Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 13:11, контрольная работа
Цель работы: рассмотреть основные этапы развития местного самоуправления в России.
Задачи:
1. рассмотреть становление местного самоуправления в России с Древней Руси до 1785г.;
2. рассмотреть местное самоуправление в России с конца ХVIII века по начало ХХ века;
3. рассмотреть развитие местного самоуправления в России после Октябрьского переворота 1917г. и до принятия Конституции 1993г.
Введение
1. Местное самоуправление в России с Древней Руси до 1785 года…………………………………………………………………………..2
1.1 Местное самоуправление в России с Древней Руси до Петровских времен…………………………………………………………………………...…2
1.2 Развитие местного самоуправления в годы правления Петра……………..2
1.3 Реформа местного самоуправления во второй половине ХVIII века……...4
2. Местное самоуправление в России с конца ХVIII века по начало ХХ века..6
3. Местное самоуправление в России после Октябрьского переворота 1917г. и до принятия Конституции 1993 года…………………………………………...9
3.1 Местное государственное управление в советский период государственного развития России……………………………………………..9
3.2 Местное самоуправление современной пореформенной России в период с 1990 по 1993 годов………………………………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы……………………………………………………………
Созданные министерства отстаивали свою самостоятельность, ссылаясь на новейшие законы, прежде всего на Учреждение министерств. Губернатор получал от них многочисленные распоряжения, при этом сами министерства даже не считали нужным уведомить Сенат о содержании их переписки с губернаторами. Равным образом не интересовались министерства и распоряжениями Сената.
Министерство внутренних дел играло ведущую роль в деле подбора кадров для замещения должностей губернаторов, в их награждениях и наказаниях. Но оно также стремилось сохранить значение должности губернатора, сделать из губернаторов своих эффективных агентов на местах. Именно поэтому после учреждения министерств падает значение губернского правления.
Но справедливо и то, что в самом законодательстве не было предусмотрено абсолютной централизации. Влияние МВД на губернаторов было далеко не беспредельным, и они так и не стали полностью частью бюрократической системы этого министерства. Все равно губернаторы в первую очередь оставались людьми императора, подчинялись ему, что, кстати сказать, вполне вписывалось в идеологию самодержавия. Вследствие этого в XIX в. так и не была создана общая структура министерств, а правительство появляется только в 1905 г.
Исторической особенностью российской общины стала ее ранняя встроенность в систему государственного управления, зависимость от государства и отсутствие политических амбиций.
Опыт земских учреждений XIX в. доказал
со всей очевидностью, что местное
самоуправление не может быть выведено
за пределы системы
К услугам земств и городов были общие суды, но опыт земской и городской реформ, проведенных во второй половине XIX в., свидетельствует также, что отрыв принудительной власти от органа местного самоуправления существенно снижает авторитет последнего. Гарантией независимости органов местного самоуправления от центра, равно как и эффективности, было наличие у земских учреждений собственных средств.
Важной особенностью системы местного
самоуправления в России до 1917 г. было
сочетание территориального и корпоративного
принципов в организации
3. Местное самоуправление в России после Октябрьского переворота 1917г. и до принятия Конституции 1993 года
3.1 Местное государственное
управление в советский период
государственного развития
После Октября 1917 года земское самоуправление просуществовало недолго. В ноябре 1917 г. состоялся земский съезд, который пытался наметить пути преодоления кризиса, но уже 19 декабря 1917 г. за подписью председателя Совета Народных Комиссаров В.И.Ульянова-Ленина был опубликован декрет "Об учреждении комиссариата по местному самоуправлению", образовываемого для благой цели "объединения деятельности всех городских и земских учреждений". Вновь созданному ведомству из Комиссариата внутренних дел были переданы: главное управление по делам местного хозяйства, касса городского и земского кредита, так и не ставшая Банком, и другие относящиеся к местному самоуправлению учреждения. История государства и права России.4
24 декабря 1917 г. последовало обращение
народного комиссариата по
Наиболее серьезная попытка
повышения эффективности
В апреле 1927 г. ХV партконференция ВКП(б) объявила курс на централизацию власти и управления. С 1928 года закрыты "откоммунхозы" и ГУКХ, идут "чистки" аппаратов местных Советов и центрального аппарата, научных кадров. Принимается новый закон о финансах местных Советов, который вводит остаточный принцип финансирования (после затрат на индустриализацию) местных хозяйств. Муниципальная наука пропадает, муниципальные ученые исчезают бесследно.
Реальное управление в государстве
осуществлялось не через формально
признанные органы советской власти,
а через пронизывающую все
государство партийную
3.2 Местное самоуправление
современной пореформенной
В апреле 1990 г. принимается Закон
СССР "Об общих началах местного
самоуправления и местного хозяйства
в СССР", который, несмотря на еще
"советское" понимание его авторами
самой сути самоуправления, был серьезным
шагом вперед. Права, полномочия, ответственность,
финансовая и материальная основа самоуправления
были гарантированы законодательно.
Это позволило начать на местах работу
по становлению системы
Одним из основных принципов местного
самоуправления определялось сочетание
местных и государственных
Принимаемое союзным парламентом
новое законодательство о собственности,
земле, аренде, кооперации изменяло характер
отношений местных органов
Процесс формирования законодательной базы местного самоуправления в 1990-1991 годах пошел и на уровне союзных республик, особенно интенсивно и противоречиво он проходил в Российской Федерации.
Ситуация с разработкой нового законодательства
сложилась таким образом, что наряду с
новыми законами, прогрессивными по своей
сути, действовали и старые, либо новые,
но разработанные на основе иных концепций.
Так, одновременно с Законом РСФСР "О
местном самоуправлении в РСФСР", действовали
законодательные акты в области административно-
Политическая обстановка в стране к осени 1993 г. разразилась конституционным кризисом. В период с сентября-октября 1993 г. и до принятия новой Конституции Российской Федерации нормативная и законодательная база сводилась к ряду Указов Президента Российской Федерации. Принятие 12 декабря 1993 г. новой Конституции разрешило ситуацию в пользу местного самоуправления и признало объективную необходимость его существования и правовых гарантий на высшем законодательном уровне.
С принятием в 1993 году новой Конституции РФ, закрепившей право населения на осуществление местного самоуправления, в стране начался реальный процесс его реформирования.
Сейчас можно сказать, что в
основных чертах этот институт народовластия
у нас создан. На федеральном уровне
и практически во всех субъектах
Федерации имеется
В заключение данного пункта необходимо
отметить, что отсутствие четко сформулированного
понятия местного самоуправления, единого
для всех этапов его развития в
России, -- причина отдельных, в том
числе концептуальных противоречий,
которые могут возникать при
использовании исторического
Заключение
Во все периоды становления России как единой и великой державы, особенно в кризисные периоды, отчетливо проявлялись две тенденции: объединение на основе сильной центральной власти и разобщение, суверенизация территорий, ее составляющих. Причиной тому были как объективные исторические и социально-экономические условия, так и субъективное желание удельных владетелей, или региональных элит, в современных политических терминах, быть всевластными хозяевами в своих ограниченных, но самодостаточных, с их точки зрения, пределах.
Наряду с двумя отмеченными
основными тенденциями на всех этапах
развития государственности иногда
явно, иногда в менее заметной мере
проявлялась и третья - становление
и развитие местного самоуправления.
В периоды разобщенности
В заключение отметим, что все реформы
управления и в прошлом, и в
настоящем проводятся, конечно, с
целью "повышения эффективности
управления". Важно только понимать,
что эффективность означает не только
четкую передачу управленческих импульсов
в рамках административной системы,
но и результат управленческой деятельности
- обеспечение населения
Список литературы
1. Барабашев Г.В. Местное
2. Васильев В.И. Местное
3. Гаврилов Б.И. История России М.: 1999.
4. Гладышев А.Г. Правовые основы местного самоуправления. - М., 1996.
5. История государства и права России / под ред. Ю.П. Титова М.: «Проспект» 2004.
6. Исаев И. А. История
Информация о работе Возникновение и этапы развития местного самоуправления