Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 00:24, курсовая работа
Кризисное состояние отдельных предприятий в условиях рынка естественно: не все оказываются способными выдержать конкуренцию. В Японии, например, ежемесячно около трех тысяч малых и средних предприятий прекращают свою деятельность на рынке. Примерно столько же появляется новых. В России около четырех пятых всех предприятий по существующим меркам давно следует считать банкротами( статистические данные за 2000год). К сожалению, среди них много крупных.
Основная причина рыночной несостоятельности - грубейшие просчеты руководителей, низкий уровень менеджмента, отсутствие опыта работы в условиях рынка, а также стремление многих из них обогатить себя, свою семью, приближенных за счет трудовых коллективов. Проводимые сегодня процедуры банкротства многих предприятий, в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», призвана привести к появлению на них новых собственников, новых менеджеров, способных эффективно функционировать на рынке, соблюдая действующее законодательство.
Введение………………………………………………………………………………...3
1.Управление персоналом предприятия как элемент антикризисных программ…..5
1.1.Диагностика системы управления персоналом предприятия…………………...8
1.2.Особенности проведения антикризисных мероприятий в области управления персоналом………………………………………………………………………….…13
2.Совершенствование состава и структуры персонала……………………………..16
2.1.Наем персонала в условиях кризиса……………………………………………..19
2.2.Адоптация персонала к новым условиям………………………………………..21
3.Проблемы стимулирования работников в условиях кризиса………………….…22
4.Трудовые конфликты в условиях кризиса на предприятии……………………...24
5.Антикризисный управляющий в системе управления персоналом……………...26
Заключение…………………………………………………………………………….28
Список использованных источников и литературы………………………………...29
- определение степени эффективности системы управления трудом в данной организации, ее соответствия или несоответствия новым экономическим реалиям деятельности предприятия;
- определение
степени эффективности системы
управления трудом в данной
организации, ее соответствия
или несоответствия новым
- определение
прогрессивности развития
- выявление
«узких мест» и, наоборот, тех
элементов существующей
- степень
готовности коллектива к
К наиболее часто используемым формальным оценочным методам относится анализ статистических данных. Как правило, такой анализ является первым этапом исследования системы управления трудом. На этом этапе производится выявление основных характеристик совокупной рабочей силы предприятия. В ходе анализа определяются:
- численность работников по категориям и должностям - оценивается то, насколько численность персонала соответствует текущей и перспективной потребности организации. Каков удельный вес работников аппарата управления в общей численности персонала;
- половозрастная структура - определяется путем группировки работников по полу и возрасту;
- образовательная структура - персонал организации анализируется с точки зрения полученного образования;
- профессионально-
- показатели
стажа - определяется средняя
продолжительность работы
- текучесть
кадров - определяется как отношение
числа работников, покинувших организацию
за определенный период к
- абсентеизм - рассчитывается как отношение потерь рабочего времени за определенный период к общему количеств за тот же период. Коэффициент абсентеизма показывает, какой % производственного времени теряется из-за отсутствия работников на рабочем месте. Важно также провести детальный анализ причин неявки работников;
- внутренние
мобильности персонала - определяется
по отношению количества
- степень
укомплектованности
специалистами - определяется на основе спецификации рабочих мест и результатов аттестации рабочих;
- уровень
травматизма - высокий уровень
травматизма свидетельствует о
низком качестве
Для того чтобы методика исследования кадровых процессов в организации способствовала решению поставленных задач, необходимо в основу анализа заложить следующие основополагающие принципы:
-объективность;
-комплектность;
-системность;
-учет
стратегических целей
-сравнение с внешней средой (конкурентами, отраслью.)
-сравнение
с предшествующей динамикой
Показателем
степени эффективности
- общие
издержки организации на
- доля
издержек на рабочую силу в
объеме себестоимости
продукции.
Классическим показателем степени эффективности системы управления
персоналом является производительность труда работников. Постоянное
поддержание высокой производительности – свидетельство соответствия
системы стимулирования не только целям, но и специфике имеющегося
персонала. Среди показателей, определяющих эффективность системы управления персоналом, а следовательно, и любого кадрового процесса представляются весьма сложными следующие:
- состояние
социально-психологического
- степень удовлетворенности работников;
- готовность
персонала к инновационной
- степень
сплоченности персонала и
Не все из этих показателей могут быть охарактеризованы количественно. Для более глубокого анализа необходимо применение таких качественных методов, как методы наблюдения, опроса, анкетирования, экспертной оценки, и т.п.
Проведение
анализа кадровых процессов в
организации – проблема весьма
сложная и трудоемкая, требующая
тщательной проработки методик,
обеспечивающих рациональное сочетание
количественных и качественных
методов оценки. При разработке планов
реорганизации кризисного предприятия,
при определении глубины и масштабов
преобразований, их приоритетности,
очередности и методов проведения должны
быть учтены те уникальные для каждого
предприятия параметры социальной ситуации,
которые задаются сочетанием внутриорганизационных
особенностей персонала и действием
внешних факторов. Только такой подход
позволит реализовать антикризисную
программу с наибольшей эффективностью.
1.2. Особенности проведения антикризисных мероприятий в области
управления
персоналом
При реализации антикризисных программ необходимо иметь в виду, что сфера трудовых отношений относится к наиболее консервативным в системе управления предприятием. Внедрение новых технологий и освоение новых видов продукции требуют от персонала гораздо меньше интеллектуальных затрат и сопровождаются меньшим эмоциональным всплеском, чем любые изменения в области управления персоналом, которые практически всеми категориями работников будут восприниматься как угроза устоявшимся традициям. Как правило, в процессе внедрения новаций в область управления трудом достаточно сложно прогнозировать источники в силу сопротивления со стороны тех или иных социальных групп. Мешает и консервативность нормативной правовой базы, регламентирующей сферу трудовых отношений, которая позволяет работникам в известных условиях саботировать выполнение тех или иных мероприятий антикризисной программы. В связи с вышеизложенным, технология технология внедрения новаций в области управления персоналом своим обязательным компонентом должна иметь меры предотвращения коллективных протестов.
Как уже упоминалось, для подготовки антикризисной программы необходимо провести диагностику состояния системы управления персоналом. С учетом ее результатов необходимо определить, какого рода руководство необходимо для планирования и реализации предполагаемых изменений. С целью обеспечения успеха в своей управленческой деятельности антикризисный управляющий должен разработать методы и стадии принятия управленческих решений и четко им следовать. Для разработки планов антикризисных мероприятий обычно создается специальная управленческая команда, способная делать квалифицированные прогнозы развития ситуации, оперативно собирать и обрабатывать информацию, эффективно пополнять и своевременно вносить корректировки в план антикризисных мероприятий. Обязательным элементом плана антикризисных мероприятий в области управления персоналом должны стать привлечение персонала, профсоюзных и общественных организаций к разработке и реализации данных мероприятий. Необходимо провести обсуждение этой части программы на общем собрании или конференции трудового коллектива. У работников должно быть сформировано положительное отношение к происходящему реформированию на основе понимания необходимости и неизбежности изменений и осознания того обстоятельства, что их личная судьба зависит от того, сможет ли выжить их предприятие» Мы все в одной лодке»- должно стать девизом данной компании. Параллельно необходимо формировать имидж антикризисного управляющего как социально-ответственного лидера, развернуть сеть эффективных коммуникаций между антикризисным управляющим и трудовым коллективом.
Одним из этапов разработки плана мероприятий реформирования в области управления персоналом является определение очередности мероприятий с учетом взаимозависимости и взаимосвязи элементов системы управления персоналом. Периодически проводимый анализ настроений персонала позволит своевременно скорректировать эту очередность с учетом адаптированных возможностей трудового коллектива.
Каждый
этап внедрения программы
Планирование мероприятий должно проводиться таким образом, чтобы перед работниками были поставлены цели, достижение которых возможно за достаточно короткий период, результаты достижения которых, были бы «видимы» для персонала. Это необходимо для формирования у сотрудников уверенности в конечном успехе программы реорганизаций. Продолжительность проведения антикризисных преобразований в системе управления персоналом зависит от целого ряда факторов. К ним можно отнести глубину необходимых изменений, степень профессиональной, психологической, технической готовности к ним персонала, уровень организации проведения мероприятий и т. д. Важно понимать, что начатые преобразования являются лишь первым шагом на пути становления управления персоналом, адекватной реалиям рыночной экономики.
Создание
подлинно эффективной системы управления
трудом на предприятии процесс длительный,
требующий постоянных усилий и неослабного
внимания со стороны администрации на
основе создания высококвалифицированных
служб управления персоналом и
обеспечения их высокого статуса в структуре
управления предприятием. Необходимо
изменение приоритетов управления в сторону
человеческих ресурсов, которые в настоящее
время считаются главным достоянием
предприятия, основным фактором его стабильности
и эффективности.
2.
Совершенствование
состава и структуры
персонала
Составной
частью любой антикризисной программы
является совершенствование структуры
персонала в целях обеспечения
ее соответствия текущим и стратегическим
потребностям организации, а также
совершенствование состава
Мероприятия
по совершенствованию состава и
структуры персонала
Предприятие, находящееся в условиях кризиса, как правило, не располагает достаточным запасом времени для поэтапного, эволюционного совершенствования характеристик персонала. Ему необходимо в сжатые сроки добиться качественно иного состояния структуры персонала, в большинстве случаев на фоне необходимости резкого сокращения численности сотрудников.
Информация о работе Управление персоналом в условиях кризиса на предприятии