Виды и модели муниципального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 08:02, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы - раскрыть теоретические модели муниципального хозяйства.
Задача: рассмотреть все модели муниципального хозяйства

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
2. МОДЕЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ХОЗЯЙСТВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

виды и модели муниципального хозяйства.docx

— 21.15 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО  ХОЗЯЙСТВА 

2. МОДЕЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ  ХОЗЯЙСТВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Корни местного  самоуправления уходят далеко  в глубь веков и связаны с необходимостью объединения людей с целью выживания. Еще в период первобытных общин люди, объединенные суровыми условиями жизни, вынуждены были совместно выполнять ряд функций (охрана жизни, добыча пищи и др.). Объединение диктовалось также необходимостью передачи знаний и навыков от поколения к поколению, и не случайно во главе рода мог стать только один из старейших представителей данного рода, поскольку его опыт и знания могли быть использованы другими.

     Особенности  положения местного самоуправления  в государстве и, прежде всего,  его двойственная природа накладывают  отпечаток и определяют особенности  муниципального хозяйства. Муниципальное  хозяйство, с точки зрения ведения  хозяйственной деятельности, в значительной  степени носит черты частного  хозяйства, так как выступает  на рынке как самостоятельный  и, что особенно важно, равноправный  субъект хозяйственной деятельности. То есть оно может самостоятельно  распоряжаться находящейся в  его распоряжении собственностью, финансовыми ресурсами, землей. Однако  использовать все эти ресурсы  органы местного самоуправления  должны в целях выполнения  общественных функций, возложенных  на них. В связи с этим  и формы распределения результатов  хозяйственной деятельности общественно  по своей природе. В этом  проявляется общественный характер  муниципального хозяйства, поскольку  жители являются одновременно  и заказчиками услуг, оказываемых  органами местного самоуправления  по их поручению, и коллективным  собственником муниципального имущества.  С другой стороны, органы управления  муниципальным хозяйством выступают  в роли подрядчика, исполняющего  государственные функции, которые  оплачиваются государством. Прежде  всего, это касается функций,  исполнение которых невозможно  централизованными государственными  структурами. Это - учет движения  населения и собственности, организация  повседневных контактов с населением  по вопросам, отнесенным к ведению  государства (социальное обеспечение  и др.).

     Муниципальное  управление есть деятельность  органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение  интересов, осуществляемая в определенных  законом формах посредством муниципального  хозяйства.

 

 

     Существует  несколько моделей муниципального  хозяйства:

Коммунальная модель муниципального хозяйства;

Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства;

Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства;

Безусловно, та или иная модель в чистом виде не существует, однако, роль и место того или иного  элемента в различных странах  значительно отличаются друг от друга.

     Существование  той или иной модели зависит  от большого числа факторов, главными  из которых являются: объем компетенции  органов местного самоуправления, определенный законодательством;  наличие и характер основных  ресурсов у данной территории; наличие квалифицированных кадров  в органах местного само управления и на муниципальных предприятиях; способность населения платить налоги.

     B зависимости  от этих факторов  формируется  конкретный вид муниципального  хозяйства.

     Цель данной  работы - раскрыть теоретические  модели муниципального хозяйства.

     Задача: рассмотреть  все модели муниципального хозяйства

 

1. Определение муниципального  хозяйства 

     Для того, чтобы  дать научное определение   муниципального хозяйства, надо прежде всего установить родовое понятие "хозяйство", чтобы затем на  основе отличия данного вида хозяйства дать определение термина "муниципальное хозяйство".

     Как правило,  под хозяйством понимают некую  совокупность хозяйствующих субъектов,  ограниченных видом собственности,  определенным характером деятельности  и территорией, на которой осуществляется  эта деятельность.

     Так, государственное  хозяйство любой  современной  страны ограничено ее границами,  а сами права государства при  осуществлении хозяйственной деятельности  напрямую зависят от формы  собственности хозяйствующих на  его территории субъектов. С  этой точки зрения государство  имеет ряд особенностей при  осуществлении хозяйственной деятельности, поскольку оно, с одной стороны,  выступает как равноправный субъект  хозяйственных отношений (собственник), с другой стороны — как субъект,  выполняющий в силу своего особого статуса функцию регулирования хозяйственных отношений на своей территории. Местное самоуправление несет на себе как признаки государства, так и признаки хозяйствующего субъекта.

     В этой двойственности  природы местного самоуправления  и кроется корень долгих дискуссий  по вопросу определения понятия  муниципального хозяйства. Первая  группа исследователей данного  вопроса рассматривает муниципальное  хозяйство лишь как совокупность  предприятий и учреждений, относящихся  к муниципальной собственности  (коммунальное хозяйство), и подходит  к решению вопроса с позиции,  кому принадлежит данная собственность.  Подобный подход снимает с  органов местного самоуправления  заботу о создании условий  для развития территории муниципального  образования и значительно снижает  их интерес в создании условий  для инвестиционной и иной  деятельности, направленной на создание  благоприятных условий для хозяйствования на данной территории.

     Вторая  группа  исследователей относит к   муниципальному хозяйству всю  совокупность хозяйств, расположенных  на территории муниципального  образования, поскольку  властные  полномочия органов местного  самоуправления распространяются  на все хозяйствующие на его территории субъекты. Подобный подход ставит местное самоуправление над другими хозяйствующими субъектами и предполагает известные монопольные права органов местного самоуправления, дает им необоснованные преимущества в конкуренции, прежде всего, с частным сектором на территории муниципального образования.

     Кроме того, при подобном походе происходит  размывание понятия власти и  подрыв ее авторитета, так как  происходит подмена ориентиров, что в свою очередь приводит  к недобросовестному исполнению  местным самоуправлением той  части общественных дел, исполнение  которых возложено на нее законом. 

     В связи  с этим известный российский  исследователь Л. Велихов указывает  на особенность муниципального  хозяйства, которая лежит прежде всего в его целях. По определению Велихова муниципальное хозяйство — это "деятельность города в лице его городских публичных органов, направленная к удовлетворению известных коллективных потребностей городского населения". (Л. Велихов "Основы городского хозяйства", 1928 г., стр. 217.) В данном определении присутствует тот критерий, по которому мы можем развести две предыдущие точки зрения, определив, что в понятие муниципального хозяйства включаются хозяйствующие субъекты как муниципальной, так и иных форм собственности, но лишь те, деятельность которых служит удовлетворению коллективных потребностей населения муниципального образования.

     Таким образом,  муниципальное хозяйство  —  это совокупность предприятий   и учреждений, осуществляющих на  территории муниципального образования  хозяйственную деятельность, направленную  на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения. 

     Система местного  самоуправления занимает особое  место в государстве в силу  своей общественно-государственной  природы. С этой точки зрения  она выполняет две важнейшие  функции: 

     • связь  между государством и населением;

     • связь  между государством и мелким  собственником. 

     В связи  с этим очень важно определить  отличия местного самоуправления  от государственной власти, и  муниципального хозяйства от  государственного и частного. Являясь  неотъемлемой частью государства,  органы местного самоуправления тем не менее имеют особенности, отличающие его от органов государственной власти. Муниципальное хозяйство отличается от государственного достаточно широкими правами в области производственной деятельности и, прежде всего, в области распоряжения  собственными ресурсами, а от частного хозяйства — общественным характером использования результатов деятельности.

    

2. Модели муниципальных   хозяйств

     Муниципальное  образование – городское или  сельское поселение, муниципальный  район, городской округ либо  внутригородская территория города  федерального значения.

     Рассмотрим  подробнее типы муниципальных  образований:

сельское поселение –  один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное  самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

городское поселение –  город или поселок с прилегающей  территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями в соответствии с Федеральным законом ―Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

поселение – городское  или сельское поселение;

муниципальный район  –  несколько поселений или поселений  и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой  местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

городской округ  – городское  поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

внутригородская территория города федерального значения – часть  территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно  и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

межселенная территория –  территория, находящаяся вне границ поселений.

     Л.А. Велихов  выделяет четыре модели муниципального  хозяйства:

муниципализация;

муниципально-подрядная и муниципально-рентная модели;

муниципально-концессионная;

концессия.

     Эти модели  различаются по степени вмешательства   органа местного самоуправления  в хозяйственную деятельность  предприятия. Максимальное вмешательство,  когда местное самоуправление  становится, по существу, собственником  предприятия, предполагается при  муниципализации, минимальное вмешательство  предполагает концессия, когда  местное самоуправление на договорных  условиях предоставляет частному  лицу управлять предприятием.

     Следует отметить, что существование того или  иного вида муниципального хозяйства   зависит от ресурсов территории (материальных, финансовых, кадровых), от собираемости налогов и  от компетенции органов  местного  самоуправления.

     С точки  зрения того, какую роль в   решении вопросов местного значения  играют те или иные муниципальные   хозяйства, мы можем выделить  несколько видов муниципальных  хозяйств, прежде всего по признаку  возрастания роли собственной  хозяйственной деятельности.

     1. Коммунальная  модель муниципального  хозяйства. 

     Характеризуется  тем, что основную тяжесть затрат  на реализацию общественных интересов   и потребностей несут сами  жители муниципального образования  (коммуны, общины) и основным ресурсом  являются налоги на население.  Главным элементом  в этой  системе выступает орган  местного  самоуправления, который осуществляет  как накопление ресурсов, так  и  их расходование. Данная  модель наиболее приемлема и  существует в наиболее "благополучных"  странах Европы, где права органов  местного самоуправления на ведение  хозяйственной деятельности ограничены.

Информация о работе Виды и модели муниципального хозяйства