Виды собственности. Разграничение государственной и муниципальной собственности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 14:01, курсовая работа
Описание работы
Собственность как экономическое отношение формируется еще на заре становления человеческого общества. Значительное влияние на зарождение и развитие форм собственности оказали труд и его разделение между отдельными людьми, племенами. Обладание средствами труда стало одним из определяющих условий жизни, производства необходимых средств существования. В то же время производительный труд давал возможность получать экономический продукт в большей мере, чем это было необходимо, чтобы обеспечить простейшие жизненные потребности того периода. Возникает накопление собственности, зарождается форма ее в виде богатства.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………....6 ВИДЫ СОБСТВЕННОСТИ…………………………………………………....8 Понятие, виды и формы частной собственности ……………………….8 Муниципальная собственность. Собственность Субъектов Федерации. Федеральная собственность РФ…………………………………………10 РАЗГРАНИЧЕНИЕ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ……………………………12 Разграничение государственной собственности……………………….12 Разграничение муниципальной собственности………………………...21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………27 Список литературы…………………………………………………………………..31
- сохранение целевого назначения
земельных участков - при разграничении
государственной собственности
на землю не могут быть изменены
категория земель и вид разрешенного
использования. Перевод земель и земельных
участков из одной категории в другую
должен осуществляться только в соответствии
с Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ
"О переводе земель или земельных участков
из одной категории в другую":
- сохранение и учет стратегического,
экономического и исторического
значения участков, подлежащих разграничению
- принимаемые федеральные законы, провозглашающие
право собственности на земельные участки,
должны учитывать и сохранять значение
соответствующих земельных участков;
- регулирование порядка распоряжения
неразграниченными земельными участками
федеральными законами - регулирование
может осуществляться только в соответствии
с федеральными законами. Сегодня порядок
распоряжения земельными участками, государственная
собственность на которые не разграничена,
осуществляется в соответствии с Федеральным
законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении
в действие Земельного кодекса Российской
Федерации".
В процессе разграничения могут быть
сформулированы новые принципы, которые
должны получить закрепление в нормативных
правовых актах, регламентирующих порядок
разграничения государственной собственности
на землю. В любом случае принципы должны
быть основаны на нормах Конституции РФ.
2.1
Разграничение муниципальной собственности
Правовое регулирование муниципальной
собственности в РФ осуществляется целым
рядом нормативных актов. Федеральный
закон «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ», Гражданский
кодекс РФ, Федеральный закон «О финансовых
основах местного самоуправления в Российской
Федерации», а также нормативные акты
субъектов РФ.
В соответствии со ст. 29 Федерального
Закона «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ» в состав
муниципальной собственности входят средства
местного бюджета, муниципальные внебюджетные
фонды, имущество органов местного самоуправления,
а также муниципальные земли и
другие природные ресурсы, находящиеся
в муниципальной собственности, муниципальные
предприятия и организации, муниципальные
банки и другие финансово-кредитные организации,
муниципальные жилищный фонд и нежилые
помещения, муниципальные учреждения
образования, здравоохранения, культуры
и спорта, другое движимое и недвижимое
имущество. Как видно закон дает довольно
широкий состав элементов муниципальной
собственности. Реальное наличие такого
перечня собственности создает все условия
органам местного самоуправления для
обретения настоящей власти.
Согласно ст. 215 Гражданского кодекса
РФ под муниципальной собственностью
понимается имущество, принадлежащее
на праве собственности городским и сельским
поселениям, а также другим муниципальным
образованиям.
Все законы субъектов Российской Федерации
о местном самоуправлении закрепили нормы
о муниципальной собственности. В большинстве
из них определено понятие муниципальной
собственности, ее состав, порядок формирования
и управления. Например, в Рязанской области
установили, что имущество, принадлежащее
на праве собственности муниципальным
образованиям, является муниципальной
собственностью. Определен состав муниципальной
собственности, порядок ее формирования
и распоряжения. В большинстве субъектов
Российской Федерации предусмотрен примерно
такой же состав муниципальной собственности,
что и в ст. 29 вышеуказанного Федерального
закона. Но в законах многих субъектов
РФ состав муниципальной собственности
дополняется такими, например, объектами,
как унитарные предприятия, в том числе
транспорта, торговли, общественного питания,
бытового обслуживания, ремонтно-строительные,
жилищно-эксплуатационные, по оказанию
ритуальных услуг и содержанию мест захоронения,
по утилизации и переработке мусора; ценные
бумаги (Московская область); пакеты акций
в хозяйственных обществах (Иркутская,
Пермская области); объекты инженерной
инфраструктуры (Республика Дагестан,
Псковская, Костромская области); имущество,
приобретенное в результате предпринимательской
деятельности предприятиями и организациями,
входящими в состав муниципальной
собственности (Белгородская, Вологодская,
Псковская области). Более детально состав
муниципальной собственности определен
в уставах муниципальных образований.
1.2 Разграничение собственности
Процесс формирования муниципальной
собственности во многом зависит от решения
проблемы разграничения собственности
между Российской Федерацией, субъектами
РФ и муниципальными образованиями.
Разграничение собственности на государственную
и муниципальную до сих пор вызывает
много проблем. Объясняется это, прежде
всего, единым публично-правовым статусом
субъектов государственной и муниципальной
собственности: наличием у них особых
властных полномочий, позволяющих принимать
нормативные акты, которые регламентируют
порядок осуществления принадлежащего
им права собственности, а также осуществлением
своих прав собственности в публичных
(общественных) интересах и отсутствием
должной нормативной базы, регулирующей
данные отношения.
Кроме того, право государственной собственности
и право муниципальной собственности
характеризуются множественностью субъектов.
В роли субъектов государственной собственности
выступают Российская Федерация в целом
и ее субъекты - республики, края, области
и т.д., но не их органы власти или управления,
как указано в пункте 3 статьи 214 Гражданского
кодекса РФ). Последние выступают в имущественном
обороте от имени государственного образования
и согласно своей компетенции лишь осуществляют
те или иные правомочия публичного собственника.
Субъектами права муниципальной
собственности являются городские и сельские
поселения и другие муниципальные
образования в целом. От их имени в гражданском
обороте правомочия могут осуществлять
те или иные органы в соответствии со своей
компетенцией (статья 125 Гражданского
кодекса РФ).
Порядок формирования муниципальной
собственности был определен в постановлении
Верховного Совета Российской Федерации
«О разграничении государственной
собственности в Российской Федерации
на федеральную собственность, государственную
собственность республик в составе Российской
Федерации, краев, областей, автономной
области, автономных округов, городов
Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную
собственность». В соответствии с приложением
№3 к названному постановлению в состав
муниципальной собственности подлежали
передаче объекты государства, расположенные
на территории городских и районных Советов
(жилищный и нежилой фонды, жилищно-эксплуатационные
и ремонтно-строительные предприятия,
объекты инженерной инфраструктуры и
т.д.). Это была первая попытка разграничить
собственность муниципалитетов и собственности
РФ и ее субъектов. В состав муниципальной
собственности также передавались объекты,
находившиеся в собственности субъектов
Российской Федерации и расположенные
на территории соответствующих городов.
К ним относились предприятия розничной
торговли, общественного питания и бытового
обслуживания населения; учреждения и
объекты здравоохранения, народного образования,
культуры и спорта; оптово-складские мощности.
Помимо этого в муниципальную собственность
должны были быть переданы предприятия
розничной торговли, общественного питания
и бытового обслуживания, находившиеся
в ведении министерств и ведомств.
Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991
года предусмотрена возможность передачи
объектов, находящихся в государственной
собственности республик в составе Российской
Федерации, краев, областей, автономной
области, автономных округов, городов
Москвы и Санкт-Петербурга, в муниципальную
собственность в порядке, устанавливаемом
Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Положением
об определении пообъектного состава
федеральной, государственной и муниципальной
собственности и порядке оформления прав
собственности, утвержденным распоряжением
Президента Российской Федерации. В соответствии
с названным Положением Совет народных
депутатов города утверждает перечни
объектов, передаваемых в муниципальную
собственность, которые регистрируются
в комитете по управлению имуществом области.
Не исключенные из них объекты считаются
переданными в муниципальную собственность
города с момента принятия решения Советом
народных депутатов области об их передаче
или по истечении 2-месячного срока с момента
регистрации перечня, если соответствующее
решение не было принято. Таким образом,
для отнесения объекта к муниципальной
собственности требуется соблюдение определенного
порядка, установленного вышеназванным
Положением.
В ряде субъектов Российской Федерации
вопросы, связанные с формированием законодательной
базы о муниципальной собственности, решены.
В них приняты специальные законы о муниципальной
собственности. Так, в Красноярском крае
принят Закон от 26 сентября 1996 года «О
порядке безвозмездной передачи объектов
краевой государственной собственности
в муниципальную и приема муниципальной
собственности в краевую государственную».
В Московской области принят Закон «Об
общих принципах формирования, управления
и распоряжения муниципальной собственностью
Московской области».
Различия муниципальной собственности
и государственной в научной литературе
проводятся по следующим основаниям:
-по субъектам. Субъектом государственной
собственности является народ РФ и органы
государственной власти, а субъектом муниципальной
собственности – население муниципального
образования и органы местного самоуправления,
не входящие в систему органов государственной
власти;
-по объектам. Объектом права государственной
собственности может быть любое имущество,
а объектом муниципальной собственности
– любое имущество, кроме того, что может
находиться только в государственной
собственности;
-по основаниям приобретения и прекращения
права собственности. Некоторые основания
приобретения права государственной собственности
не могут быть основаниями приобретения
права муниципальной собственности (например,
национализация или международный договор);
-по содержанию. Права собственника муниципальной
собственности могут быть ограничены,
например, это относится к праву распоряжения
(право распоряжения государственными
дотациями, входящими в местный бюджет,
ограничено государственными органами).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, хотелось бы еще раз подчеркнуть,
что развитие форм частной собственности
в условиях российской действительности
может идти и по иному пути: создания механизмов,
ломающих корпоративные и мафиозные системы
и развивающих демократические формы
для прогресса частной собственности.
К этим формам может быть отнесено прежде
всего развитие объединения частных собственников,
развитие демократических форм, когда
работники участвуют в управлении и присвоении
благ, в контроле и учете собственности;
обеспечение гласности в функционировании
частной собственности; ответственность
частного собственника перед обществом
за использование находящегося в его распоряжении
богатства.
В современной России наблюдается довольно
пёстрая картина существования форм и
видов собственности, когда наряду с общегосударственной,
кооперативной, колхозной, и другими характерными
для социалистической формы хозяйствования
довольно бурно развиваются капиталистические
формы собственности, такие как частная
и многие другие. Можно констатировать,
что в России сложился новый общественно
- экономический строй, который характеризуется:
восстановлением системы частной собственности,
установлением власти капитала и денег,
резким ростом дифференциации доходов
населения.
Поскольку проблема собственности всегда
актуальна, особенно в наши дни и для нашего
общества, необходим анализ не только
ее экономических, но и социальных аспектов.
Есть немало людей, которые, например,
рассматривают частную собственность
как естественный образ жизни и способ
решения всех проблем (примером подобного
многообразия полярных мнений тому служат
приведенные выше позиции компетентных
ученых и исследователей экономической
ситуации России). Реорганизация отношений
собственности — это сложный бюрократический
процесс, в котором люди выходят на совершенно
новый уровень деловой жизни, сталкиваются
с необходимостью переговоров и экспертных
консультаций, вовлекаются в круговорот
ответственных документов, связанных
с куплей и продажей акций, имущественными
сделками, обязательствами и гарантиями.
Таким образом, частная собственность
- это закрепление права контроля экономических
ресурсов и жизненных благ за отдельными
людьми или их группами. Согласно действующему
законодательству, физическое лицо в праве
по своему усмотрению совершать в отношении
принадлежащего ему имущества любые действия,
не противоречащие закону и иным правовым
актам. Использование частной собственности
является одним из базовых элементов смешанной
экономической системы.
Владелец
контролирует объект собственности. Его
прерогатива - определять направление
и характер использования объекта, распоряжаться
им (продавать, дарить, завещать и др.)
Общество формирует права частной собственности.
В результате они всегда меньше тех потенциальных
возможностей, которые могли бы быть у
частных владельцев. Реальные права всегда
меньше потенциальных, так как с помощью
государства общество устанавливает определенные
экономические, социальные, экологические
и другие нормативы использования объекта
собственности. Государство через налоги
регулирует формирование доходов, запрещает
использовать капитал для некоторых видов
деятельности, осуществляет лицензирование
в некоторых сферах, устанавливает порядок
наследования, разрабатывает нормативы
по технической безопасности работ и экологии,
порядок привлечения рабочей силы и т.
д.
Владелец может сдать объект в пользование
другому лицу - предприятию или отдельному
человеку. Собственник может передать,
делегировать часть своих полномочий
менеджерам - наемному управленческому
персоналу. Владелец может объединить
свой объект собственности с объектами
других лиц.
Итак, право частной собственности является
главной формой индивидуального присвоения
благ во всех странах с рыночной экономикой.
Необходимыми экономико-правовыми признаками
для определения сущности частной собственности,
как и любой другой существующей формы
собственности, прежде всего могут служить:
ее объектный состав; ее субъектный состав;
объем правомочностей собственника; характер
сосуществования частной собственности
с другими формами собственности.