Виды и формы муниципальной власти. Основные теории местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 05:22, контрольная работа

Описание работы

Целями и задачами данной работы является детальное рассмотрение возможных видов муниципальной власти, форм организаций, а также изучение основных теорий местного самоуправления. Для более ясного понимания изучаемой темы данной работы автор предлагает к рассмотрению системы муниципальной власти на примере городского округа ЗАТО Большой Камень.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………………3
1. Виды муниципальной власти ………………………………………………….…………4
Формы организации муниципальной власти ……………………………………………6
3. Основные теории местного самоуправления ……………………………………………10
3.1. Теория свободной общины ………………………………………………………..10
3.2. «Общественная» (хозяйственная) теория самоуправления …………………..….11
3.3. «Государственная» теория самоуправления ………………………………….…..12
3.4. Теория дуализма ……………………………………………………………..……..13
4. Система муниципальной власти городского округа ЗАТО Большой Камень ……..….14
4.1. Дума городского округа ………………………………………………………...….14
4.2. Глава городского округа ……………………………………………………...…….15
4.3. Администрация городского округа …………………………………………..……16
4.4. Контрольно-счетная палата городского округа …………………………..………18
Заключение…………………………………………………………………………..………..20
Список используемой литературы……………………………………………….………….21

Файлы: 1 файл

сама работа для сайта.docx

— 68.94 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

 

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

КАФЕДРА ПУБЛИЧНОГО ПРАВА

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Муниципальное право»

 

Виды и формы муниципальной  власти.

Основные теории местного самоуправления

 

 

Студент

 

Преподаватель               ____________________ 

(ученая степень, ученое  звание)

 

 

 

Владивосток 2013

 

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………………………3

1. Виды  муниципальной  власти ………………………………………………….…………4

  1. Формы организации муниципальной власти ……………………………………………6

3. Основные теории местного  самоуправления ……………………………………………10

3.1.  Теория свободной общины ………………………………………………………..10

3.2. «Общественная» (хозяйственная) теория самоуправления …………………..….11

3.3. «Государственная» теория самоуправления ………………………………….…..12

3.4. Теория дуализма ……………………………………………………………..……..13

4. Система муниципальной  власти городского округа ЗАТО Большой Камень ……..….14

4.1. Дума городского округа  ………………………………………………………...….14

4.2. Глава городского округа  ……………………………………………………...…….15

4.3. Администрация городского  округа …………………………………………..……16

4.4. Контрольно-счетная палата  городского округа …………………………..………18

Заключение…………………………………………………………………………..………..20

Список используемой литературы……………………………………………….………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Под муниципальной властью, как правило, подразумевается система решения вопросов обеспечения повседневных потребностей населения. Но суть этого явления гораздо серьезнее. Не случайно положение о конституционной гарантированности местного самоуправления изложено в главе 1 «Основы конституционного строя» Конституции Российской Федерации.

Местное самоуправление является важнейшим элементом демократического государственного устройства. В частности - это неотъемлемая часть общегосударственной  системы сдержек и противовесов. Нередко эта система понимается исключительно как механизм взаимоотношений интересов государственных и интересов каждого отдельно взятого города, поселка, деревни, каждой каким-либо способом обособленной населенной территории. Роль выразителя таких интересов и призвано играть местное самоуправление. Чтобы эта роль была действенной, необходимо наличие у местного самоуправления полномочий на самостоятельное решение вопросов защиты интересов жителей, обусловленных фактом совместного проживания на соответствующей территории (вопросов местного значения), а также полномочий на участие в подготовке решений органов государственной власти, затрагивающих интересы жителей территории местного самоуправления.

Таким образом, органы местного самоуправления призваны решать вопросы местного значения, создавать условия для обеспечения повседневных потребностей населения. Именно этим обусловлено актуальность изучения в настоящее работе системы органов муниципальной власти как инструмента реализация одного из ключевых прав человека и гражданина, гарантируемых демократическими государствами - права на достойную жизнь.

Целями и задачами данной работы является детальное рассмотрение возможных видов муниципальной  власти, форм организаций, а также  изучение основных теорий местного самоуправления. Для более ясного понимания изучаемой  темы данной работы автор предлагает к рассмотрению системы муниципальной  власти на примере городского округа ЗАТО Большой Камень.

 

 

 

 

 

    1. Виды муниципальной власти

 

Видом муниципальной власти называется исторически установившийся порядок взаимоотношений между местной властью и государством.

До настоящего времени  в истории человечества известны три вида муниципальной власти:

К первому виду можно отнести  административную власть, т.е. такая власть, когда местные органы государственной власти с их должностными лицами непосредственно назначаются государственной же властью, т.е. когда общиной руководит государство.

Характеризуя данный вид муниципальной власти, еще в 1928 г. Л.Велихов писал: «Первая (приказная) форма, свойственная преимущественно чисто бюрократическому, так называемому, «полицейскому государству», в настоящее время среди цивилизованных государств нигде не встречается. Косность, оторванность от населения и местных нужд, формализм, канцелярская волокита, вплоть до перманентных чиновничьих злоупотреблений, обыкновенно сопутствовали этому бюрократическому виду организаций городского хозяйства» [3].

Второй вид местной  власти -  полное местное самоуправление, т.е. право граждан общины на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к ведению общины, включая сюда и право на самостоятельное создание органов местной власти.

Данный вид власти в истории России никогда не встречался. Этот вид, обычно, и связывают с идеями о полностью самоуправляемом обществе, именно этот вид сегодня пытаются привести в Россию.

Классическим примером этого  вида является местное самоуправление в США. Самоуправляющаяся община фактически полностью отделена от государства и представляет собой как бы «государство в государстве» со своим бюджетом, армией (полицией), конституцией, законами, землей, собственностью, полной свободой в формировании местных органов власти, включая сюда выборность местных судей и прокуроров, крайне развитыми формами волеизъявления граждан, изощренными системами контроля граждан за местными органами власти. Наконец, если органы власти не нарушают Конституцию страны, законы страны и штата, государство, фактически, не имеет возможности вмешаться в дела местного самоуправления.

Третий вид - смешанная форма, когда в управлении общиной устанавливается некоторое двоевластие, и она управляется как государственными органами, так и органами самоуправления. Как правило, в этих случаях одно ветвь власти формируется гражданами, а вторая назначается государственной властью «сверху».

Третий вид в истории  России доминировал. Л.Велихов считал его наиболее перспективным и  удачным для России. Вместе с тем  этот вид наиболее непрочен, он постоянно  эволюционизирует либо в страну первого, либо в страну второго [3].

В России эволюция иногда тянулась десятками лет. Этот вид способен очень быстро трансформироваться, но быстрая трансформация идет всегда в сторону возвращения к первому виду. Типичный пример такой трансформации - изменения в местной власти России в 1993 году, когда буквально в течение месяца третий вид был насильственно сверху трансформирован в первый.

При наличии первого вида местная власть, как правило, не является частью никакой собственности: ее бюджет является частью государственного. Земля, недвижимость, иная собственность, расположенная  на территории, подчиненной местному органу местной власти, находясь в  пользовании последнего, фактически является государственной собственностью[9].

Второй вид местной  власти отличается наличием независимого местного бюджета, находящегося в полной собственности органа местной власти, а так же в полной собственности  этого органа на землю, находящуюся  в границах управляемой им территории, а так же собственности на иное принадлежащее ему движимое и  недвижимое имущество.

При смешанном виде устанавливаются  те или иные формы контроля и государственного ограничения и регулирования  местной (муниципальной) собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Формы организации муниципальной власти

 

В теории муниципального права многими учеными традиционно выделяются несколько возможных формы организации системы муниципальной власти [11].

Первую, наиболее распространенную в настоящее  время модель организации системы  муниципальной власти можно схематично обозначить как «сильный». Глава муниципального образования – «слабый» представительный орган. В рамках данной модели население избирает Главу муниципального образования непосредственно путем выборов, что в значительной мере усиливает позицию Главы муниципального образования, как муниципально-властного субъекта полностью подотчетного не непосредственно представительному органу, а всему местному населению, которое по сравнению с местным представительным органом имеет меньше правовых возможностей контролировать деятельность Главы муниципального образования.

В рамках данной модели, по мнению И. В. Выдрина  и А. Н. Кокотова, положение Главы муниципального образования воспроизводит сложившуюся на общефедеральном уровне форму полупрезидентского правления с доминирующим положением в ней Президента России [5]. Указанная форма в зависимости от специфики организации муниципально-властного аппарата в конкретном муниципальном образовании может быть подразделена на следующие виды:

1. Представительный  орган - Глава муниципального  образования, который одновременно  руководит местной администрацией  и местным представительным органом.  Приведенная модель не является  чисто теоретической, так как  до 2003 года подобная модель организации  аппарата местной власти была  закреплена в Уставе города  Кургана (10). Однако, следует отметить, что в настоящее время на  основании ст. 36 Закона Российской  Федерации Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.03 N 131-ФЗ не допускается совмещение функций председателя представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.

2. Представительный  орган - Глава муниципального  образования, который непосредственно  руководит местной администрацией, но не является председателем  местного представительного органа  и, естественно, непосредственно  не руководит им. В рамках данной  модели Глава муниципального  образования осуществляет руководство  исполнительным органом местного  самоуправления на принципах  единоначалия и персональной  ответственности. 

Исходя  из практики функционирования данной модели в Российской Федерации можно  сделать вывод о том, что ее ключевыми недостатками являются:

1. Возможность  возникновения противоречий между  Главой муниципального образования,  представляющим интересы всего  населения, и отдельными депутатами, представляющими интересы населения  частей муниципального образования.

2. Наделение  большим объемом исполнительских  функций Главы муниципального  образования, который избирается не профессионалами в области муниципального управления и может не иметь необходимой квалификации по решению вопросов местного значения. [11]

Вторую  форму схематично можно обозначить как «сильный» представительный орган – «слабый» Глава муниципального образования.

В рамках указанной модели представительный орган выбирает Главу муниципального образования из числа депутатов  или из числа местных жителей. В силу этого обстоятельства Глава  муниципального образования имеет  достаточно сильную зависимость  от местного представительного органа, что и обуславливает относительную  слабость его положения в системе  муниципальной власти. С другой стороны, в качестве положительного момента  следует отметить, что в рамках данной модели организации местной  власти Глава муниципального образования  более подотчетен местному населению и вынужден согласовывать решение большинства важных вопросов местной жизни с депутатами муниципального представительного органа.

Коме  того, при использовании модели, предполагающей выбор Главы муниципального образования депутатами местного представительного  органа, выбор Главы муниципального образования затрудняется необходимостью согласования позиции депутатов  местного представительного органа в целях обеспечения необходимого числа голосов, требуемых для  избрания Главы муниципального образования.

Применительно к содержанию данной формы следует указать, что в ст. 36 Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.03 № 131-ФЗ закрепляется возможность выбора Главы муниципального образования депутатами местного представительного органа только из состава депутатов. [13]

Указанная модель также в зависимости от специфики организации муниципально-властного аппарата может быть подразделена на несколько видов:

1. Представительный  орган - Глава муниципального  образования, который одновременно  руководит местной администрацией  и местным представительным органом  (председательствует на его заседаниях). Применительно к содержанию данной модели также следует отметить, что в настоящее время на основании ст. 36 Закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.03 № 131-ФЗ не допускается совмещение функций председателя представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.

2. Представительный орган - Глава муниципального образования, который непосредственно руководит местной администрацией, но не является председателем местного представительного органа и, естественно, непосредственно не руководит им. Третью модель организации аппарата муниципальной власти можно схематично обозначить как «местный представительный орган - Глава муниципального образования - Глава местной администрации (управляющий)». В рамках данной модели управляющий назначается на должность решением местного представительного органа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Анализируя  содержание данной формы организации системы муниципальной власти следует указать на то, что в рамках данной модели Глава муниципального образования может избираться как всем населением муниципального образования, так и депутатами из своего состава.

Кроме того, следует отметить тот факт, что теоретически в рамках данной схемы можно выделить две разновидности, обусловленные тем, что Глава муниципального образования может возглавлять работу местного представительного органа, а может выполнять исключительно представительские функции, не руководя местным представительным органом, что, однако, на сегодня не предусмотрено ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.03 № 131-ФЗ. [4]

Информация о работе Виды и формы муниципальной власти. Основные теории местного самоуправления