Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 08:00, курсовая работа
Целью работы - изучение влияния англосаксонской муниципальной системы на российскую.
Задачи - изучить зарубежный опыт местного самоуправления; изучить классическую англосаксонскую модель муниципального управления; влияние на становление российского муниципального управления; опыт в решении проблем, возникающих перед Россией, на сегодняшний день.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты влияния англосаксонской муниципальной системы на российскую 5
1.1 Общее понятие местного самоуправления. 5
1.2. Понятие местного управления в России 9
1.3. Англосаксонская муниципальная система. Характеристика. Особенности 12
Глава 2. Анализ влияния англосаксонской муниципальной системы на российскую. 14
2.1. Характеристика муниципальной системы в России 14
2.2. Влияние англосаксонской муниципальной системы на российскую 19
2.3. Сравнительный анализ муниципальной системы в России с мировыми системами местного самоуправления 27
Глава 3. Проблемы и перспективы развития российской муниципальной системы 38
Заключение 42
Список использованных источников 44
Более того, в целях
укрепления и сохранения территориальной
целостности России как федерации
в настоящее время существует
объективная необходимость
Положения Конституции естественным образом нашли отражение и в законе от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Указанный закон еще раз подчеркивает самостоятельность городских органов власти с опорой на муниципальную собственность, местный бюджет, право устанавливать местные налоги и сборы, а также на закрепленный принцип выборности органов власти и управления города. Еще раз мы видим упоминание о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Кроме того, статья 4 закона "Об общих принципах..." определяет полномочия государства по отношению к местному самоуправлению.
В результате исследования основополагающих нормативных актов и сравнения их положений с опытом зарубежных стран можно прийти к выводу о том, что российская система местного самоуправления, несмотря на общую близость правовых институтов с континентальной системой права, имеет больше черт схожих все-таки с англосаксонской системой, предоставляя муниципалитетам большую самостоятельность и независимость от государственной власти. Роль государства, аналогично положению в Великобритании, сводиться к установлению общих принципов и норм путем принятия и изменения федеральных законов и обеспечению соответствующих гарантий и законности. Тем не менее, в отличие от Великобритании и стран Королевства, принцип позитивного регулирования в России был заменен на принцип "что не запрещено, то разрешено", свойственный большинству российских институтов. Таким образом, можно говорить о существовании в России комбинированной системы местного самоуправления с преобладанием англосаксонского подхода к самостоятельности и независимости муниципальных образований и их органов.
Глава 3. Проблемы и перспективы развития российской муниципальной системы
Федеральный Закон о местном самоуправлении (ФЗ - № 131) вступил в силу с 1 января 2006 года. Закон представляет собой универсальный стандарт модели местного самоуправления и является обязательным для исполнения на всей территории РФ. Но на деле исполнению этого федерального закона препятствует сложившаяся практика в различных субъектах России.
И получается парадокс: если
формально исполнять все
С другой стороны, органы местного самоуправления являются властью на местах и должны действовать в едином правовом пространстве всего государства. Если для каких-то территорий делаются противоречащие закону исключения, то не может быть разговора и о единстве всего государства. Это противоречит основному закону РФ - Конституции, где преамбулой является равенство всех граждан России перед законом.
Вот некоторые проблемы, которые встали на пути реализации ФЗ о местном самоуправлении:
1) В каждом регионе формирование органов местного самоуправления зависит от менталитета местного населения, специфики властных отношений и исторических и религиозных традиций, а также влияния главы региона.
2) Географические различия
регионов обуславливают их
3) Различия в практике межбюджетных отношениях и передачи полномочий.
4) Наличие в регионе
различных этносов и их
5) Местное самоуправление
на практике оказалось очень
ограниченным, если не чисто формальным.
Вертикаль власти от главы
субъекта федерации и вниз
до глав районов, городских
округов и глав поселений идет
по принципу начальник-
6) Существует ограниченный
набор вопросов, которые может
решить местное самоуправление
без вышестоящей вертикали
7) Налоговая автономия
органов местного самоуправлени
8) Вместе с тем, муниципалитеты
стали ответственными за
Существующая система выборов депутатов и глав администраций органов местного самоуправления, а также процедура отзыва депутатов и удаление в отставку глав администраций способствует полному огосударствлению органов местного самоуправления. Далее на практике происходит подмена понятия "местное самоуправление" на "органы местной власти", а последняя не вполне и не всегда выражает интересы населения данной территории.
За этим следует еще более нехорошее и опасное для стабильности в стране явление - лояльность к вышестоящей власти взамен на вседозволенность. Это, по существу, повторение уже дважды пройденных Россией этапов своего исторического развития - при императоре и при ЦК КПСС, с последующими губительными для российского народа явлениями. Но в настоящее время личная лояльность представителей разных уровней власти, не основанная на законодательной основе, влечет за собой и возможность незаконного личного обогащения и порождает несокрушимую коррупционную вертикаль.
Закон о МСУ в России есть, пусть он даже несовершенен - в конце концов, законы можно дорабатывать и совершенствовать. Но есть ли государственная политическая воля для создания подлинного местного самоуправления в европейском понимании смысла этого слова, есть ли еще инициативные люди в России, готовые работать не только во благо себе, но и общества, для работы в органах местного самоуправления? Если таких людей мало и недостаточно для работы в многочисленных органах местного самоуправления Российской Федерации (а это действительно может оказаться так, учитывая всю демографию и качество населения), то, может быть, стоит вернуться к прежней имперской модели управления государством, с постепенным переходом прогрессивных территорий к местному самоуправлению при возможности самофинансирования?
То есть необходимо сделать полную государственную инспекцию территорий с определением их экономического потенциала и демографических показателей. И только после этого, на законодательном высоком уровне решать, какая территория на данное время способна создать эффективные органы местного самоуправления. Остальные же территории должны управляться непосредственно вертикалью власти. Несомненно, многие граждане и жители деградирующих поселений России будут приветствовать такую позицию государства. Одним из важнейших показателей перехода городского округа, района или поселения является их устойчивая самодостаточность. В ином случае, государство все равно будет финансировать эти территории, но при этом будут происходить большие злоупотребления местных властей и расхищение государственной и муниципальной собственности.
Если территория или, еще больше, регион не может обеспечить себя и длительное время является дотационным, то надо вводить антикризисное государственное прямое управление, ни о каком самоуправлении не может быть и речи. Почему другие регионы должны оплачивать безбедную жизнь выборных чиновников местного самоуправления депрессивных территорий, которые и в советские времена вели иждивенческий образ жизни? Если это традиции или ментальность, то это традиции и ментальность конкретной части или группы населения, и пусть они сами и платят за это. Что делать населению данных депрессивных территорий? То же, что делают и все нормальные люди во всем мире - двигаться в поисках лучшей жизни или пытаться изменить ситуацию на местах.
С другой стороны, отток населения из региона - это очень веский довод для введения прямого государственного управления. Потому что неэффективное местное самоуправление - это далеко не элемент демократии. Это, наоборот, деградация и девальвация демократических ценностей. Временное антикризисное прямое государственное управление данной территории ни в коем случае не нарушает права граждан в соответствии с Конституцией РФ, потому что оно вводится для прекращения экономической деградации региона и регион публично объявляется дотационным. Но при введении прямого государственного управления необходимо развивать общественные объединения типа ТОС и др., для подготовки в дальнейшем, при улучшении ситуации и стабильности развития, передачи властных полномочий путем выборов в органы местного самоуправления.
Заключение
Процесс становления
местного самоуправления должен быть
неизбежен в рамках формирования
правового государства и
Учитывая многообразие
субъектов правового регулирова
Для России вопрос о местном самоуправлении остается открытым, т.к. еще не решены многие проблемы связанные с этим.
Эффективность использования международного опыта в России зависит от того, насколько этот опыт удастся правильно понять. При интерпретации зарубежных моделей местного самоуправления важно избежать привычных российских стереотипов.
Ошибка 1: Неправомерно отождествляются местное управление и местное самоуправление. Во многих странах для организации управления территориями применяют сложные механизмы, сочетающие органы государственной администрации местного уровня (местные администрации) и органы, избираемые населением, т.е. собственно органы местного самоуправления.
В Европе существуют двух-,
трех-, четырех- и даже пятизвенные системы административно-
Сложности перевода с иностранных языков приводят к неправомерному отождествлению форм регулирования и контроля за действиями местных администраций со стороны вышестоящих государственных органов с государственным регулированием и контролем местного самоуправления.
Ошибка 2: Опыт отдельных стран отождествляется с "европейским" или даже "зарубежным" опытом в целом. По ряду причин у России наиболее известен опыт Германии, Франции и Испании, который отнюдь не доминирует в Европе и более того, не является репрезентативным с точки зрения развития местного самоуправления.
Ошибка 3: Исторические пережитки воспринимаются как сущностные черты местного самоуправления.
Ошибка 4: Внимание акцентируется на ограничениях автономии местного самоуправления, при этом не учитывается общий контекст наличия свободы предпринимательства, развитых рыночных механизмов, сильного гражданского общества.
Информация о работе Влияние англосаксонской муниципальной системы на российскую