Под территориально-производственным комплексом
региона понимается обособленная территориально-организованная
совокупность взаимосвязанных, пропорционально
развивающихся предприятий различных
отраслей, сфер и направлений деятельности,
созданная для совместного решения одной
или нескольких хозяйственных проблем
и выделяющаяся размерами производств,
специализацией и территориальным единством,
взаимодействующая как внутри, так и за
пределами этой совокупности в рамках
единой хозяйственной политики.
Организационные
формы объединения компаний, значительно
различающиеся по степени интеграции
их участников, эволюционно развиваются
от концернов и семейных групп до стратегических
альянсов в конце ХХ столетия. Примечательно,
что вновь появляющиеся организационные
формы не вытесняют предшествующие типы
интеграции компаний, а дополняют их, приводя
к расширению многообразия форм и усложнению
институционального пространства экономики
региона. Вместе с тем, до настоящего времени
отсутствует общепринятый термин для
обозначения подобных объединений.
Следует отметить,
что стратегические альянсы считаются
самой перспективной формой объединенной
деятельности предприятий и именно
они из всех возможных организационных
интегрированных форм оказались
в центре внимания развитых государств
в 90-х годах. Прогнозируется, что в XXI
веке они превратятся в важнейшее орудие
конкурентной борьбы.
Стратегический
альянс – соглашение о кооперации
деятельности двух или более независимых
фирм для достижения определенных коммерческих
целей, для получения синергии объединенных и взаимодополняющих
ресурсов предприятий.
Под территориально-производственным
комплексом региона на основе стратегического
альянса понимается организационная
форма интегрированного взаимодействия
группы хозяйствующих субъектов
для осуществления совместной координации
деятельности участников, позволяющая
согласовать долгосрочные партнерские
отношения с учетом интересов каждого.
Выделим сущностные
особенности организационной формы
создания и функционирования территориально-производственного
комплекса региона на основе стратегического
альянса:
- территориально-производственный комплекс региона на основе стратегического альянса представляет собой особую форму сотрудничества между фирмами, идущими дальше обычных договорных взаимодействий, но не доводящие дело до слияния и поглощения. При этом сам комплекс, как правило, самостоятельным юридическим лицом не является;
- в рамках комплекса осуществляется совместная координация деятельности участников, что позволяет им согласовать долгосрочные партнерские отношения с выгодой для каждого, консолидировать ресурсы на приоритетных направлениях деятельности, достигать синергического эффекта:
- территориально-производственный комплекс региона на основе стратегического альянса создается на основе горизонтальной межфирменной кооперации, а также между предприятиями, занятыми в смежных сферах деятельности и обладающими взаимодополняющими технологиями;
- данный тип объединения основан на заключении среднесрочных или долгосрочных, двусторонних или многосторонних соглашений. При этом в комплекс могут вступать не только поставщики, производители и потребители, но и предприятия инфраструктуры, конкуренты, объединившие свои усилия для достижения взаимовыгодного результата;
- хозяйствующие субъекты подобного комплекса сохраняют свободу действий и вполне могут быть участниками множества других стратегических альянсов, союзов, ассоциаций и т.д.;
- территориально-производственный комплекс региона на основе стратегического альянса создается на определенный срок, для достижения стратегической цели12.
Для сегодняшнего
уровня социально-экономического развития
страны, и особенно северных регионов,
можно использовать для оценки и
разработки стратегии социально-экономического
развития страны и особенно северных
комбинированной модели, составленное из: кумулятивного направления
– «полюса роста», неоклассического –
сходимость или конвергенция, новой теории
– пространственные эффекты и новой формы
территориальной организации производства
– промышленных и региональных кластеров
и инноваций. При этом необходимо учитывать
особенности функционирования экономики
и социальной сферы страны или региона.
3.2. Механизмы регионального
и муниципального регулирования экономики
Необходимость
государственного управления региональным
социально-экономическим развитием
во многом обусловлена несовершенством
рыночного механизма и его
неспособностью решать современные проблемы развития как на
общегосударственном уровне, так и на
региональном уровне . Одной из главных
проблем управления на всех уровня в условиях
рыночной экономики является создание
системы общественного контроля - на внутрифирменном,
муниципальном, региональном и общегосударственном.
Идеальная институциональная
среда (система) регионального управления
социально-экономическим развитием
должна соответствовать следующим
критериям: быть демократичной, направленной
на достижение желаемых результатов; обладать достаточной силой воздействия;
быть достаточно простой для понимания;
использовать систему социально-психологических
мотиваций; быть адаптивной; стимулировать
прогрессивное развитие.
Главное требование,
которое предъявляется к институтам
механизма управления регионом в условиях
его экономической самостоятельности,
состоит в том, что все составляющие элементы
механизма в совокупности должны содействовать
формированию рыночной системы, обеспечивающей
рост эффективности производства, сбалансированности
спроса и предложения, повышения качества
товаров и услуг.
Становление институтов
механизма регионального управления,
обеспечивающих становление рыночной
системы, происходит в условиях, активно
противодействующих этому процессу.
Во-первых, рыночная
система Росси характеризуется несформировавшимися
рынками труда, капитала, земли, что ведет
к целому ряду последствий:
- невозможно заимствование механизмов управления, используемые в странах с равновесными рынками, где соотношение между спросом и предложением устанавливаются преимущественно с помощью механизма саморегу<span cl