Виды и формы муниципальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 17:45, реферат

Описание работы

Любая деятельность власти, выполнение ее политики должны обеспечиваться собственными и финансовыми, и материальными ресурсами. В данное время это наиболее актуально, так как одной из важных функций власти является оказание общественно значимых услуг населению. В большей мере это относится к местному самоуправлению, чем к государственной власти, потому что к задачам местного самоуправления в первую очередь относится удовлетворение основных жизненных потребностей населения.
Принцип соответствия ресурсов местного самоуправления исполняемым функциям нашел отражение в положениях Европейской Хартии местного самоуправления и закреплен Конституцией Российской Федерации, в соответствии с которой муниципальная собственность признана наряду с государственной, частной и другими формами собственности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………2
1.Понятие и сущность муниципальной собственности………………..3
2.Виды и формы муниципальной собственности………………………6
Заключение………………………………………………………………….13
Список используемой литературы………………………………………14

Файлы: 1 файл

реферат муниципальное.docx

— 32.52 Кб (Скачать файл)

        1) решения вопросов местного значения поселений и муниципальных районов, городских округов (по списку ч. 2 и ч. 3 статьи 50 ФЗ № 131).

        2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации,

       3) имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных по соглашению между органами местного самоуправления районов и поселений;

      4) для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными актами представительного органа муниципального образования.

      5) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

      В зависимости от правового режима объекты муниципальной собственности делятся на две группы. К первой группе относится имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями на права хозяйственного ведения и за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления. Оно имеет в основном социальное (образование, медицина, культура) и производственное значение (предприятия жилищно-коммунального хозяйства). Этим имуществом пользуются и распоряжаются в пределах, определенных гражданским законодательством и муниципальными правовыми актами, руководители муниципальных предприятий и учреждений. Учреждение - это организация, устав которой в качестве основных целей деятельности не предусматривает получения прибыли . Основной целью деятельности учреждения является выполнение какой-либо социальной функции или функций. К учреждениям относятся детские сады, больницы, образовательные учреждения и пр.

Признаки учреждения:

1) Осуществление управленческих, социально-культурных или иных  функций некоммерческого характера.

2) Финансируется полностью  или частично учредителем.

3) Отвечает по обязательствам  своими денежными средствами.

4) Имущество формируется  за счет переданных им собственником  средств.

5) Собственник соответствующего  имущества несет субсидиарную  ответственность по обязательствам  учреждения при недостаточности  денежных средств.

6) Учреждение владеет, пользуется  и распоряжается имуществом в  соответствии с целями деятельности  с согласия собственника.

7) Собственник вправе  изъять излишнее или не по  назначению используемое имущество.

8) Учреждение не вправе  отчуждать или иным способом  распоряжаться закрепленным за  ним имуществом.

         Предприятие - организация, одной из уставных целей которой является получение прибыли. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

         Муниципальные предприятия, учреждения, организации имеют, как и прочие организации, собственный устав. Устав муниципального предприятия, учреждения, организации - нормативно-правовой акт, устанавливающий режим данного предприятия, учреждения, организации, права, обязанности, ответственность работников и другое, нормы которого обязательны для всех внутри данной организации.

        Муниципальные учреждения, предприятия и организации наделяются собственностью, необходимой для их функционирования. Эта собственность передается им органами местного самоуправления на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальные предприятия, учреждения, организации, имущество во временное или в постоянное пользование юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

         Ко второй группе относится  имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющее муниципальную казну соответствующего муниципального образования (например, местный бюджет). Оно призвано удовлетворять потребности населения, связанные с проживанием на территории муниципального образования, а также финансово и материально обеспечивать деятельность органов местного самоуправления. Управляют и распоряжаются этим имуществом непосредственно органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией.

         Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом самостоятельно осуществляют от имени муниципального образования органы местного самоуправления в соответствии с законами уставом, а также и разграничением полномочий между ними. Так, органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Сформированная муниципальная собственность учитывается в реестрах муниципальной собственности. Право и обязанность ведения реестра (функции реестродержателя) принадлежат уполномоченным органам, определенным в соответствии с решением представительного органа местного самоуправления о порядке распоряжения и управления муниципальной собственностью данного муниципального образования.     

         Запись о внесении объекта в реестр объектов муниципальной собственности, либо исключение из него по основаниям, предусмотренным выше должна быть совершена, соответствующим уполномоченным органом по управлению имуществом в трехдневный срок со дня принятия решения.

Формы ведения реестра, акценты в его учете разрабатываются в соответствии с решением уполномоченными органами (как правило, это финансовое управление муниципального образования, комитет по управлению имуществом и прочие органы, действующие в соответствии с разграничениями полномочий между ними).

           Столь же важной, конституционно значимой проблемой является вопрос о пределах "неприкосновенности" объектов муниципальной собственности, в частности, при переводе муниципального имущества в другую публичную форму собственности (в государственную собственность субъекта РФ либо собственность Федерации).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

           Отношения собственности влияют на взаимоотношения различных субъектов гражданского общества. Одной из важнейших функций собственности, тем более муниципальной, является социальная. Муниципальная собственность направлена на обеспечение населения теми благами, которые не способен или не хочет производить частный сектор. Деятельность более половины муниципальных предприятий направлена на обеспечение жизнедеятельности населения.

          Ценность муниципальной собственности как экономического комплекса определяется способностью собственности приносить населению муниципального образования финансовые средства либо экономить их. Ценность её определяется объёмом тех денежных средств, которые появляются либо могут появиться у муниципального образования при эксплуатации муниципальной собственности.

        Однако, сегодня состояние муниципальной собственности в РФ характеризуется множеством отрицательных явлений: муниципальные предприятия в основном убыточны, учреждения – высокозатратны, а местные бюджеты в большинстве своём дотационные, обеспечение населения отдельными видами социальных услуг, как правило, ниже социальных стандартов. Потому необходимо провести дополнительные меры по повышению эффективного использования муниципальной собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Официальное издание.-М.:Юрид.лит.,2009.
  2. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 окт. 2003 г.// Собрание законодательства РФ – 2013 - № 131
  3. Закон РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» № 161 от 14.11. 2002 г.// Собрание законодательства РФ – 2013- № 161
  4. Жуков В.Н. Российское местное самоуправление// Муниципальная власть. 2010 - № 1
  5. Ковешников Е.М. Муниципальное право России: Учеб.пособие – М.: ИНФРА-М, 2012
  6. Кобилев А.Г. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве. Ростов н/Д: Феникс, 2011

 

 


Информация о работе Виды и формы муниципальной собственности