Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 00:27, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение различных форм гарантий и правовой защиты местного самоуправления.
Для достижения указанной цели в ходе исследования предполагалось решить следующие задачи:
- раскрыть содержание основных понятий, используемых в правовом институте гарантий местного самоуправления;
- дать характеристику видам гарантий прав местного самоуправления;
- проанализировать теорию защиты прав местного самоуправления.
Введение………………………………………………………………………
3
1. Понятие и сущность гарантий местного самоуправления……………...
5
2. Виды гарантий местного самоуправления……………………………….
8
3. Защита прав местного самоуправления………………………………….
21
Заключение……………………………………………………………………
32
Список использованной литературы…………
Рис.1 – Классификация гарантий местного самоуправления
Деятельность органов местного самоуправления, реализация их прав осуществляются в определенных социально-экономических, политических условиях, которые, выступая в качестве важнейших основ жизнедеятельности людей в обществе и государстве, могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на процесс самоуправления. Поэтому в качестве общих гарантий прав местного самоуправления можно рассматривать те экономические, политические отношения, духовные устои и ценности общества, которые:
- служат предпосылками стимулирования развития местного самоуправления;
- обеспечивают определенную устойчивость и стабильность в деятельности органов местного самоуправления;
- создают реальные возможности для наиболее полной реализации норм, устанавливающих компетенцию органов местного самоуправления.
Экономической гарантией местного самоуправления служит экономическая система общества, в основе которой лежат принципы свободы экономической деятельности, предпринимательства и труда; разнообразия и равноправия форм собственности, включая и муниципальную собственность; их равной правовой защиты.
Политические гарантии местного самоуправления – это политико-правовой режим нашего государства, система государственной власти, основанная на принципах разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов; народовластие, осуществляемое на основе политического и идеологического многообразия непосредственно народом, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий; полнота и гарантированность основных прав и свобод человека и гражданина и др.
Под организационными гарантиями понимаются организационные основы местного самоуправления, принципы определения компетенции органов местного самоуправления, принципы обеспечения организационной самостоятельность местного самоуправления.
Духовными гарантиями самоуправления выступают: система духовных ценностей и ориентации деятельности человека и общества в целом; уровень культуры, правосознания в обществе.
Специальные (юридические) гарантии местного самоуправления представляют собой правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления, которые установлены как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Кроме того, надо иметь в виду, что органы местного самоуправления принимают собственные нормативные акты, которые также содержат правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления (положения, уставы о местном самоуправлении и др.).
Целевое назначение гарантий состоит в том, чтобы обеспечить правовыми средствами:
- организационную и материально-финансовую самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения;
- защиту прав местного самоуправления и создание благоприятных возможностей для их наиболее полной реализации.
Рассмотрим подробнее содержание каждого вида гарантий.
Общие гарантии делятся на:
а) экономические:
- признание и равная защита государством муниципальной собственности наряду с иными формами собственности (ст. 8 Конституции РФ);
- возможность нахождения в
- самостоятельное решение
- передача необходимых
- самостоятельность местных
- право установления местных налогов и сборов (ст. 132 Конституции РФ);
- право на дотации и субвенции;
- право на компенсацию
б) политические:
- принцип разделения властей
по вертикали, как составная часть
политико-правового режима
- принцип разграничения
- природа местного
в) организационные:
- исключение органов местного
самоуправления из системы
- принцип самостоятельного
- принцип учета мнения
г) духовные:
- система духовных ценностей
и ориентаций человека в
- правосознание и правовая
- учет национальных, исторических,
культурных особенностей, традиций
и обычаев конкретных
Специально-юридические гарантии делятся на:
а) формально-юридические, представляющие собой закрепление местного самоуправления, его прав и гарантий в нормативно - правовых актах, в т.ч. в Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов РФ;
б) судебные, представляющие собой:
- возможность судебной защиты прав муниципальных образований;
-судебный порядок отмены
в) ограничительные, представляющие собой:
- запрет на ограничение прав
муниципальных образований, предоставленных
Конституцией РФ и
- устанавливающие пределы государственного контроля за деятельностью местного самоуправления (п. 14 ст. 4, ст. ст. 49, 51 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»);
г) принудительные, представляющие собой закрепление обязательности правовых актов, принятых населением и органами местного самоуправления в пределах их компетенции, для предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан, находящихся на территории соответствующего муниципального образования (ст. 44 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»).
К гарантиям, обеспечивающим организационную самостоятельность местного самоуправления, относятся закрепляемые законодательством о местном самоуправлении организационные основы местного самоуправления, принципы определения компетенции органов местного самоуправления.
Рассмотрим гарантии организационного обособления и самостоятельности местного самоуправления.
Во-первых, местное самоуправление как форма народовластия упоминается в статьях 3, 12 Конституции РФ, которые относятся к главе 1 – «Основы конституционного строя». Будучи одной из основ конституционного строя Российской Федерации, местное самоуправление является неприкосновенным как правовой демократический институт. Это положение более подробно развернуто в последующих статьях Конституции РФ, Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Так, в статье 3 названного Закона закрепляется, что права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Во-вторых, в соответствии со статьей 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов местного самоуправления. Это означает, что с точки зрения структурно-организационной местное самоуправление отделено от государственной власти.
В статье 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливается, что участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и в порядке, установленных частями 5 и 11 статьи 37 Федерального закона.
В-третьих, на основании статьи 131 Конституции РФ структуру органов местного самоуправления население определяет самостоятельно.
Ранее в статье 14 Федерального закона 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» было указание на обязательное наличие только выборных органов местного самоуправления; иные органы местного самоуправления могли образовываться только в соответствии с уставом муниципального образования. Сейчас в статье 34 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержится более мягкая формулировка, предоставляющая населению право определять в уставе муниципального образования только порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов.
В-четвертых, органы местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Перечень вопросов местного значения определяется уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законодательством, законами субъектов Российской Федерации.
В-пятых, в соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, являются обязательными для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории субъектами права; в случае неисполнения этих решений применяются меры юридической ответственности.
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления, а также решений органов местного самоуправления и их должностных лиц регулируется нормами уголовного, административного, гражданского, трудового законодательства.
В-шестых, на основании статьи 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
В-седьмых, органы местного самоуправления могут обжаловать касающиеся их решения органов государственной власти по мотивам противоречия данных решений законодательству в судебные органы в соответствии с правилами подсудности, установленными законами Российской Федерации.
В-восьмых, официальные предложения органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, которым эти предложения направлены. О результатах рассмотрения соответствующему органу местного самоуправления должен быть дан мотивированный ответ. Кроме того, представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.
В-девятых, при решении вопросов, связанных с изменением границы муниципального образования, преобразования, упразднения муниципального образования, необходимо учитывать мнение населения соответствующей территории. Об этом более подробно уже говорилось ранее.
В-десятых, в статье 9 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляется право муниципального образования иметь свою символику - герб, эмблему, флаг и другую символику, отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.
Некоторые субъекты Российской Федерации предусматривают дополнительные гарантии.
Важнейшей гарантией местного самоуправления является финансово-экономическая база местного самоуправления.