Защита прав местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 00:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение различных форм гарантий и правовой защиты местного самоуправления.
Для достижения указанной цели в ходе исследования предполагалось решить следующие задачи:
- раскрыть содержание основных понятий, используемых в правовом институте гарантий местного самоуправления;
- дать характеристику видам гарантий прав местного самоуправления;
- проанализировать теорию защиты прав местного самоуправления.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
3
1. Понятие и сущность гарантий местного самоуправления……………...
5
2. Виды гарантий местного самоуправления……………………………….
8
3. Защита прав местного самоуправления………………………………….
21
Заключение……………………………………………………………………
32
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

Муниципальные образования имеют возможность отстаивать свои интересы по вопросам местного самоуправления в Совете по местному самоуправлению в Российской Федерации. Совет по местному самоуправлению в Российской Федерации является координационным центром при Президенте РФ, обеспечивающим рассмотрение важнейших вопросов развития местного самоуправления и подготовку соответствующих предложений Президенту РФ. К основным задачам Совета относятся: разработка государственной политики в области местного самоуправления и мер по ее реализации; рассмотрение проектов федеральных законов, а также проектов указов и распоряжений Президента РФ по вопросам местного самоуправления; рассмотрение проектов федеральных программ, затрагивающих вопросы местного самоуправления, и др.

Правовая защита интересов и прав местного самоуправления обеспечивается федеральными и региональными программами развития местного самоуправления, принятие которых предусматривает Закон об общих принципах организации местного самоуправления (ст. 4 и 5).

В статье 12 Гражданского кодекса РФ дается перечень способов защиты прав. Защита прав может осуществляться путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Все вышеназванные способы активно используются. Наиболее значимыми и эффективными способами судебной защиты являются:

- оспаривание гражданами решений  и действий различных органов государственной власти и должностных лиц, нарушающих их право на местное самоуправление;

- оспаривание органами местного самоуправления решений и действий органов законодательной (представительной) и исполнительной государственной власти субъектов РФ и федеральных органов государственной власти;

- разрешение споров о компетенции  органов местного самоуправления между собой, а также между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов РФ.

Следует особо подчеркнуть, что правом на судебную защиту обладают не только органы местного самоуправления, но и граждане, проживающие на территории муниципального образования, а также должностные лица органов местного самоуправления.

Значительное место среди судебных решений занимают решения Конституционного Суда РФ. Востребованность Конституционного Суда РФ проявляется как в значительном количестве обращений в Конституционный Суд РФ по вопросам местного самоуправления – они составляют почти треть от всех, касающихся организации публичной власти, включая наряду с муниципальной также законодательную, исполнительную и судебную, - так и в существенном, новаторском, развивающемся и достаточно кардинальном характере правовых позиций, сформулированных в решениях Конституционного Суда РФ.2

Ни Конституция РФ, ни Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» не называют муниципальные образования, органы местного самоуправления, их должностных лиц в качестве надлежащих субъектов обращения в Конституционный Суд РФ. Этот вопрос несколько раз был предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ.

Обращение в Конституционный Суд РФ органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляется в целом по той же процедуре, что и обращения граждан. Однако необходимо разъяснить некоторые условия обращения:

1. Обращение органов или должностных  лиц местного самоуправления в Конституционный Суд РФ возможно только при наличии предшествующего решения суда, причем стороной в этом деле должен быть обязательно этот орган (это лицо).

2. Право этого органа обращаться  в суды от имени муниципального образования должно быть указано в уставе муниципального образования.

3. Предметом оспаривания в Конституционном  Суде РФ органом местного самоуправления от имени муниципального образования может быть акт, нарушающий права муниципального образования.

На практике чаще всего обращаются не в Конституционный Суд РФ, а в суды общей юрисдикции или в арбитражные суды. Большинство споров касаются вопросов организации деятельности местного самоуправления (назначение выборов, референдумов, регистрация уставов муниципальных образований, назначение должностных лиц, формирование структуры органов местного самоуправления и т. п.), а также установления местных налогов и сборов, формирования и исполнения местных бюджетов.

Одним из самых сложных вопросов является разграничение подведомственности дел, правильное выявление предмета спора. Достаточно сложным является определение подведомственности и предмета спора по делам, по которым выявляется несколько связанных между собой требований, часть из которых подведомственна суду общей юрисдикции, а часть – арбитражному суду. Такие ситуации были предметом анализа и арбитражных судов, и судов общей юрисдикции. Анализ судебной практики позволяет сделать вывод о том, что такие дела подведомственны судам общей юрисдикции.

В Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и Президиуме Верховного Суда РФ был обсужден возникший в судебной практике вопрос о подведомственности судам дел по спорам, возникающим из налоговых и бюджетных отношений, между муниципальными образованиями: о перераспределении поступлений от налогов и взыскании с одного муниципального образования в пользу другого денежных сумм, неправомерно, по мнению истца, зачисленных в бюджет ответчика; об оспаривании одним муниципальным образованием решений другого муниципального образования относительно распределения поступлений в бюджет от федеральных и региональных налогов и т.п.

По итогам обсуждений был сделан следующий вывод. Дела с участием муниципальных образований, в том числе и возникающие из налоговых и бюджетных отношений, подведомственны арбитражным судам лишь в том случае, если федеральным законом они прямо отнесены к их ведению. Поскольку в настоящее время отсутствуют федеральные законы, относящиеся к компетенции арбитражных судов, а Арбитражный процессуальный кодекс РФ прямо не относит указанные дела к ведению арбитражных судов, то дела по спорам, возникающим из налоговых и бюджетных отношений, между муниципальными образованиями подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции.

Споры между муниципальными образованиями и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по поводу перечисления денежных средств в бюджет муниципального образования подведомственны судам общей юрисдикции, поскольку ни Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, ни какой-либо другой федеральный закон не относит к ведению арбитражных судов споры, вытекающие из бюджетных правоотношений.

Отдельно следует остановиться на вопросах обжалования нормативных и ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц. Дела об оспаривании органами местного самоуправления нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов занимают значительное место в деятельности судов общей юрисдикции.

В силу статьи 133 Конституции Российской Федерации одной из гарантий местного самоуправления является право на судебную защиту. В связи с этим органы местного самоуправления, главы муниципальных образований вправе обращаться в суды с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов не только по основаниям нарушения их компетенции (часть 2 статьи 251 ГПК РФ), но также и нарушения оспариваемым нормативным правовым актом других прав местного самоуправления.

Наряду с судебной формой защиты законодательством России предусматриваются другие правовые гарантии защиты местного самоуправления. К ним относятся:

- право органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на обращение в органы государственной власти, к государственным должностным лицам;

- обращение органов местного самоуправления по вопросам своей деятельности к предприятиям, учреждениям, организациям;

- представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации;

- правовая защита местного самоуправления гарантируется деятельностью соответствующих государственных органов: Прокуратура РФ, Министерство юстиции РФ, Совет по местному самоуправлению при Президенте РФ;

- принятие федеральных, региональных программ развития местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

По итогам изучения темы можно заключить следующее.

Гарантии местного самоуправления включают: систему гарантий; гарантии, обеспечивающие организационную и финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления; судебную и иные правовые формы защиты местного самоуправления.

Гарантии местного самоуправления – это совокупность условий и средств, обеспечивающих реализацию и защиту прав населения муниципального образования на осуществление местного самоуправления.

Деятельность органов местного самоуправления, реализация их прав осуществляется в определенных социально-экономических и политических условиях, которые оказывают влияние на процесс самоуправления. Поэтому в качестве общих гарантий прав местного самоуправления можно рассматривать те экономические, политические отношения, духовные устои и ценности общества, которые стимулируют развитие местного самоуправления, обеспечивают устойчивость и стабильность в деятельности органов местного самоуправления, создают реальные возможности для наиболее полной реализации полномочий органов местного самоуправления.

Специально-юридические гарантии местного самоуправления представляют собой правовые средства обеспечения осуществления местного самоуправления, защиты его прав и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации функций. 

Судебная защита прав местного самоуправления обеспечивается всеми видами судопроизводства (конституционным, гражданским, административным и уголовным).

Правом на судебную защиту обладают граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления, а также должностные лица органов местного самоуправления.

Многие проблемы местного самоуправления на современном этапе обуславливаются общими процессами, происходящими в российском обществе. Только в соотношении с государственным управлением, характером и степенью их взаимосвязи, становлением правовой системы защиты и созданием условий реализации прав местного самоуправления, будет обеспечиваться эффективное управление на территориях местных сообществ.

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации  от 12 декабря 1993 г. // СПС «Консультант+».- 17.03.2008 г.

2. Гражданский кодекс Российской  Федерации (по состоянию на 28.08.2012 г.) ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ", 2012. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.garant.ru›files/9/2/343529. – Загл. с экрана.

3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) (действующая редакция). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ popular/selfgovernment. – Загл. с экрана.

4. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СПС «Консультант+».- 17.03.2008 г.

 

Учебная литература

1. Игнатюк Н.А, Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебное пособие. – М.: Юстицинформ, 2007. – 312 с.

2. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2006 – 423 с.

3. Муниципальное право России: учебник. / отв. ред. С.А. Авакьян. – М.: Проспект, 2009. – 544 с.

4. Чеботарев Г.Н., Черепанов М.А., Шишкин А.А. Муниципальное право Российской Федерации: Учебно-метод. комплекс. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 2001.  – 252 с.

5. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 672 с.

 

Периодические издания

1. Дементьев А. О некоторых проблемах законодательного регулирования судебной защиты прав местного самоуправления.// Муниципальное право.- 2006. - № 2. - С. 78-83.

2. Замотаев А. Правовое обеспечение местного самоуправления.// Российская юстиция - 2005. - № 9. - С.37-38.

3. Сергеев А. Судебная защита прав местного самоуправления.// Муниципальная власть.- 2005. - № 6. - С. 45-48.

 

Электронные ресурсы

1. Корицкая В.В. Формы судебной защиты местного самоуправления [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.dvncms.khv.ru/node/343. – Загл. с экрана.

Информация о работе Защита прав местного самоуправления