Защита прав местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 00:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение различных форм гарантий и правовой защиты местного самоуправления.
Для достижения указанной цели в ходе исследования предполагалось решить следующие задачи:
- раскрыть содержание основных понятий, используемых в правовом институте гарантий местного самоуправления;
- дать характеристику видам гарантий прав местного самоуправления;
- проанализировать теорию защиты прав местного самоуправления.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
3
1. Понятие и сущность гарантий местного самоуправления……………...
5
2. Виды гарантий местного самоуправления……………………………….
8
3. Защита прав местного самоуправления………………………………….
21
Заключение……………………………………………………………………
32
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 


 




 



 

 

 

Рис.1 – Классификация гарантий местного самоуправления

 

Деятельность органов местного самоуправления, реализация их прав осуществляются в определенных социально-экономических, политических условиях, которые, выступая в качестве важнейших основ жизнедеятельности людей в обществе и государстве, могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на процесс самоуправления. Поэтому в качестве общих гарантий прав местного самоуправления можно рассматривать те экономические, политические отношения, духовные устои и ценности общества, которые:

- служат предпосылками стимулирования развития местного самоуправления;

- обеспечивают определенную устойчивость и стабильность в деятельности органов местного самоуправления;

- создают реальные возможности для наиболее полной реализации норм, устанавливающих компетенцию органов местного самоуправления.

Экономической гарантией местного самоуправления служит экономическая система общества, в основе которой лежат принципы свободы экономической деятельности, предпринимательства и труда; разнообразия и равноправия форм собственности, включая и муниципальную собственность; их равной правовой защиты.

Политические гарантии местного самоуправления – это политико-правовой режим нашего государства, система государственной власти, основанная на принципах разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов; народовластие, осуществляемое на основе политического и идеологического многообразия непосредственно народом, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий; полнота и гарантированность основных прав и свобод человека и гражданина и др.

Под  организационными  гарантиями  понимаются  организационные  основы местного самоуправления, принципы определения компетенции  органов местного самоуправления, принципы обеспечения организационной самостоятельность местного самоуправления.

Духовными гарантиями самоуправления выступают: система духовных ценностей и ориентации деятельности человека и общества в целом; уровень культуры, правосознания в обществе.

Специальные (юридические) гарантии местного самоуправления представляют собой правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления, которые установлены как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Кроме того, надо иметь в виду, что органы местного самоуправления принимают собственные нормативные акты, которые также содержат правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления (положения, уставы о местном самоуправлении и др.).

Целевое назначение гарантий состоит в том, чтобы обеспечить правовыми средствами:

- организационную и материально-финансовую самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения;

- защиту прав местного самоуправления и создание благоприятных возможностей для их наиболее полной реализации.

Рассмотрим подробнее содержание каждого вида гарантий.

Общие гарантии делятся на:

а) экономические:

- признание и равная защита  государством муниципальной собственности наряду с иными формами собственности (ст. 8 Конституции РФ);

- возможность нахождения в муниципальной  собственности земли и других  природных ресурсов (ст. 9 Конституции  РФ);

- самостоятельное решение населением  вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (ст. ст. 130, 132 Конституции РФ);

- передача необходимых материальных  и финансовых средств при наделении  органов местного самоуправления  отдельными государственными полномочиями (ст. 132 Конституции РФ);

- самостоятельность местных бюджетов (ст. 132 Конституции РФ);

- право установления местных  налогов и сборов (ст. 132 Конституции  РФ);

- право на дотации и субвенции;

- право на компенсацию дополнительных  расходов, возникших в результате  решений, принятых органами государственной власти (ст. 133 Конституции РФ);

б) политические:

- принцип разделения властей  по вертикали, как составная часть  политико-правового режима государства, частью которого можно считать  наличие муниципальной власти (ст. ст. 10, 12 Конституции РФ);

- принцип разграничения полномочий  между федерацией, органами государственной  власти регионов и органами  местного самоуправления, наличие  законодательно определенных вопросов  местного значения, а, следовательно, определение исключительной компетенции местного самоуправления в решении вопросов местного значения;

- природа местного самоуправления, заключающаяся в признании за  местным самоуправлением одинакового  с государственной властью источника - народа РФ, следовательно, признание  публичного характера муниципальной власти;

в) организационные:

- исключение органов местного  самоуправления из системы органов  государственной власти (ст. 12 Конституции  РФ);

- принцип самостоятельного определения  населением структуры органов  местного самоуправления (ст. 131 Конституции РФ);

- принцип учета мнения населения  при изменении границ территорий, на которых осуществляется местное  самоуправление (ст. 131 Конституции  РФ);

г) духовные: 

- система духовных ценностей  и ориентаций человека в обществе  и общества в целом;

- правосознание и правовая культура  населения;

- учет национальных, исторических, культурных особенностей, традиций  и обычаев конкретных территорий (ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»).

Специально-юридические гарантии делятся на:

а) формально-юридические, представляющие собой закрепление местного самоуправления, его прав и гарантий в нормативно - правовых актах, в т.ч. в Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов РФ;

б) судебные, представляющие собой:

- возможность судебной защиты прав муниципальных образований;

-судебный порядок отмены решений, принятых населением или органами  местного самоуправления (ст. 133 Конституции  РФ, ст.46 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»);

в) ограничительные, представляющие собой:

- запрет на ограничение прав  муниципальных образований, предоставленных  Конституцией РФ и Федеральными  Законами (ст. 133 Конституции РФ, ст. 43 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»);

- устанавливающие пределы государственного контроля за деятельностью местного самоуправления (п. 14 ст. 4, ст. ст. 49, 51 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»);

г) принудительные, представляющие собой закрепление обязательности правовых актов, принятых населением и органами местного самоуправления в пределах их компетенции, для предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан, находящихся на территории соответствующего муниципального образования (ст. 44 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»).

К гарантиям, обеспечивающим организационную самостоятельность местного самоуправления, относятся закрепляемые законодательством о местном самоуправлении организационные основы местного самоуправления, принципы определения компетенции органов местного самоуправления.

Рассмотрим гарантии организационного обособления и самостоятельности местного самоуправления.

Во-первых, местное самоуправление как форма народовластия упоминается в статьях 3, 12 Конституции РФ, которые относятся к главе 1 – «Основы конституционного строя». Будучи одной из основ конституционного строя Российской Федерации, местное самоуправление является неприкосновенным как правовой демократический институт. Это положение более подробно развернуто в последующих статьях Конституции РФ, Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Так, в статье 3 названного Закона закрепляется, что права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Во-вторых, в соответствии со статьей 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов местного самоуправления. Это означает, что с точки зрения структурно-организационной местное самоуправление отделено от государственной власти.

В статье 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливается, что участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и в порядке, установленных частями 5 и 11 статьи 37 Федерального закона.

В-третьих, на основании статьи 131 Конституции РФ структуру органов местного самоуправления население определяет самостоятельно.

Ранее в статье 14 Федерального закона 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» было указание на обязательное наличие только выборных органов местного самоуправления; иные органы местного самоуправления могли образовываться только в соответствии с уставом муниципального образования. Сейчас в статье 34 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержится более мягкая формулировка, предоставляющая населению право определять в уставе муниципального образования только порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов.

В-четвертых, органы местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Перечень вопросов местного значения определяется уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законодательством, законами субъектов Российской Федерации.

В-пятых, в соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, являются обязательными для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории субъектами права; в случае неисполнения этих решений применяются меры юридической ответственности.

Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления, а также решений органов местного самоуправления и их должностных лиц регулируется нормами уголовного, административного, гражданского, трудового законодательства.

В-шестых, на основании статьи 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

В-седьмых, органы местного самоуправления могут обжаловать касающиеся их решения органов государственной власти по мотивам противоречия данных решений законодательству в судебные органы в соответствии с правилами подсудности, установленными законами Российской Федерации.

В-восьмых, официальные предложения органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, которым эти предложения направлены. О результатах рассмотрения соответствующему органу местного самоуправления должен быть дан мотивированный ответ. Кроме того, представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.

В-девятых, при решении вопросов, связанных с изменением границы муниципального образования, преобразования, упразднения муниципального образования, необходимо учитывать мнение населения соответствующей территории. Об этом более подробно уже говорилось ранее.

В-десятых, в статье 9 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляется право муниципального образования иметь свою символику - герб, эмблему, флаг и другую символику, отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.

Некоторые субъекты Российской Федерации предусматривают дополнительные гарантии.

Важнейшей гарантией местного самоуправления является финансово-экономическая база местного самоуправления.

Информация о работе Защита прав местного самоуправления