход/А.И. Радченко. – Ростов н/Д.: Ростиздат, 2001. – 213 с.
Информация о работе Управление муниципальным хозяйством в РФ