Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 16:50, курсовая работа
В рамках изменения принципов управления общественным развитием экономикой и реструктуризации ее отраслевой и территориальной структуры трансформируется и комплекс политических и экономических механизмов управления территориальным развитием.
Можно выделить несколько общих причин повышения актуальности проблем территориального управления и исследований регионального развития:
потребности формирования единого, нового экономического пространства страны при объективном сохранении экономической самостоятельности регионов возводят проблему комплексного развития регионов в ранг приоритетной, требуют изучения новых, объективных закономерностей регионального развития, формирующихся в условиях трансформирующейся экономики;
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Государственное и муниципальное управление»
на тему: «Управление муниципальным
социально-экономическим
СОДЕРЖАНИЕ
Необходимость
обеспечения высоких темпов роста
экономики регионов России и повышения
конкурентоспособности
В современных
условиях, формирование территориально-организованных
экономических систем осуществляется
в разнообразных формах, имеющих
различную степень
Проблема совершенствования управления общественным развитием - одна из основных в современных исследованиях по региональной проблематике. В свою очередь, в этих исследованиях в последнее время выходит на первый план изучение региональной политики. Вопросы совершенство вания механизмов региональной политики изучены существенно меньше.
Важно понять, что государственная региональная политика России в условиях перехода к рынку не сводится только к решению проблемы федерализма или формальным и неформальным договоренностям, заключаемым между Центром и республиками в составе России, а также состоит не только из мероприятий по решению национальных взаимоотношений внутри России.
В рамках изменения принципов управления общественным развитием экономикой и реструктуризации ее отраслевой и территориальной структуры трансформируется и комплекс политических и экономических механизмов управления территориальным развитием.
Можно выделить несколько общих причин повышения актуальности проблем территориального управления и исследований регионального развития:
В этих условиях анализ новых механизмов регионального экономического развития приобретает большое значение для страны в целом и каждого региона - субъекта РФ - в отдельности.
Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность и особенности управления социально-экономическим развитием муниципальных образований.
Для достижения цели были намечены и последовательно решены следующие задачи:
Объект исследования
является муниципальное социально-
При подготовке курсовой работы был использован широкий круг различных источников: учебные пособия, публикации в отраслевых периодических изданиях, нормативно-правовые акты в пределах исследуемой проблематики.
Муниципальное образование (МО) следует рассматривать как социально-экономический объект, который состоит из совокупности компонентов и элементов, входящих в этот объект и системы связей, взаимосвязей, взаимозависимости с внутренней и внешней средой, объединенных целями, задачами и единым процессом целесообразной деятельности, направленным на достижение оптимального конечного результата местного самоуправления1.
Социально-экономический
объект любого типа в философском
плане имеет свою форму и содержание.
Форма — это конструкция
Федеральный закон за №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Кроме того, этот
закон дает классификацию муниципальных
образований как социально-
Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией РФ установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ, а также определены государственные гарантии для осуществления процесса местного самоуправления.
Таким образом,
муниципальные образования ―
это особый тип социально-экономических
объектов, в которых социально-экономичес
Реализация закона №131-ФЗ от 6.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» должна обеспечить функционирование и развитие вновь образованных муниципальных образований (МО) как объектов управления. Этот закон с 1.01. 2009 года вступил в полную силу, а это значит, что муниципальные образования формируют самостоятельно собственный бюджет, градостроительную политику и развивают собственную налогооблагаемую базу, разрабатывают муниципальную программу развития малого и среднего предпринимательства.
С середины 80-х годов ХХ в. началось переосмысление с новых позиций советского периода отечественной истории государственного устройства, взаимоотношений между органами местной власти и населением. Процесс становления местного самоуправления в России на современном этапе анализируется в работах Г.В. Атаманчука, A.B. Новокрещенова, Д.М. Карапетяна, Ж.Т. Тощенко, Г.П. Зинченко, В.Г. Попова, А.И. Кузьмина, Н.В. Иванчука, В.А. Костина, Г.Е. Зборовского, Н.Б. Костиной и других.
Вопросам деятельности
государственных и
Широко и
всесторонне исследуются
Теоретические разработки, посвященные проблеме оценки эффективности местного самоуправления, немногочисленны. Основополагающими по этой теме являются работы Г. Саймона, а из отечественных авторов можно назвать работы Дж.К. Лафта, И.И. Мазура, В.Д. Шапиро, С.Б. Мельникова. Г. Саймон связывает эффективность социального управления на государственном и местном уровне в первую очередь с проблемами выбора социальных альтернатив, с разработкой и принятием управленческих решений. Заслуга его состоит в том, что он одним из первых в западной науке управления обратился к анализу социальной эффективности управления, тесно увязывая ее с экономической эффективностью. Однако он не дошел до анализа институциональной эффективности управления, которая, по нашему мнению, позволяет всестороннее, полнее и глубже оценить успешность управления.
Исследованием
проблемы эффективности управления
и власти занимались многие ученые.
В конце XX в. попытки объяснить
причины неэффективности
Большое число работ посвящено истории развития отдельных регионов, городов и поселений, с описанием особенностей их инфраструктуры на различных исторических этапах, специфике функционирования производственных объектов и объектов отдельных социальных отраслей, разработке критериев эффективности деятельности этих объектов.
В ряде работ
рассматриваются вопросы, касающиеся
развития в целом инфраструктуры
городов и поселений в
Анализ большого массива источников и литературы позволяет автору утверждать, что проблема развития социальной инфраструктуры рассматривается преимущественно в контексте проблем социальных отраслей и отдельных объектов сферы услуг.
Научных исследований, отражающих взаимосвязь приоритетов социальной политики с направленностью управления развитием социальной инфраструктуры муниципальных образований мало, они отражают отдельные тематические аспекты. Проблематика деятельности органов местного самоуправления, ориентированных на совершенствование управления развитием социальной инфраструктуры как безопасной среды жизнеобеспечения в публикациях не освещена. Весьма мало научных разработок, касающихся организационного и экономического обеспечения развития социальной инфраструктуры муниципальных образований в рыночных условиях.
Проблемам, связанным с управлением на муниципальном уровне посвящены многочисленные научные публикации как отечественных, так и зарубежных специалистов. Однако, теоретические разработки, посвященные проблемам оценки эффективности управления местных органов власти, немногочисленны.
Вопросам управления социально-экономическим развитием муниципального образования посвящены научные труды A.Л. Гапоненко, Г.В. Гутмана, В. Б. Зотова, А.Е. Илларионова, В.А. Кретинина, Ю.Н. Лапыгина, А.И. Муратова, В.Г. Старовойтова, К.В. Хартановича, B.C. Чекалина и некоторых других ученых.
Исследованием проблемы эффективности управления и власти занимались ученые П. Бурдье, М. Крозье, Г. Саймон. Из отечественных авторов можно назвать работы В. Ф. Халипова, Дж.К. Лафта, И.И. Мазура, В.Д. Шапиро.
Каплан Роберт С. и Нортон Дейвид П. предложили в начале 90-х годов 20-го века концепцию стратегических карт, в рамках которых вырабатываются показатели, сбалансированные как в части количественных, так и качественных оценок результатов деятельности субъектов управления организацией. В работах зарубежных авторов Пола Нивена, Ольве Нильс-Горана, Роя Жана, Ветера Магнуса, Рамперсада К. Хьюберта получили развитие идеи Дейвида Нортона и Роберта Каплана. Что касается изучения методов и проблем построения сбалансированной системы показателей применительно на уровне муниципальных образований, то в российском научном обществе они практически не изучены.
Отдельные части территории России различаются природными условиями и ресурсами, давностью и степенью освоения, обеспеченностью и составом трудовых ресурсов и т. д. Эти различия приводят к географическому разделению труда между отдельными районами страны и их специализации на производстве определенного вида продукции. Например. Западная Сибирь снабжает страну нефтью и газом, Северный Кавказ специализируется на сельском и курортном хозяйстве, Центральная Россия — лидер в выпуске наукоемкой продукции, Поволжье называют автомобильным “цехом” страны и т. д. Такое разделение труда между различными районами называется территориальной специализацией хозяйства.
Условия, которые необходимо учитывать, определяя специализацию района в хозяйстве страны называют, факторами специализации территории.
Информация о работе Управление муниципальным социально-экономическим развитием