Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 06:52, курсовая работа
Воспроизводство населения — смена поколений в результате естественного движения населения. Воспроизводство населения определяется рождаемостью и смертностью, а также миграцией.
Процесс самосохранения населения в ходе непрерывных изменений называют воспроизводством населения, и именно он является предметом демографии как науки. Воспроизводство населения — постоянное возобновление численности и структуры населения в процессе смены поколений людей на основе рождаемости и смертности, а также миграции. Совокупность параметров, определяющих этот процесс, называется режимом воспроизводства населения.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Сущность и воспроизводство рабочей силы. 5
Глава 2. Структура социальной политики. 15
2.1. Понятие социальной политики и принципы ее проведения. 15
2.2. Основные направления социальной политики. 18
2.2.1. Политика государства в формировании доходов. 19
2.2.2. Политика занятости. 22
2.2.3. Социальная защита граждан. 24
2.2.4. Жилищная политика. 26
Глава 3. Муниципальное управление отраслями социальной сферы. 27
3.1. Муниципальное управление регулированием занятости населения и трудовых отношений. 27
3.2. Муниципальное управление в сфере образования. 31
3.3. Муниципальное управление в сфере здравоохранения. 35
Заключение. 44
Список литературы 46
Приложение 48
– организация и проведение мониторинговых исследований рынка труда с целью прогнозирования отраслевой и профессионально - квалификационной структуры спроса на рабочую силу.
В зависимости от финансовых возможностей муниципальных образований спектр оказываемых услуг по содействию занятости населению может быть расширен или сужен. В любом случае приоритетами политики занятости населения на уровне муниципального образования должны стать:
– содействие занятости выпускников школ и профессиональных учебных заведений;
– оказание адресной материальной и психологической поддержки лицам, особо нуждающимся в социальной защите;
– развитие новых форм взаимодействия с работодателем;
– повышение
Хорошо зарекомендовавший себя формой содействия занятости населению служат ярмарки вакансий. На ярмарках посетители имеют возможность решать, как правило, три основные задачи: ознакомиться с банком вакансий, проконсультироваться по вопросам трудового законодательства, выбрать при необходимости учебное учреждение для профессиональной переподготовки. Поэтому состав участников ярмарок вакансий включает: ведущие предприятия и организации, действующие на территории муниципального образования или находящиеся поблизости; учебные центры по профессиональной переподготовке взрослого населения; юридические службы и консультации; представителей территориальных органов службы занятости.
Одним из действенных механизмов реального содействия занятости населения на уровне муниципального образования является организация общественных работ. Под оплачиваемыми общественными работами понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило не требующие предварительной профессиональной подготовки работников, имеющие социально полезную направленность и организуемые для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу.
Новой активной
формой содействия занятости населения
муниципальных образований
Таким образом, занятость – это совокупность экономических и социальных отношений, связанных с обеспечением трудоспособных граждан рабочими местами и их участием в хозяйственной деятельности. Проблема занятости населения является одной из важнейших для муниципального образования. Сложность муниципального регулирования вопросов занятости состоит в том, что основное правовое регулирование этих вопросов относится к сфере федерального и регионального законодательства и реализуется через территориальные структуры федеральной службы занятости. Хорошо зарекомендовавшей себя формой содействия занятости населения служат ярмарки вакансий. Одним из действительных механизмов реального содействия занятости населения на уровне муниципального образования является организация общественных работ.
Образовательный уровень населения – одна из важнейших характеристик муниципального образования, определяющих его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность. Повышение образовательного уровня населения требует длительного времени и значительных финансовых вложений. Расходы на образование являются в большинстве муниципальных образований самой крупной статьей расходов местных бюджетов.
Муниципальная политика в сфере образования строится на основе государственной политики, базирующейся на следующих принципах:
– гуманистический характер образования,
– приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека,
– свободного развития личности;
– общедоступность образования,
– адаптивность системы
образования к уровням и
– светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
– свобода и плюрализм в образовании.
В России проводится политика реформирования сферы образования. Предусматривается переход к 12- летнему образованию, введение единого стандартизированного выпускного экзамена, позволяющего без вступительных экзаменов поступить в любой вуз в случае набора нужного числа баллов. Эти изменения неоднозначно воспринимаются в обществе, но продолжают тенденцию к вхождению России в мировую практику образования. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бесплатного образования развивается платное образование во всех звеньях – от детских садов до университетов. Этот процесс имеет ряд негативных сторон: бесплатное образование становится менее доступным, снижается его качество, нарастает процесс его коммерциализации, усиливается неравенство граждан при его получении. Однако интерес населения к образованию растет, что проявляется в первую очередь в увеличении конкурса в вузы.
Реформа в сфере
образования ведет к разрушению
прежней единообразной системы
учебных заведений, поэтому содержание
образования с его
Базовыми нормативными актами, определяющими задачи органов местного самоуправления в области образования, является ст. 43 Конституции РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Закон РФ «Об образовании», Федеральные законы «Об утверждении федеральной программы развития образования», «О компенсационных выплатах на питание обучающимся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей оставшихся без попечительства родителей» и другие правовые акты. Данные законы детализируются в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах Минобразования России, региональном законодательстве.
Система управления
образованием на муниципальном уровне
представляет собой совокупность взаимосвязанных
элементов: образовательных программ
и государственных
Деятельность муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовании, учреждениями соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Учредителями муниципальных учреждений образования являются местные органы управления образованием. На основании их решения органы управления муниципальным имуществом закрепляют за учреждениями образования в оперативное управление объекты собственности и в бессрочное бесплатное пользование – участки земли.
При этом муниципальная собственность, закрепленная за образовательным учреждением может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, которые установлены законодательством РФ и субъектом РФ, а также правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их полномочий.
Органам местного самоуправления в целях осуществления государственной политики в области образования переданы полномочия по планированию, организации, регулированию деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, определению их структуры и полномочий, назначению и увольнению руководителей местных органов управления образованием.
На территории
муниципального образования может
располагаться большое
Изменения в
системе образования требует
совершенствования
Таким образом,
уровень населения является одной
из важнейших характеристик
Здравоохранение является одним из важнейших подразделений социальной инфраструктуры муниципального образования. Соблюдение конституционных гарантий по оказанию медицинской помощи и созданию благоприятных санитарно-эпидемиологических условий жизнедеятельности населения предполагает структурные преобразования в системе здравоохранения, предусматривающие:
– новые подходы к принятию политических решений и формированию бюджетов всех уровней с учетом приоритетности задач охраны здоровья населения;
– формирование новой нормативно-правовой базы деятельности учреждений здравоохранения в условиях рыночной экономики;
– приоритетность в системе
здравоохранения профилактическ
– защиту прав пациента на
получение своевременной и
Правовой основой деятельности органов местного самоуправления в области охраны здоровья населения является Конституция РФ, федеральные законы «О медицинском страховании граждан в РФ», «О лекарственных средствах», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также иные нормативные правовые акты всех уровней власти по вопросам охраны здоровья населения.
Конституция РФ определяет здравоохранение как предмет совместного ведения РФ и ее субъектов. В соответствии с этим система управления здравоохранением носит иерархический характер. Основной объем массовых видов медицинской помощи населению оказывается на муниципальном уровне. Муниципальная система здравоохранения включает в себя находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и иные учреждения системы здравоохранения, ведомственные учреждения (как переданные, так и не переданные в муниципальную собственность), фармацевтические учреждения, располагающиеся на территории муниципального образования, а также органы муниципального управления охраной здоровья населения.
Главная цель муниципального
здравоохранения –
Федеральное законодательство возлагает решение вопросов местного значения в сфере здравоохранения на муниципальные районы и городские округа. К числу этих вопросов отнесены вопросы организации скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовой период. Иные, более сложные виды медицинской помощи могут оказываться через муниципальную систему здравоохранения в виде государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления одновременно с соответствующими финансовыми средствами.
Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан определены государственные полномочия в области охраны здоровья, передаваемые органам местного самоуправления. К ним относятся:
– контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья; защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;