Устав муниципального образования: понятие и сущность
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 15:07, контрольная работа
Описание работы
Муниципальный правовой акт - решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………………….3 §1. Устав муниципального образования: понятие и сущность………………………4 §2. Особенности устава муниципального образования: порядок принятия и примерная структура…………………………………………………………………….8 Заключение……………………………………………………………………………….15 Список использованной литературы…………………………………………………16
§1. Устав муниципального образования:
понятие и сущность………………………4
§2. Особенности устава муниципального
образования: порядок принятия и примерная
структура…………………………………………………………………….8
Заключение……………………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………………………16
Введение
Местное самоуправление
в РФ - форма осуществления народом своей
власти, обеспечивающая в пределах, установленных
Конституцией РФ, федеральными законами,
а в случаях, установленных федеральными
законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное
и под свою ответственность решение населением
непосредственно и (или) через органы местного
самоуправления вопросов местного значения
исходя из интересов населения с учетом
исторических и иных местных традиций.
Правовую основу
деятельности органов местного самоуправления
составляет Конституция РФ, ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления
в РФ» от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ, ряд других
ФЗ, законов субъектов РФ, муниципальных
нормативно-правовых актов.
Муниципальный
правовой акт - решение по вопросам местного
значения или по вопросам осуществления
отдельных государственных полномочий,
переданных органам местного самоуправления
федеральными законами и законами субъектов
Российской Федерации, принятое населением
муниципального образования непосредственно,
органом местного самоуправления и (или)
должностным лицом местного самоуправления,
документально оформленное, обязательное
для исполнения на территории муниципального
образования, устанавливающее либо изменяющее
общеобязательные правила или имеющее
индивидуальный характер.
Особую роль в
системе муниципальных правовых актов
играют уставы муниципальных образований.
Устав является основным нормативным
правовым актом, определяющим систему
местного самоуправления конкретного
муниципального образования
§1. Устав
муниципального образования: понятие,
сущность
Впервые в российском
законодательстве упоминание об уставе
местного самоуправления появилось в
Законе РФ «О местном самоуправлении в
Российской Федерации» от 6.07.91 г. № 1550-1.
В нем говорилось о положении (уставе)
о местном самоуправлении. Однако в период
с 1991 по 1995 годы практически ни в одном
городе такие положения (уставы) не были
приняты в силу нескольких причин.
Во-первых, в ст.
5 Закона РФ «О местном самоуправлении
в Российской Федерации» не было точно
определено его место в правовой системе
государства. Закон только допускал возможность
принятия этого документа, не обязывая
к этому местные органы власти.
Во-вторых, принятие
положения (устава) о местном самоуправлении
влекло закрепление в обязательном порядке
за районными в городе органами власти
и управления таких полномочий, которые
делали бы их достаточно независимыми
от городского уровня власти и управления,
например, полномочия иметь муниципальную
собственность и распоряжаться ею. Однако
все эти положения Закона РФ «О местном
самоуправлении в Российской Федерации»
входили в противоречие с Законом РСФСР
«О приватизации государственных и муниципальных
предприятий в РСФСР» от 3.07.91 г. № 1531-1,
ст. 5 которого предусматривала создание
органов, принимающих решения о распоряжении
муниципальным имуществом только на уровне
городов, за исключением районов в области
и районов в городе.
В-третьих, Закон
предусматривал регистрацию положения
(устава) о местном самоуправлении органами
государственной власти соответствующего
края, области, автономной области, автономного
округа. Однако процедуры регистрации
не были определены, что делало невозможным
выполнения требований этой статьи.
Новая Конституция РФ 1993 г. и
Федеральный закон «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» от 28.08.95г. № 154-ФЗ
и от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ заложили новые основы
для реформирования местного самоуправления
в России и пополнили правовую систему
РФ новым источником права — уставом муниципального
образования. По законам все муниципальные
образования обязаны иметь устав, который
является их основным нормативным актом.
Федеральный закон
от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» составлен более
грамотно, в нем устав рассматривается
шире. Так, в ст. 43 Закона сказано, что устав
муниципального образования и оформленные
в виде правовых актов решения, принятые
на местном референдуме (сходе граждан),
являются актами высшей юридической силы
в системе муниципальных правовых актов,
имеют прямое действие и применяются на
всей территории муниципального образования.
Далее в Законе
отмечено, что должно определяться Уставом,
какие вопросы регулируются, даны более
полные сведение о том, кто принимает,
как и в каком количестве, а также подробная
информация о процессе вступления его
в силу. Также в Законе идет речь о регистрации
устава.
Каждое муниципальное
образование обязано иметь свой Устав,
разработанный, принятый и зарегистрированный
в установленном законом порядке. Порядок
разработки, принятия и регистрации устанавливается
в соответствии с ФЗ № 154 и разрабатывается
муниципальным образованием самостоятельно.
Для разработки Устава целесообразно
создание специальной рабочей комиссии,
а также согласованность действий с государственными
органами.
Незаконно обязывание
согласования проектов уставов с соответствующими
государственными органами и их экспертная
оценка на эти проекты.
Устав муниципального
образования принимается представительным
органом местного самоуправления или
населением непосредственно. Устав подлежит
государственной регистрации в порядке,
установленном законом субъекта РФ.
Таким образом, устав – это
подзаконный правовой акт; акт учредительного
(правоустанавливающего) характера; основополагающий
нормативный акт конкретного муниципального
образования; акт долговременного действия;
он обладает высшей юридической силой
по отношению к другим нормативным актам,
принятым органами местного самоуправления
конкретного муниципального образования;
имеет особый порядок принятия; подлежит
государственной регистрации; уставом
может осуществляться временное правовое
регулирование вопросов, связанных с осуществлением
местного самоуправления на территории
соответствующего муниципального образования
и подлежащих регулированию законами
субъектов РФ до принятия соответствующих
законов субъектов РФ.
В устав муниципального образования
входит:
1) наименование муниципального
образования;
2) перечень вопросов местного
значения;
3) формы, порядок и гарантии
участия населения в решении
вопросов местного значения, в
том числе путем образования
органов территориального общественного
самоуправления;
4) структура и порядок
формирования органов местного
самоуправления;
5) наименования и полномочия
выборных и иных органов местного
самоуправления, должностных лиц
местного самоуправления;
6) виды, порядок принятия
(издания), официального опубликования
(обнародования) и вступления в
силу муниципальных правовых
актов;
7) срок полномочий представительного
органа муниципального образования,
депутатов, членов иных выборных
органов местного самоуправления,
выборных должностных лиц местного
самоуправления, а также основания
и порядок прекращения полномочий
указанных органов и лиц;
8) виды ответственности
органов местного самоуправления
и их должностных лиц, основания
наступления ответственности и
порядок решения соответствующих
вопросов, в том числе основания
и порядок отзыва населением
выборных должностных лиц местного
самоуправления, досрочного прекращения
полномочий выборных органов
местного самоуправления и выборных
должностных лиц;
9) порядок формирования,
утверждения и исполнения местного
бюджета, а также порядок контроля
за его исполнением в соответствии с Бюджетным
кодексом РФ;
10) порядок внесения изменений
и дополнений в устав муниципального
образования.1
Итак, устав муниципального
образования, занимая не самое высокое
место в законодательной иерархии, тем
не менее, обладает свойством, выделяющим
его из ряда других законодательных актов
— способностью служить своего рода нормативной
базой для развития всего текущего законодательства
субъекта Федерации и в целом дают импульс
развитию всего законодательства.
Устав представляет
собой особую юридическую целостность,
разнообразие уставных норм можно объяснить
наличием специфических приемов регулирования,
принципов, положений, свидетельствующих
о существовании специального юридического
режима. Комплексный характер устава заключается
не только в рассредоточении правовых
норм по основным отраслям и регулировании
ими отдельных сторон отношений местного
самоуправления. Кроме того, комплексный
характер данной отрасли обусловлен наличием
норм, замыкающихся в рамках сугубо муниципального
законодательства, т.е. в отраслевых законах:
о порядке образования (порядок установления
и изменения границ), преобразования и
упразднения муниципальных образований;
о статусе муниципальных служащих; о выборах
в органы местного самоуправления и т.д.
Комплексность
устава обусловлена двойственной природой
его норм. С одной стороны, они выступают
как нормы основных отраслей права (например,
конституционного, административного,
земельного, финансового), а с другой –
оставаясь нормами данных правовых отраслей,
входят во вторичную правовую структуру
– комплексную отрасль права. Как и любой
правовой документ, более низкого уровня,
уставы муниципальных образований имеют
источники в актах общефедерального уровня,
однако они представляют собой одновременно
и источники конституционного права Российской
Федерации.
§2. Особенности
устава муниципального образования: порядок
принятия и примерная структура
Каждое муниципальное
образование имеет устав, который является
основным нормативным правовым актом, определяющим
систему местного самоуправления конкретного
муниципального образования. Как конституирующий
акт устав обладает рядом особенностей.
1) Для устава, как и для конституции,
установлен особый порядок принятия, а
также внесения изменений и дополнений.
2) Характерной чертой устава
является его легитимность и стабильность.
Легитимность устава означает, что он
принят установленным особым порядком,
признан местным сообществом или его большинством,
для чего в процессе принятия предусматривается
широкое участие населения. Положения
устава в отличие от ряда других муниципальных
правовых актов носят более устойчивый,
постоянный, фундаментальный характер
и не подвержены частым изменениям под
влиянием преходящих обстоятельств. Стабильность
обеспечивается не только более сложным
порядком принятия, но И обязательностью
государственной регистрации устава.
3) Устав носит определенный
учредительный характер, так как закрепляет
систему местного самоуправления конкретного
муниципального образования, определяет
правомочия органов и должностных лиц
местного самоуправления, действующих
от имени муниципального образования.
4) Устав является комплексным
правовым актом, уставное регулирование
отличается всеохватывающим характером,
т.к. затрагивает все сферы, связанные
с организацией и осуществлением местного
самоуправления.
5) Все правовые акты органов
и должностных лиц местного самоуправления
должны соответствовать уставу МО. Все
органы и должностные лица местного самоуправления,
организации, граждане обязаны соблюдать
устав МО, деятельность органов и должностных
лиц местного самоуправления должна соответствовать
заложенным в уставе концепциям, принципам,
нормам.
6) Устав определяет порядок
и процедуры правотворчества, его субъектов.
7) Устав задает направления
муниципальному правотворчеству , содержит
указания на необходимые акты, регулирующие
те или иные общественные отношения в
сфере местного самоуправления.
Таким образом,
устав представляет собой единый, обладающий
особыми юридическими свойствами нормативный
правовой акт, посредством которого население
муниципального образования определяет
организацию местного самоуправления
в конкретном МО, основы Устройства, порядка
осуществления местной власти, закрепляет
основные гарантии участия населения
в местном самоуправлении, принципы и
порядок использования ресурсов местного
сообщества.