Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 22:05, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать особенности рассмотрения дел судами о защите избирательных прав.
Задачами настоящей работы следует считать:
1. изучить и проанализировать законодательство, регламентирующее судебную защиту избирательных прав граждан в России;
2. рассмотреть порядок обращения в суд за защитой избирательных прав граждан РФ;
3. изучить порядок рассмотрения дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;
4. рассмотреть порядок вынесения решения судом и его реализация по делам о защите избирательных прав граждан РФ.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие, способы и виды защиты избирательных прав граждан в России……………………………………………………………………………...5
2. Обращение в суд за защитой избирательных прав граждан РФ……….......11
3. Подготовка дела к судебному разбирательству о защите избирательных прав……………………………………………………………………………….17
4. Решение суда по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ……………………………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………….…23
Список использованной литературы……………………………………...……25
Судебные решения по делам об оспариваний нормативных актов по избирательным спорам отличаются от решений по защите субъективных избирательных прав, возникших из организационно-процедурных отношений.39
Незаконными нормативными
актами нарушаются положения о переносе
даты выборов, о проживании постоянно
и на определенной территории избирателей
для реализации ими активного
избирательного права. Отмечаются установленные
законами субъектов ограничения пассивно
Предметом судебного
разбирательства могут быть также
споры, связанные с пробелами
в избирательном
Во всех делах о незаконности актов субъектов Федерации по выборам Федеральному законодательству предметом судебного разбирательства будет правовой конфликт о нарушении избирательных прав граждан изданием незаконного правового акта субъектом Федерации.40
В подобных делах предметом судебной защиты являются избирательные права граждан, неперсонифицированные интересы, являющиеся по своей сути публичными. Отмеченные характерные черты обнаруживаются по делам об оспариваний в суде нормативных правовых актов по заявлениям прокурора или гражданина (группы граждан), чьи избирательные права и интересы предполагаются нарушенными оспариваемым нормативным правовым актом. Судебные решения по этим делам имеют определенные особенности.41
Судебные решения по защите избирательных прав граждан как активных, так и пассивных, вынесенные по спорам о нарушениях процедурных правил организации и проведения выборов, имеют следующие отличительные характеристики.42
Наработки судебной практики
позволят подсказать законодателю пути
устранения пробелов, противоречий в
действующем избирательном
Резолютивная часть
судебных решений по делам о защите
избирательных прав при разрешении
споров о нарушении организационно-
В частности, удовлетворяя требование заявителя об отмене регистрации кандидата на выборную должность, суд указывает в резолютивной части:
«Признать обоснованным требование заявителя Н. об отмене регистрации кандидатом на выборную должность гр Д.
Обязать избирательную комиссию отменить решение о регистрации гр. Б. кандидатом на выборную должность.
Решение суда вступает в законную силу после его провозглашения и подлежит немедленному исполнению.
Об исполнении решения сообщить заявителю и суду в течение 10 дней со дня получения решения».43
Такие случаи, когда вопрос о снятии кандидатуры решается судами за несколько часов до выборов глав субъектов, муниципальных образований нередки. Судьи, сами того не желая, втягиваются в политические разборки различных партий, объединений по конкретным кандидатурам и нередко под определенным давлением «решают» вопрос: кого снять с дистанции, кого оставить. Эти вопросы поставлены перед законодателем. Во избежание участия судов в политических баталиях необходимо совершенствование не только избирательного законодательства, но и гражданского процессуального, регулирующего порядок рассмотрения, разрешения избирательных споров, постановления и исполнения решений.44
Исполнение должно быть произведено в указанный в резолютивной части решения срок. Но поскольку решение вступает в законную силу немедленно, то и исполняться оно должно немедленно.45
Об исполнении должно быть сообщено суду и заявителю. Полагаем, что если решение подлежит немедленному исполнению, то и сроки для сообщения должны быть сокращены до 7 дней со дня получения решения.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что изучение судебной практики рассмотрения и разрешения избирательных споров показывает наличие существенных особенностей решений по этим делам и необходимость более детального регулирования этого института в гражданском процессуальном законодательстве.
Заключение
Судебные дела по жалобам на нарушение избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации имеют особое значение, поскольку затрагивают конституционные политические права. Своевременное и правильное разрешение таких дел является задачей гражданского судопроизводства. Решение этой задачи во многом зависит от дальнейшего совершенствования судебной процедуры разрешения избирательных споров, споров по проведению референдума.
Анализ теоретических и практических проблем судебной защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан позволяет сделать вывод о том, что избирательные споры по своей природе требуют особого процессуального регулирования, не совпадающего прежде всего с производством по делам, возникающим из административно-правовых отношений, в частности отношений в сфере контроля за законностью управленческих функций, направленных на защиту прав и свобод граждан.
Таким образом, нарушения избирательных прав граждан по выбору заявителя могут быть обжалованы в суд либо в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию. При этом предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не является обязательным условием для обращения в суд, то есть заявитель вправе самостоятельно определять, какой механизм защиты избирательных прав ему целесообразно использовать.
Вместе с тем следует иметь в виду, что судебный порядок решения избирательных споров имеет приоритетный характер по сравнению с рассмотрением этих споров избирательными комиссиями. Этим и объясняется то обстоятельство, что рассмотрение всех наиболее серьезных избирательных споров переносится из избирательных комиссий в суды.
Гражданское процессуальное законодательство ориентировано на регламентацию искового производство, вытекающее из частно-правовых (как правило, имущественных) отношений, и не может в достаточной степени учитывать специфику публично-правовых споров. Избирательные споры имеют публично-правовой характер и по своей правовой природе ближе к административно-правовым, а не к гражданско-правовым спорам. Развитие административного судопроизводства не обязательно связывать с созданием специализированных административных судов, поскольку это связано с большими организационными, правовыми и финансовыми проблемами. Оптимальным организационным решением представляется специализация судей, создание специальных судебных составов и судебных коллегий по административным делам в судах общей юрисдикции.
Таким образом, судебная защита избирательных прав граждан представляет собой одну из самых устойчивых юридических средств в реализации избирательных прав граждан, которая осуществляется органами судебной власти по инициативе определенного законом круга субъектов посредством конституционного или "особой формы" гражданского судопроизводства в целях предотвращения нарушений избирательных прав, устранения препятствий их реализации либо восстановления нарушенного права.
В заключение можно сказать,
что эти дела имеют значение, поскольку
затрагивают конституционные
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
Литература
1 Эбзеев Б. С. Конституционное право России. – М., 2012. – С. 102
2 Шакарян М. С. Гражданский процесс Российской Федерации. – М., 2012. – С. 80
3 Власова А. А. Гражданский процесс Российской Федерации. – М., 2011. – С. 69
4 Алексеев И. А. Конституционное право России. – М., 2013. – С. 101
5 Прудников А. С. Авсеенко В. И. Конституционное право. – М., 2012. – С. 97
6 Веденеев Ю. А., Князев С. Д. Избирательные правоотношения: понятие, политико-правовое содержание // Журнал Российского Права. 2012. №10. – С. 27
7 Колесников Е. В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2011. – С. 111
8 Ерыгин А. А., Корнев В. Н., Федулов В. И. Избирательное право России. – Белгород, 2010. – С. 45
9 Гражданский процессуальный кодекс российской федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (с изм., и доп. от 01.09.2012) П. 1 СТ. 246
10 Смоленский М. Б. Конституционное право. – М., 2010. – С. 115
11 Козлов Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. – М., 2011. – С. 88
12 Козлов Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. – М., 2011. – С. 90
13 Стрекозов В. Г. Конституционное право России. – М., 2012. – С. 126
14 Стрекозов В. Г. Конституционное право России. – М., 2012. – С. 127
15 Треушникова М. К. Гражданский процесс России. – М., 2012. – С. 59
16 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2012. – С. 112
17 Ищенко Е. П., Ищенко Е. А. Избирательные споры: возникновение, разрешение, предупреждение. – М., 2011. – С. 54
18 Федеральный конституционный закон от 28.06.2004г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (с изм., и доп. от 24.04.2008г.) СТ. 40
19 Федеральный закон от 12.06.2002г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изм., и доп. от 30.12.2012г.) СТ. 28
20 Нудненко Л. А. Конституционное право России. – М., 2011. – С. 136
21 Червонюк В. И. Конституционное право России. – М., 2009. – С. 114
22Тупиков В. А. Процессуальные особенности судебной защиты избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации // Российский судья. 2010. №3. – С. 42
23 Казанчев Ю. Д. Конституционное право Росси. – М., 2011. – С. 129
24 Казанчев Ю. Д. Конституционное право Росси. – М., 2011. – С. 129
25 Дмитриев Ю. С. Гарантии избирательных прав граждан: есть еще резервы для совершенствования // Право и жизнь. 2008. №14. – С. 15
26 Виноградов В. А. Конституционное право России. – М., 2010. – С. 115
27 Виноградов В. А. Конституционное право России. – М., 2010. – С. 116
28 Морозова С. А. Александров В. М. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2011. – С. 102