Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 13:11, контрольная работа
Цель работы: рассмотреть основные этапы развития местного самоуправления в России.
Задачи:
1. рассмотреть становление местного самоуправления в России с Древней Руси до 1785г.;
2. рассмотреть местное самоуправление в России с конца ХVIII века по начало ХХ века;
3. рассмотреть развитие местного самоуправления в России после Октябрьского переворота 1917г. и до принятия Конституции 1993г.
Введение
1. Местное самоуправление в России с Древней Руси до 1785 года…………………………………………………………………………..2
1.1 Местное самоуправление в России с Древней Руси до Петровских времен…………………………………………………………………………...…2
1.2 Развитие местного самоуправления в годы правления Петра……………..2
1.3 Реформа местного самоуправления во второй половине ХVIII века……...4
2. Местное самоуправление в России с конца ХVIII века по начало ХХ века..6
3. Местное самоуправление в России после Октябрьского переворота 1917г. и до принятия Конституции 1993 года…………………………………………...9
3.1 Местное государственное управление в советский период государственного развития России……………………………………………..9
3.2 Местное самоуправление современной пореформенной России в период с 1990 по 1993 годов………………………………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы……………………………………………………………
Возникновение и этапы развития местного самоуправления.
Содержание
Введение
1.
Местное самоуправление в
1.1 Местное самоуправление в России с Древней
Руси до Петровских времен………………………………………………………………
1.2 Развитие местного самоуправления в годы правления Петра……………..2
1.3 Реформа местного самоуправления во второй половине ХVIII века……...4
2.
Местное самоуправление в
3.
Местное самоуправление в
3.1 Местное государственное управление в советский период государственного развития России……………………………………………..9
3.2 Местное
самоуправление современной пореформенной
России в период с 1990 по 1993 годов………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
В
той или иной мере самоуправление
в России существовало на всем протяжении
ее истории. При этом немаловажным обстоятельством
является то, что, как и в настоящее
время, государство сознательно
шло на возрождение самоуправления
в периоды кризиса
Исторический подход имеет под
собой определенную теоретическую
основу, суть которой заключается
в понимании местного самоуправления
не как специфического публично-правового
института, обладающего рядом формальных
юридических признаков и
Цель работы: рассмотреть основные этапы развития местного самоуправления в России.
Задачи:
1. рассмотреть становление
2. рассмотреть местное
3. рассмотреть развитие местного самоуправления в России после Октябрьского переворота 1917г. и до принятия Конституции 1993г.
1. Местное самоуправление в России с Древней Руси до 1785 года
1.1 Местное самоуправление в России с Древней Руси до Петровских времен
Местное самоуправление Древней Руси, что касается местного самоуправления в Древней Руси то в это время имели место догосударственные формы развития самоуправления, то есть речь идет о зарождении общинного местного самоуправления. Самоуправление существовало у древних славян еще при родовом устройстве. Местное же самоуправление зарождается там и тогда, где и когда появляются союзы общин, объединившихся на основе экономических и политических интересов на определенной территории и образовавших вертикальное соподчинение власти.
Следующий этап начинается с принятия
христианства на Руси в это время
местное самоуправление в России
существовало в форме производственных
и территориальных общин. Люди, объединившиеся
в общины на основе трудовой деятельности,
собственности и несения
Земская реформа Ивана IV, призванная
уничтожить опустошавшую страну систему
кормлений, предоставила широкие полномочия
"земским" и "губным" старостам,
избираемым населением. В задачу земских
и губных властей входило
ХVII век объявил войну реформам ХVI столетия, сведя на нет идею местной самостоятельности и выборных должностей. "Коронные" чиновники - воеводы вытеснили "выборных людей" ХVI века и фактически сделались бесконтрольными начальниками областей и уездов.
1.2 Развитие местного
самоуправления в годы
В 1708 году Петром I было создано восемь губерний, а к концу царствования число их дошло до двенадцати. Все управление губернией находилось в руках коронных чиновников - местное общество не принимало в нем никакого участия. Таким образом, петровская губерния являлась не местной самоуправляющейся единицей, а лишь частью административного механизма, главной функцией которого была организация армии и отыскивание финансов на ее содержание. Для обеспечения эффективности и стабильности финансовых поступлений в казну в каждой губернии выбирался совет ландратов (ландратские коллегии были перенесены Петром из Остзейских провинций), которые вместе с губернатором обсуждали и решали также и губернские дела. То или другое решение принималось большинством голосов, причем должен был подчиняться этому большинству и губернатор.
На практике петровский указ о выборности ландратов остался реформой на бумаге: оставаясь выборными по закону, ландраты фактически превратились в собрания чиновников, назначаемых губернатором и подчиненных ему.
С 1719 г. Петр предпринял новую реформу, которая привела к еще большей бюрократизации страны и централизации административной системы. Ландратские коллегии были упразднены, а вместо них в центре введены центральные коллегии. Губернии разделены на провинции, провинции на дистрикты. Во главе провинций и дистриктов поставлены коронные чиновники, назначаемые из центра и подчиненные только центру. Попытки Петра регламентировать и упорядочить русскую жизнь, подчинив окраины крепкой центральной власти, потерпели крушение. Не будучи в состоянии дисциплинировать администрацию и справиться с многочисленными правонарушениями, допускаемыми чиновниками на каждом шагу, Петр обращается к местному самоуправлению, но и тут его реформы терпят неудачу. С 1714 г. он учреждает выборную должность земского комиссара для сбора нового налога - подушной подати. Земский комиссар выбирался местным дворянским обществом сроком на 1 год, был ответственен перед своими избирателями и даже подлежал суду за упущения по службе. Но скоро и эта должность утратила свою независимость от коронной администрации и всецело подчинилась ее влиянию.1
К Петру же восходят и первые попытки устройства на новый лад, по западноевропейскому образцу, городской жизни. В 1699 году им были изданы Указы об учреждении Бурмистерской Палаты в Москве и об открытии Земских изб в остальных городах, а в 1718-1724 гг. они были заменены магистратами. Эти меры имели своей целью устранение местных приказных властей от вмешательства в дела посадских общин. Как и земские избы, магистраты являются почти исключительно учреждениями судебными и административно-финансовыми.
Что касается прав, предоставленных
магистратам, то они были очень скромны.
Главным из них было право раскладки
податей и повинностей, осуществляемое
через старост и старшин с
согласия всех граждан. Но права самообложения
и самостоятельного расходования собранных
сумм магистраты не получили. Число
членов магистрата зависело от того, к
какому разряду принадлежал данный
город. В городах первого разряда
магистраты состояли из четырех бурмистров
и одного президента, стоявшего во
главе их, а в городах последнего
(пятого) разряда коллегиальное
1.3 Реформа местного
Новая коренная реформа в области земского и городского управления последовала затем в конце ХVIII века при Екатерине II; эта реформа оставила гораздо более глубокие следы, чем попытки Петра I, как в российском законодательстве, так и в последующей практической деятельности городских и земских учреждений.
Выборы депутатов и вручение
им наказов происходили под
Наиболее важные реформы нашли свое отражение в первой части "Учреждения для управления Губерний Всероссийской Империи", изданной 7 ноября 1775 г. Империя делится Учреждением о губерниях на крупные местные единицы губернии, а те в свою очередь на более мелкие - уезды. Учреждение касается также городов и посадов. Екатерина хотела дать особый устав и крестьянству, но не успела этого сделать, так что волости и сельские общества не затрагиваются ее законодательством. Для заведования местным благоустройством законодательство Екатерины создало всесословный "Приказ общественного призрения". Дворянство было признано местным обществом - корпорацией, причем территориальными пределами этого общества были признаны границы губернии. Оно получило право периодических собраний, выбирало из своей среды: губернского и уездного предводителей дворянства, секретаря дворянства, десять заседателей верхнего земского суда, уездного судью и заседателей, земского исправника и заседателей нижнего земского суда. Подобным образом Екатерина II стремилась создать из всех сословий ряд местных организаций ("сословных обществ"), предоставив им известные права "по внутреннему управлению сих обществ", а также возложив на эти организации осуществление большинства задач местного управления .
Разделив империю на губернии и
уезды, поставив во главе губерний наместников
и создав органы местного самоуправления,
где заседали наряду с коренными
чиновниками и местные выборные
люди, Екатерина стремилась провести
принцип децентрализации власти
и создать отдельные
Для такой огромной страны, как
Россия, вопрос территориального распределения
административной компетенции всегда
имел ключевое значение. При этом централизация
управления была в известном смыслеусловной.
2. Местное самоуправление
в России с конца ХVIII века по начало ХХ
века
Данный этап охватывает местное самоуправление городов, крестьянское и земское самоуправление, развившиеся в период становления в России капитализма. Самым большим его недостатком было сохранение сословного принципа формирования.
Между тем управление столь пространным
в территориальном отношении
государством, как Россия, никогда
не могло осуществляться только по
типу централизованного
В начале XIX в. новая реформа государственного управления вновь усилила централизацию. Были созданы министерства, каждое из которых имело агентов в губерниях и уездах. Но и тогда в управлении империей централизация сочеталась с предоставлением иногда весьма широкой свободы представителям правительственной власти на местах, прежде всего генерал-губернаторам. Последние иногда рассматривались как некое выведенное из центра министерство. Отраслевой принцип управления проводился на практике через систему министерств, воплощением территориального принципа по праву считался генерал-губернатор.
Стремление к усилению роли полиции и с ее помощью к повышению эффективности управления представляет собой одну из традиционных установок российских правителей. К осознанию, скажем, роли суда как фактора, непосредственно влияющего на управление, пришли в России довольно поздно. Не случайно суд долгое время не был окончательно отделен от администрации и занимал по отношению к последней второстепенное положение.
Информация о работе Возникновение и этапы развития местного самоуправления