Принятие
и изменение устава МО
Проект устава
муниципального образования, проект акта
о внесении изменений и дополнений в устав
не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения
вопроса о принятии подлежат официальному
опубликованию (обнародованию) с одновременным
опубликованием (обнародованием) установленного
представительным органом порядка учета
предложений по проекту указанного устава,
проекту указанного муниципального правового
акта, а также порядка участия граждан
в его обсуждении.
Устав муниципального
образования, акт о внесении изменений
и дополнений в устав принимаются большинством
в две трети голосов от установленной
численности депутатов представительного
органа.
Устав муниципального
образования, муниципальный правовой
акт о внесении изменений и дополнений
в устав подлежат официальному опубликованию
(обнародованию) после их государственной
регистрации и вступают в силу после их
официального опубликования (обнародования).
Изменения и дополнения,
внесенные в устав муниципального образования
и изменяющие структуру органов местного
самоуправления, полномочия органов местного
самоуправления и выборных должностных
лиц местного самоуправления, вступают
в силу после истечения срока полномочий
представительного органа, принявшего
муниципальный правовой акт о внесении
в устав указанных изменений и дополнений.2
Регистрация
устава
Учитывая особую
значимость устава в системе нормативных
актов муниципальных образований, федеральным
законодателем установлена его обязательная
государственная регистрация.
Согласно ч. 6 ст. 44 Федерального
закона "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации" устав муниципального образования,
муниципальный правовой акт о внесении
изменений и дополнений в устав муниципального
образования подлежат государственной
регистрации в органах юстиции в порядке,
установленном федеральным законом. В
настоящее время данный порядок установлен
в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. N 97-ФЗ
"О государственной регистрации уставов
муниципальных образований".
Государственную
регистрацию уставов муниципальных образований
организует уполномоченный федеральный
орган исполнительной власти в сфере регистрации
уставов муниципальных образований. Государственную
регистрацию уставов муниципальных образований
осуществляют территориальные органы
уполномоченного федерального органа
исполнительной власти в сфере регистрации
уставов муниципальных образований. Приказом
Министерства юстиции Российской Федерации
от 28 января 2005 г. N 7 полномочия по государственной
регистрации уставов муниципальных образований
и муниципальных правовых актов о внесении
изменений и дополнений в устав муниципального
образования возложены на Главное управление
Минюста России по федеральному округу.
Регистрирующий
орган:
- проверяет соответствие устава
муниципального образования Конституции
Российской Федерации, федеральным законам,
конституции (уставу), законам субъекта
Федерации;
- проверяет соблюдение установленного
в соответствии с федеральным законом
порядка принятия устава муниципального
образования;
- присваивает уставу муниципального
образования государственный регистрационный
номер;
- выдает свидетельство о государственной
регистрации устава муниципального образования;
- включает сведения об уставе
муниципального образования в государственный
реестр уставов муниципальных образований
субъекта Федерации.
Государственный
реестр уставов муниципальных образований
является сводом сведений о прошедших
государственную регистрацию уставах
муниципальных образований и муниципальных
правовых актах о внесении изменений в
уставы муниципальных образований. Государственный
реестр уставов муниципальных образований
состоит из государственных реестров
уставов муниципальных образований субъектов
Российской Федерации.
Устав муниципального
образования направляется главой муниципального
образования в регистрирующий орган в
течение 15 дней со дня его принятия. Решение
о государственной регистрации устава
муниципального образования принимается
в тридцатидневный срок со дня его представления
для государственной регистрации.
Государственная
регистрация устава муниципального образования
удостоверяется свидетельством о государственной
регистрации. Форма свидетельства о государственной
регистрации устава муниципального образования
устанавливается уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти в сфере
регистрации уставов муниципальных образований.3
Основаниями для
отказа в государственной регистрации
устава муниципального образования, муниципального
правового акта о внесении изменений и
дополнений в устав могут быть: противоречие
устава Конституции Российской Федерации,
федеральным законам, принимаемым в соответствии
с ними конституциям (уставам) и законам
субъектов Российской Федерации; нарушение
установленного Федеральным законом "Об
общих принципах местного самоуправления
в Российской Федерации" порядка принятия
устава, муниципального правового акта
о внесении изменений и дополнений в устав.
Требования
к содержанию устава
Новый Закон устанавливает
определенные требования к содержанию
устава, однако не содержит исчерпывающего
перечня вопросов, которые могут регулироваться
уставом. В отличие от ранее действовавших
норм (ст. 8 ФЗ N 2154-ФЗ), не содержащих жестких
обязательных предписаний по содержанию
устава, новым Законом устанавливается,
какие положения должны им определяться.
Это:
· наименование муниципального
образования (устанавливается
Законом субъекта РФ, закрепляется в уставе);
· перечень вопросов местного
значения;
· формы, порядок и гарантии
участия населения в решении вопросов
местного значения;
· структура и порядок формирования
органов МСУ;
· наименования и полномочия
выборных и иных органов и должностных
лиц местного самоуправления;
· виды, порядок принятия, официального
опубликования (обнародования) и вступления
в силу муниципальных правовых актов;
· срок полномочий представительного
органа муниципального образования, депутатов,
членов иных выборных органов местного
самоуправления, выборных должностных
лиц местного самоуправления, а также
основания и порядок прекращения полномочий
( не только досрочного) указанных
органов и лиц;
· виды ответственности органов
и должностных лиц местного самоуправления,
основания наступления этой ответственности
и порядок решения соответствующих вопросов,
в том числе основания и порядок отзыва
населением выборных должностных лиц
местного самоуправления, досрочного
прекращения полномочий выборных органов
и выборных должностных лиц местного самоуправления;
· порядок формирования, утверждения
и исполнения местного бюджета, а также
порядок контроля за его исполнением.;
· порядок внесения изменений
и дополнений в устав муниципального образования.
Кроме этого, п.
2 ст. 44 установлено, что уставом регулируются
иные вопросы организации местного самоуправления
в соответствии с федеральными законами
и законами субъектов РФ. Действительно,
ряд федеральных законов, в том числе и
рассматриваемый ФЗ РФ N 131-ФЗ, содержат
указания на дополнительные вопросы, которые
также подлежат уставному регулированию.
В частности, ряд требований к регулированию
уставом отдельных вопросов содержится
в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан РФ», в Гражданском Кодексе РФ (косвенное указание
на акты, определяющие статус органов
местного самоуправления, первым в ряду
которых стоит устав М О ), в Градостроительном
Кодексе, а также в значительном числе
статей ФЗ РФ N 131-ФЗ, содержащих еще и детализацию
требований ст. 44.
В соответствии
с нормами федеральных законов в уставе
должны найти отражение следующие вопросы:
. регулирование порядка
принятия решения о назначении
референдума (в соответствии с ФЗ «Об основных
гарантия хизбирательных прав и прав на
участие в референдуме граждан РФ»);
. порядок назначения собрания
граждан по инициативе населения;
. порядок принятия решений
о привлечении граждан к выполнению
на добровольной основе социально значимых
работ;
. численность депутатов
представительного органа МСУ; срок полномочий
Главы местной администрации;
. сроки назначения муниципальных
выборов, используемая избирательная
система для выборов депутатов
представительного органа;
. полномочия органов МСУ,
в том числе иные, помимо установленных
ст. 17 ФЗ РФ N 131-ФЗ, полномочия органов местного
самоуправления;
. полномочия главы муниципального
образования;
. распределение полномочий
между органами местного самоуправления;
. порядок формирования
органов МСУ, в том числе порядок
формирования контрольного органа;
. иные, помимо установленных
ФЗ «Об основных гарантиях », полномочия
избирательных комиссий;
. число членов избирательной
комиссии с правом решающего голоса;
. порядок деятельности избирательной
комиссии МО; . органы местного самоуправления,
участвующие в соответствии с ГК РФ в гражданских
правоотношениях от имени муниципального
образования, и их полномочия в данныхправоотношениях;
. подотчетность и подконтрольность
органов и должностных лиц местного
самоуправления;
. дополнительные требования
к кандидатам на должность
главы администрации(при выборе модели,
в которой Глава муниципального образования
не является Главой Администрации) ;
. порядок принятия решения
о самороспуске представительного
органа;
. порядок подписания и
обнародования нормативных правовых
актов представительного органа;
Заключение
Среди локальных
нормативных актов устав муниципального
образования занимает одно из главных
мест. Это документ комплексного нормативного
характера. Несмотря на то, что в нем воспроизводятся
все важнейшие принципиальные положения
федерального законодательства и законодательства
соответствующего субъекта РФ, касающиеся
местного самоуправления, устав в значительной
степени призван детализировать и конкретизировать
все, что касается организационно-правового
статуса соответствующего муниципального
образования. С этой точки зрения данный
документ среди других локальных актов
местного самоуправления носит базовый
характер. Все другие акты, издаваемые
органами и должностными лицами местного
самоуправления, должны соответствовать
и не противоречить не только федеральному
и субъектному законодательству, но и
уставу соответствующего муниципального
образования. Таким образом, по своему
содержанию и юридической природе устав
муниципального образования - это своего
рода «местная конституция».
Устав муниципального
образования является важным механизмом
реализации принципов организации местного
самоуправления, обеспечения прав граждан.
Развивая положения вышестоящих нормативно-правовых
актов, устав муниципального образования
сам является основой для всего муниципального
законодательства, тем самым, выполняя
не только конституциональные и учредительные
функции, но и функции системообразования.
Список
использованной литературы:
1) Конституция Российской
Федерации : принята всенародным
голосованием 12 дек. 1993 г.
// Консультант Плюс. Правовой сайт [Электронный
ресурс]. – Электрон. дан. – URL: http://www.consultant.ru
2) Федеральный закон РФ от 6
октября 2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «Об
общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
// Консультант Плюс. Правовой сайт [Электронный
ресурс]. – Электрон. дан. – URL: http://www.consultant.ru
3) Федеральный закон от 21.07.2005
N 97-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О государственной
регистрации уставов муниципальных образований»
// Консультант Плюс. Правовой сайт [Электронный
ресурс]. – Электрон. дан. – URL: http://www.consultant.ru
4) Игнатюк Н.А. Муниципальное
право: учебное пособие / Н.А. Игнатюк, А.В.Павлушкин.
– М: Проспект, 2010. – 312с.
5) Муниципальное право России:
учебник / [С.А. Авакьян и др.]; отв.ред. С.А.
Авакьян; МГУ им. М. В. Ломоносова, Каф. конституционного
и муниципального права юр. Факультета.
– М.: Проспект, 2009. – 544с.
1
ФЗ РФ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2014)
«Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
// Консультант Плюс. Правовой сайт [Электронный
ресурс]. – Электрон. дан. – URL: http://www.consultant.ru
2
Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное
право: учеб.пособ.,. М., 2010. С.54
3
Акавьян С.А. и др. Муниципальное право
России: учеб. / отв.ред. С.А. Авакьян. М.,
2009. – 260с.