Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 14:45, контрольная работа
Цель данной контрольной работы – проанализировать значение Конституции РФ для развития местного самоуправления и формирования муниципального права как самостоятельной правовой отрасли.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Конституция РФ как источник муниципального права 4
2. Конституционные основы местного самоуправления 7
3. Роль Конституции РФ в формировании и развитии муниципального права 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Муниципальное право»
СОДЕРЖАНИЕ
Возникшее в начале 1990-х годов, муниципальное право принадлежит к разряду относительно новых, молодых отраслей российского права. Они появились под воздействием новых правовых идей, сформировались под влиянием новых, прежде незнакомых отечественной практике, общественных отношений. Для муниципального права такой идеей стало местное самоуправление, его отношения, кстати сказать, весьма сложные и многоплановые. Одновременно местное самоуправление явилось для муниципального права предметом его регулирования.
За прошедшее время положение муниципального права в системе российского права значительно упрочилось. Это вполне закономерно, учитывая, что муниципально-правовые нормы регламентируют деятельность органов местного самоуправления, образующих самостоятельный уровень публичной власти, определяют территориальные, правовые и финансово-экономические основы их функционирования.
Между тем не все теоретические проблемы муниципального права решены полностью. До сего времени не утихают споры относительно его статуса. Часть авторов придает муниципальному праву значение самостоятельной правовой отрасли, обладающей набором признаков, указывающих на ее своеобразие. Противники данного подхода считают, что муниципальное право выступает в роли подотрасли конституционного и административного права соответственно. В среде специалистов по муниципальному праву нет полного единодушия относительно состава общественных отношений, образующих предмет его правового регулирования. Это неудивительно, принимая во внимание «молодость» муниципального права и как отрасли права, и как отрасли юридической науки, и как учебной дисциплины.
Цель данной контрольной работы – проанализировать значение Конституции РФ для развития местного самоуправления и формирования муниципального права как самостоятельной правовой отрасли.
Конституция — «правовой акт обладающий наивысшей юридической силой, регламентирующий территориальное устройство, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем, основы судебной системы, основы правового статуса личности»1.
По форме Конституция - всегда документ государства, т.е. это правовой акт, основной закон страны, принимаемый парламентом, специальной конституционной ассамблеей, непосредственно голосованием народа (об этом мы поговорим подробнее чуть позже), имеющий, следовательно, государственно-обязательную, причем высшую силу; т.е. конституция стоит на первом месте в законодательстве страны и содержит исходные начала национальной системы права. А по сути и содержанию конституция - конечно, документ и общества, и государства. Иначе говоря, конституция - политический документ. Главные вопросы ее содержания - о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства. Конституционные нормы являются основополагающими для деятельности государственных органов, политических партий и иных общественных объединений, должностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на ее территории иностранцев.
Принятие конституций
обусловлено факторами
Конституция РФ определяет и закрепляет важнейшие начала общественной и государственной жизни России: основные права и свободы человека и гражданина, форму правления и форму государственного устройства, структуру государственного механизма, избирательную систему, порядок формирования представительных и иных государственных органов, а также принципы их образования и деятельности.
Источник права - это «действующий в государстве официальный документ, устанавливающий или санкционирующий нормы права; внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения»2.
Источники муниципального права – «правовые акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие правовые нормы, направленные на регулирование муниципальных отношений»3.
В Конституции РФ как источнике муниципального права содержатся4:
Глава 8 (ст. 130–133) Конституции РФ посвящена местному самоуправлению.
Первостепенная задача местного самоуправления – обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Конституция определят основные пути осуществления местного самоуправления:
Конституция РФ:
Также Конституция РФ обладает высшей юридической силой на территории Российской Федерации. Это означает, что в случае противоречия между нормой Конституции РФ и нормой другого правового акта действует конституционная норма. Все нормативно-правовые акты РФ издаются во исполнение и на основании Конституции, в том числе и акты о местном самоуправлении.
Таким образом, Конституция РФ является базовым, основным источником муниципального права. Поэтому в рамках анализа роли Конституции РФ в развитии местного самоуправления необходимо рассмотреть конституционные основы местного самоуправления.
.
.
Конституция 1993 г. (ч. 2 ст. 3) впервые относит местное самоуправление к числу основ конституционного строя России и определяет его в качестве самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти5.
Тем самым впервые на конституционном уровне закреплено существование самостоятельной от государства системы власти народа, созданной для решения вопросов местного значения. В этой связи представляется бесспорным, что степень развитости и самостоятельности местного самоуправления является одним из важнейших показателей уровня демократизма системы управления обществом и государством.
Конституционное признание
такой основополагающей роли местного
самоуправления означает необходимость
обеспечения его
Это означает, что государственные органы не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления, образовывать такие органы, назначать должностных лиц местного самоуправления, отменять их решения (отмена данных решений возможна в судебном порядке), давать указания относительно распоряжения объектами собственности, финансовыми средствами и т.д. Служащие органов местного самоуправления относятся законом к отдельной от государственных служащих категории — муниципальных служащих. Кроме того, согласно части 1 ст. 131 Конституции структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Организационное обособление местного самоуправления в общей системе управления обществом обеспечивается также с помощью гарантий, закрепляемых в различных статьях главы 8 «Местное самоуправление» Конституции.
Так, в статье 130 закрепляются экономические гарантии такой обособленности, основу которых составляет муниципальная собственность, владение, пользование и распоряжение которой осуществляется населением самостоятельно.
В статье 131 — гарантии территориального верховенства (самостоятельности) местного самоуправления. К их числу Конституция относит основной круг территорий, на которых может осуществляться местное самоуправление (городские, сельские поселения); запреты йа изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, без учета мнения населения соответствующих территорий.
В статье 132 определяется круг вопросов местного значения (предметы ведения местного самоуправления) в решении которых органы местного самоуправления самостоятельны: управление муниципальной собственностью; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов; осуществление охраны общественного порядка; решение иных вопросов местного значения.
В статье 133 закрепляются правовые гарантии обеспеченности самостоятельности местного самоуправления, которые законодатель связывает с правом местного самоуправления на судебную защиту; правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; запретами на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Закрепляемый статьей 12 Конституции принцип организационного обособления и самостоятельности местного самоуправления в общей системе управления обществом и государством не означает, что органы местного самоуправления отделены от государства.
Закрепленное в Конституции Российской Федерации положение о высшей юридической силе и прямом действии основного закона Российского государства означает, что все конституционные нормы, в том числе по вопросам организации местного самоуправления, имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел по искам о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации.
Муниципальное право – «система правовых норм, регулирующих вопросы местного самоуправления. Это одна из наиболее молодых отраслей российской системы права»6.
Хотя основы местного самоуправления начали формироваться в России с XIV в., а земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы Александра II пытались ввести демократическое управление на местах, российское муниципальное право стало развиваться лишь с 90-х г. ХХ в.
В советский период развития России господствовала концепция полновластия советов, предусматривавшая избрание местных советов в качестве органов государственной власти на местах. Они должны были, с одной стороны, формировать местные органы управления, представлять местное население и решать вопросы местного значения, а с другой - защищать государственные интересы и решать общенациональные задачи. Предусматривалась иерархия этих местных представительных учреждений, в конечном счете подчиненных Верховному Совету СССР. Управление на местах рассматривалось в качестве одной из форм государственного управления, а местное самоуправление (муниципализм) отвергалось как чуждый для советской власти буржуазный принцип. Местное самоуправление получило официальное признание и статус самостоятельной формы народовластия сначала в принятом в 1990 г. Верховным Советом СССР Законе «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», а затем - в Законе РСФСР «О местном самоуправлении» 1991 г7.
Конституция Российской Федерации 1993 г., принципиально отказавшаяся от советских терминов «местные органы государственной власти и управления», определила понятие и принципы местного самоуправления в РФ8.
Местное самоуправление рассматривается в Конституции, во-первых, в качестве одной из форм народовластия, одной из основ конституционного строя. Следовательно, отказаться от местного самоуправления нельзя, не нарушив тем самым основ конституционного строя Российской Федерации. С другой стороны, понятие местного самоуправления используется в связи с определением правового положения человека и гражданина. Право осуществлять местное самоуправление признано неотъемлемым конституционным правом гражданина. Значит, любой гражданин Российской Федерации, где бы он ни проживал, должен иметь возможность реализовать свое конституционное право на осуществление местного самоуправления.
Принятый на основе конституционных норм Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. конкретизировал конституционные принципы осуществления и организации власти на местах.
Поскольку в соответствии с п. "н" ст. 72 Конституции РФ «установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления» относится к совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов, то нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации также регулируют вопросы местного самоуправления.