Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 00:27, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение различных форм гарантий и правовой защиты местного самоуправления.
Для достижения указанной цели в ходе исследования предполагалось решить следующие задачи:
- раскрыть содержание основных понятий, используемых в правовом институте гарантий местного самоуправления;
- дать характеристику видам гарантий прав местного самоуправления;
- проанализировать теорию защиты прав местного самоуправления.
Введение………………………………………………………………………
3
1. Понятие и сущность гарантий местного самоуправления……………...
5
2. Виды гарантий местного самоуправления……………………………….
8
3. Защита прав местного самоуправления………………………………….
21
Заключение……………………………………………………………………
32
Список использованной литературы…………
Муниципальные образования имеют возможность отстаивать свои интересы по вопросам местного самоуправления в Совете по местному самоуправлению в Российской Федерации. Совет по местному самоуправлению в Российской Федерации является координационным центром при Президенте РФ, обеспечивающим рассмотрение важнейших вопросов развития местного самоуправления и подготовку соответствующих предложений Президенту РФ. К основным задачам Совета относятся: разработка государственной политики в области местного самоуправления и мер по ее реализации; рассмотрение проектов федеральных законов, а также проектов указов и распоряжений Президента РФ по вопросам местного самоуправления; рассмотрение проектов федеральных программ, затрагивающих вопросы местного самоуправления, и др.
Правовая защита интересов и прав местного самоуправления обеспечивается федеральными и региональными программами развития местного самоуправления, принятие которых предусматривает Закон об общих принципах организации местного самоуправления (ст. 4 и 5).
В статье 12 Гражданского кодекса РФ дается перечень способов защиты прав. Защита прав может осуществляться путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Все вышеназванные способы активно используются. Наиболее значимыми и эффективными способами судебной защиты являются:
- оспаривание гражданами
- оспаривание органами местного самоуправления решений и действий органов законодательной (представительной) и исполнительной государственной власти субъектов РФ и федеральных органов государственной власти;
- разрешение споров о
Следует особо подчеркнуть, что правом на судебную защиту обладают не только органы местного самоуправления, но и граждане, проживающие на территории муниципального образования, а также должностные лица органов местного самоуправления.
Значительное место среди судебных решений занимают решения Конституционного Суда РФ. Востребованность Конституционного Суда РФ проявляется как в значительном количестве обращений в Конституционный Суд РФ по вопросам местного самоуправления – они составляют почти треть от всех, касающихся организации публичной власти, включая наряду с муниципальной также законодательную, исполнительную и судебную, - так и в существенном, новаторском, развивающемся и достаточно кардинальном характере правовых позиций, сформулированных в решениях Конституционного Суда РФ.2
Ни Конституция РФ, ни Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» не называют муниципальные образования, органы местного самоуправления, их должностных лиц в качестве надлежащих субъектов обращения в Конституционный Суд РФ. Этот вопрос несколько раз был предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ.
Обращение в Конституционный Суд РФ органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляется в целом по той же процедуре, что и обращения граждан. Однако необходимо разъяснить некоторые условия обращения:
1. Обращение органов или
2. Право этого органа обращаться в суды от имени муниципального образования должно быть указано в уставе муниципального образования.
3. Предметом оспаривания в
На практике чаще всего обращаются не в Конституционный Суд РФ, а в суды общей юрисдикции или в арбитражные суды. Большинство споров касаются вопросов организации деятельности местного самоуправления (назначение выборов, референдумов, регистрация уставов муниципальных образований, назначение должностных лиц, формирование структуры органов местного самоуправления и т. п.), а также установления местных налогов и сборов, формирования и исполнения местных бюджетов.
Одним из самых сложных вопросов является разграничение подведомственности дел, правильное выявление предмета спора. Достаточно сложным является определение подведомственности и предмета спора по делам, по которым выявляется несколько связанных между собой требований, часть из которых подведомственна суду общей юрисдикции, а часть – арбитражному суду. Такие ситуации были предметом анализа и арбитражных судов, и судов общей юрисдикции. Анализ судебной практики позволяет сделать вывод о том, что такие дела подведомственны судам общей юрисдикции.
В Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и Президиуме Верховного Суда РФ был обсужден возникший в судебной практике вопрос о подведомственности судам дел по спорам, возникающим из налоговых и бюджетных отношений, между муниципальными образованиями: о перераспределении поступлений от налогов и взыскании с одного муниципального образования в пользу другого денежных сумм, неправомерно, по мнению истца, зачисленных в бюджет ответчика; об оспаривании одним муниципальным образованием решений другого муниципального образования относительно распределения поступлений в бюджет от федеральных и региональных налогов и т.п.
По итогам обсуждений был сделан следующий вывод. Дела с участием муниципальных образований, в том числе и возникающие из налоговых и бюджетных отношений, подведомственны арбитражным судам лишь в том случае, если федеральным законом они прямо отнесены к их ведению. Поскольку в настоящее время отсутствуют федеральные законы, относящиеся к компетенции арбитражных судов, а Арбитражный процессуальный кодекс РФ прямо не относит указанные дела к ведению арбитражных судов, то дела по спорам, возникающим из налоговых и бюджетных отношений, между муниципальными образованиями подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции.
Споры между муниципальными образованиями и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по поводу перечисления денежных средств в бюджет муниципального образования подведомственны судам общей юрисдикции, поскольку ни Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, ни какой-либо другой федеральный закон не относит к ведению арбитражных судов споры, вытекающие из бюджетных правоотношений.
Отдельно следует остановиться на вопросах обжалования нормативных и ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц. Дела об оспаривании органами местного самоуправления нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов занимают значительное место в деятельности судов общей юрисдикции.
В силу статьи 133 Конституции Российской Федерации одной из гарантий местного самоуправления является право на судебную защиту. В связи с этим органы местного самоуправления, главы муниципальных образований вправе обращаться в суды с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов не только по основаниям нарушения их компетенции (часть 2 статьи 251 ГПК РФ), но также и нарушения оспариваемым нормативным правовым актом других прав местного самоуправления.
Наряду с судебной формой защиты законодательством России предусматриваются другие правовые гарантии защиты местного самоуправления. К ним относятся:
- право органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на обращение в органы государственной власти, к государственным должностным лицам;
- обращение органов местного самоуправления по вопросам своей деятельности к предприятиям, учреждениям, организациям;
- представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации;
- правовая защита местного самоуправления гарантируется деятельностью соответствующих государственных органов: Прокуратура РФ, Министерство юстиции РФ, Совет по местному самоуправлению при Президенте РФ;
- принятие федеральных, региональных программ развития местного самоуправления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам изучения темы можно заключить следующее.
Гарантии местного самоуправления включают: систему гарантий; гарантии, обеспечивающие организационную и финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления; судебную и иные правовые формы защиты местного самоуправления.
Гарантии местного самоуправления – это совокупность условий и средств, обеспечивающих реализацию и защиту прав населения муниципального образования на осуществление местного самоуправления.
Деятельность органов местного самоуправления, реализация их прав осуществляется в определенных социально-экономических и политических условиях, которые оказывают влияние на процесс самоуправления. Поэтому в качестве общих гарантий прав местного самоуправления можно рассматривать те экономические, политические отношения, духовные устои и ценности общества, которые стимулируют развитие местного самоуправления, обеспечивают устойчивость и стабильность в деятельности органов местного самоуправления, создают реальные возможности для наиболее полной реализации полномочий органов местного самоуправления.
Специально-юридические гарантии местного самоуправления представляют собой правовые средства обеспечения осуществления местного самоуправления, защиты его прав и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации функций.
Судебная защита прав местного самоуправления обеспечивается всеми видами судопроизводства (конституционным, гражданским, административным и уголовным).
Правом на судебную защиту обладают граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления, а также должностные лица органов местного самоуправления.
Многие проблемы местного самоуправления на современном этапе обуславливаются общими процессами, происходящими в российском обществе. Только в соотношении с государственным управлением, характером и степенью их взаимосвязи, становлением правовой системы защиты и созданием условий реализации прав местного самоуправления, будет обеспечиваться эффективное управление на территориях местных сообществ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные акты
1. Конституция Российской
2. Гражданский кодекс Российской
Федерации (по состоянию на 28.08.2012 г.) ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ",
2012. [Электронный ресурс] – Режим
доступа: www.garant.ru›files/9/2/343529
3. Федеральный закон «Об общих принципах организаци
4. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СПС «Консультант+».- 17.03.2008 г.
Учебная литература
1. Игнатюк Н.А, Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебное пособие. – М.: Юстицинформ, 2007. – 312 с.
2. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2006 – 423 с.
3. Муниципальное право России: учебник. / отв. ред. С.А. Авакьян. – М.: Проспект, 2009. – 544 с.
4. Чеботарев Г.Н., Черепанов М.А., Шишкин А.А. Муниципальное право Российской Федерации: Учебно-метод. комплекс. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 2001. – 252 с.
5. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 672 с.
Периодические издания
1. Дементьев А. О некоторых проблемах законодательного регулирования судебной защиты прав местного самоуправления.// Муниципальное право.- 2006. - № 2. - С. 78-83.
2. Замотаев А. Правовое обеспечение местного самоуправления.// Российская юстиция - 2005. - № 9. - С.37-38.
3. Сергеев А. Судебная защита прав местного самоуправления.// Муниципальная власть.- 2005. - № 6. - С. 45-48.
Электронные ресурсы
1. Корицкая В.В. Формы судебной защиты местного самоуправления [Электронный ресурс] – Режим
доступа: http://www.dvncms.khv.ru/node/