Законодательный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 01:26, контрольная работа

Описание работы

В большинстве стран законодательная власть осуществляется парламентом — общенациональным представительным выборным коллегиальным органом, работающим на профессиональной постоянной основе в системе разделения властей. В некоторых странах, прежде всего, социалистических, законодательную власть осуществляют органы непарламентского (советского) типа, хотя называются они в разных странах по-разному — эпизодически действующие органы, которым формально принадлежит вся полнота государственной власти. На деле же они почти никакой властью не обладают. Классический парламент функционирует в условиях многопартийной системы при наличии в нем партийных фракций, в том числе оппозиционных.

Содержание работы

1. Законодательный процесс: понятие, стадии.
2. Особенности принятия конституционных и органических законов.
3. Особенности принятия законов о бюджете.
4. Особенности порядка ратификации и денонсации международных договоров.

Файлы: 1 файл

КПЗС.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

ПЛАН.

 

  1. Законодательный процесс: понятие, стадии.
  2. Особенности принятия конституционных и органических законов.
  3. Особенности принятия законов о бюджете.
  4. Особенности порядка ратификации и денонсации международных договоров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Законодательный  процесс: понятие, стадии.

 

В большинстве стран законодательная  власть осуществляется парламентом  — общенациональным представительным выборным коллегиальным органом, работающим на профессиональной постоянной основе в системе разделения властей. В некоторых странах, прежде всего, социалистических, законодательную власть осуществляют органы непарламентского (советского) типа, хотя называются они в разных странах по-разному — эпизодически действующие органы, которым формально принадлежит вся полнота государственной власти. На деле же они почти никакой властью не обладают. Классический парламент функционирует в условиях многопартийной системы при наличии в нем партийных фракций, в том числе оппозиционных. Существование в мировой практике законодательных органов непарламентского типа делает условным употребление термина «парламент» как собирательного понятия для общего обозначения законодательных органов зарубежных стран. Тем не менее, он представляется вполне уместным, так как в большинстве стран мира существуют законодательные органы именно парламентского типа1.

Парламент выполняет  в государстве целый ряд функций: законотворчество, представительство, выражение интересов широких слоев населения, а в итоге и воли всего народа; контроль за деятельностью государственного аппарата, прежде всего правительства; участие в формировании государственных органов, принятие бюджета и некоторые другие.

Компетенция парламента — это юридическое выражение  его функций, т.е. совокупность его полномочий по определенным предметам ведения. Такая компетенция по-разному формулируется в конституциях зарубежных стран. Компетенция может быть:

неограниченной, при которой круг вопросов ведения  парламента точно не очерчен (Великобритания);

относительно  ограниченной, предполагающей существование лишь некоторых ограничений — как правило, со стороны субъектов федерации или автономных единиц (США);

абсолютно ограниченной, означающей существование строго определенного круга вопросов компетенции, выйти за пределы которого парламент не вправе (Франция).

Законодательный процесс как юридическое понятие  необходимо строго отграничивать от общесоциального понятия законотворчества. Законодательный процесс имеет два значения:

1) порядок деятельности ( в данном  случае по созданию закона) и 

2) сама эта деятельность. Она  осуществляется законодательным  органом - парламентом и главой государства при возможном в определенных случаях участии правительства либо в редких случаях посредством референдума.

Законотворчество - понятие более  широкое, так как охватывает деятельность правом подчас не урегулированную, и не исчерпывается собственно созданием закона, а включает оценку его эффективности и возможную последующую корректировку. В этой деятельности участвуют и такие субъекты, которые никакими специальными правами в данной области не обладают.  
Законодательный процесс повсюду имеет свои особенности. Тем не менее можно выделить общие черты, свойственные процедуре прохождения законопроектов в парламентах.

Важнейший вид специальных парламентских  процедур — законодательный процесс — урегулированный правовыми нормами порядок деятельности управомоченных субъектов по созданию закона. Законодательный процесс включает следующие стадии:

внесение законопроекта;

его обсуждение;

принятие закона;

его одобрение второй палатой (если она имеется);

промульгацию закона главой государства;

его опубликование;

вступление закона в юридическую  силу.

Внесение законопроекта в парламент  или его палату осуществляется путем  реализации права законодательной инициативы. Такое право принадлежит в разных странах различным лицам. В президентской республике им обладают только парламентарии, а в парламентарных странах — также правительство. В ряде государств круг субъектов права законодательной инициативы включает, кроме того, группы избирателей, государственные органы нижестоящего и данного уровня, внутрипарламентские органы и учреждения при парламентах и т.п2. Так, согласно ст. 39 Конституции Франции, «...законодательная инициатива принадлежит одновременно Премьер-министру и членам Парламента». Конституция же Италии предоставляет право внесения законопроектов Правительству, парламентариям обеих палат, Национальному совету экономики и труда, областным советам по вопросам их ведения, коммунальным советам по oграниченному кругу вопросов территориальной организации, а также не менее чем 50 тысячам избирателей в порядке народной инициативы (ст. 70, 99, 121). Следует отметить, что чаще всего на практике законопроекты вносятся правительством.

Каждый законопроект, внесенный  в парламент лицами и органами, обладающими правом законодательной инициативы, подлежит обязательному рассмотрению. Важно при этом соблюдение установленных правил и последовательности рассмотрения законопроекта в ходе отдельных стадий (чтений), каждая из которых обладает своими особенностями. Основные стадии законодательного процесса: внесение законопроекта в парламент, его обсуждение на пленарном заседании и в комитетах; принятие, утверждение и опубликование; вступление в силу.

Общая черта законодательного процесса состоит в том, что во всех легислатурах принятие закон связано с осуществлением права законодательной инициативы. В зависимости от круга субъектов законодательной инициативы можно квалифицировать легислатуры на те, где этот круг довольно узок, и те, где существует широкий перечень лиц и организаций, которым предоставлено право вносить законопроект. Так, к первой группе относится легислатура Соединенных Штатов, где право вносить законопроекты предоставлено только членам парламента. В Италии право законодательной инициативы принадлежит Правительству, каждому члену палат, а также тем органам и организациям, на которые это возложено конституционным законом. В частности, Конституция предоставляет такое право Национальному совету экономики и труда (ч.3 ст.99) и областным советам (ч.2 ст.121), но лишь по вопросам их ведения. По вопросам территориального устройства ограниченным правом законодательной инициативы обладают коммунальные советы (об образовании новых провинций или изменении границ существующих).

Обсуждение законопроекта — это самая объемная стадия законодательного процесса. Она включает как работу над проектом на пленарных заседаниях палат, часто именуемую чтением законопроекта, так и его обсуждение в парламентских комитетах. Обе эти формы обсуждения чередуются между собой. При этом в большинстве стран юридически значимые решения по законопроекту принимаются в результате чтений, а комитеты лишь формулируют предложения о поправках. Каждый закон обычно проходит три чтения. В ходе первого решается лишь вопрос о том, нужен ли такой закон в принципе. Второе чтение предполагает обсуждение проекта в деталях. В результате третьего чтения закон окончательно принимается данной палатой. В промежутках между чтениями закон проходит обсуждение в комитетах.

Законы принимаются путем голосования. Закон считается принятым, если за него проголосовало установленное большинство членов палаты.

Если парламент двухпалатный, следующей  стадией законодательного процесса является одобрение закона второй палатой. На этой стадии законодательного процесса между палатами могут возникнуть разногласия, преодолеваемые по-разному в зависимости от того, сильной или слабой является Верхняя палата. Если она слабая, ее возражения могут быть преодолены Нижней палатой, за которой остается решающее слово при определении судьбы закона. Если Верхняя палата является сильной, то закон считается принятым парламентом лишь в том случае, когда он одобрен в идентичной редакции обеими палатами.

Санкционирование (подписание) и промульгация (распоряжение) об обнародовании закона главой государства осуществляются в установленные законом сроки. В течение этого срока глава государства может отклонить закон, т.е. наложить на него вето. Такое вето в большинстве современных государств имеет относительный (отлагательный) характер, так как может быть преодолено палатами путем повторного принятия закона в прежней редакции — как правило, квалифицированным большинством голосов. Если вето преодолено, глава государства обязан подписать закон и промульгировать его. Промульгация означает издание правового акта об официальном опубликовании закона3.

Официальное опубликование закона осуществляется в специальных печатных изданиях. Закон вступает в юридическую силу, как правило, в день официального опубликования или спустя некоторое установленное время после этого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности  принятия конституционных 

и органических законов.

 

В Конституции Франции установлен ограниченный  перечень  сфер,  в  которых парламент имеет  право принимать законы. По всем остальным вопросам нормативные акты принимает правительство. К этому перечню, в рамках которого принимаются законы, относятся регулирование гражданских прав и их основных гарантий, вопросы гражданства, семейных отношений, наследования и дарения, уголовное право, уголовный процесс и амнистия, судоустройство и определение статуса судей, денежная эмиссия, установление и взимание налогов, определение порядка выборов в палаты парламента и в органы местного самоуправления, государственная служба, национализация и приватизация предприятий4. Сюда же относится определение основных принципов организации национальной обороны, местного самоуправления, образования, режима собственности, Других вещных прав, а также обязательств, трудового, профсоюзного права и права социального обеспечения (ст. 34 Конституции), а также одобрение наиболее важных международных договоров (ст. 53 Конституции). Именно по указанным вопросам парламент принимает законы. Остальные вопросы государственной и общественной жизни относятся к сфере регламентарных полномочий — Решаются президентом и правительством. У парламента имеется еще ряд полномочий, не связанных с изданием законов, но и они прямо и исчерпывающе закреплены в Конституции.

К важнейшим полномочиям относятся  полномочия по принятию законов. Право законодательной инициативы принадлежит премьер-министру и парламентариям: премьер-министр вносит законопроекты, а парламентарии — законопредложения. Законодательная инициатива может быть внесена в любую палату.

Обычно законопроекты проходят три чтения, к которым их готовит  постоянная или специальная комиссия. Закон считается принятым парламентом, если получит в идентичном виде одобрение обеих палат. Если же этого не происходит, применяется «метод челнока»: закон поочередно рассматривается палатами до тех пор, пока ими не будет выработан единообразный текст. Остановить такую последовательную передачу текста законопроекта при отсутствии согласия палат может только правительство. После трехкратного голосования по закону в каждой палате либо после однократного голосования палатами по закону, принятие которого объявлено правительством срочным, премьер-министр вправе созвать совместную комиссию палат, сформированную на паритетных началах. Если не удастся выработать и принять в каждой из палат согласованный текст, Национальное собрание по уполномочению правительства может принять его самостоятельно5.

После принятия парламентом закон  подписывается президентом. В течение 15 дней президент может наложить вето на закон в целом или на отдельные его положения (выборочное вето — это также специфическая черта законодательного процесса Франции). Президентское вето может быть преодолено палатами парламента путем повторного принятия закона в прежней редакции абсолютным большинством голосов. В этом случае президент подписывает закон. Президент может инициировать рассмотрение в Конституционном совете вопроса о конституционности закона до его подписания.

У принятия органических законов (принимаются  в четко указанных в Конституции  случаях; обычно регулируют организацию  публичной власти) имеются свои особенности. Так, на обсуждение и принятие решения в палате его после внесения должно отводиться не менее 15 дней; органические законы, касающиеся Сената, должны быть приняты обеими палатами в идентичной редакции; иные органические законы могут быть по требованию правительства и с соблюдением указанной выше процедуры при отсутствии согласия между палатами приняты только Национальным собранием, но при этом требуется абсолютное большинство от списочного состава депутатов (для принятия таким образом обычного закона достаточно большинства от числа участвовавших в голосовании при наличии кворума); органические законы до подписания президентом подлежат обязательному конституционному контролю.

В Италии парламент   может   принимать   законы практически  по любому вопросу, не отнесенному к компетенции областей. Правом законодательной инициативы обладают члены парламента, правительство, областные и муниципальные советы, Национальный совет экономики и труда, а также группы избирателей численностью не менее 50 тыс. человек (в порядке народной инициативы). Причем некоторые из субъектов данного права могут вносить законопроекты лишь по ограниченному кругу вопросов. Области, например, вправе вносить в парламент законопроекты только по непосредственно касающимся их вопросам, которые не могут быть урегулированы законом области. Законопроекты же, вносимые муниципальными советами, могут касаться только образования новых провинций и изменения границ существующих. Национальный совет экономики и труда имеет право законодательной инициативы лишь по социально-экономическим вопросам.

Информация о работе Законодательный процесс