Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 16:25, реферат

Описание работы

Административная ответственность — это применение государствен¬ными органами, должностными лицами и представителями власти уста¬новленных государством мер административного воздействия к гражда¬нам, а в соответствующих случаях — и к организациям за совершенные административные правонарушения.
Административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности — уголовной, дисциплинарной, материальной.

Содержание работы

Административная ответственность…………………………………..………..3
Место жительства граждан………………………………………………...……5
Безвестное отсутствие……………………………………………………………7
Объявление гражданина умершим…………………………………..……….10
Понятие, стороны и основания возникновения обязательств………………13
Список используемой литературы……………………………………………24

Файлы: 1 файл

контрольная работа 1.docx

— 51.52 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Административная  ответственность…………………………………..………..3

Место жительства граждан………………………………………………...……5

Безвестное  отсутствие……………………………………………………………7

Объявление  гражданина умершим…………………………………..……….10

Понятие, стороны и основания возникновения  обязательств………………13

Список  используемой литературы……………………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Административная ответственность.

 

Административная  ответственность — это применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного воздействия к гражданам, а в соответствующих случаях — и к организациям за совершенные административные правонарушения.

Административная  ответственность имеет общие  черты с другими видами юридической  ответственности — уголовной, дисциплинарной, материальной. Это выражается в принудительном характере мер воздействия на правонарушителей, отрицательной оценке их поведения и наступлении для них неблагоприятных последствий, в общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности по воспитанию правонарушителей и предупреждению правонарушений. В то же время административная ответственность имеет свои специфические особенности, характерные признаки.

1. Административная  ответственность регулируется КоАП, Таможенным и Налоговым кодексами РФ, Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, рядом федеральных законов об ответственности юридических лиц за административные правонарушения, а также некоторыми подзаконными актами. В целях полной кодификации нормативно-правовой базы в этой области подготовлен проект нового КоАП.

Согласно  действующему законодательству, устанавливать  административную ответственность могут не только органы

законодательной власти, а в пределах своей компетенции  — органы исполнительной власти (Правительство  РФ, правительства и администрация  субъектов Федерации), а при стихийных  бедствиях и эпидемиях—также и органы местного самоуправления. Путем издания правовых норм ими определяются основания ответственности, процедура рассмотрения дел о правонарушениях, меры, которые могут применяться к нарушителям, и порядок реализации этих мер. Совокупность таких материальных и процессуальных норм и регулируемых ими отношений образует правовой институт административной ответственности, который представляет собой важнейшую часть административного права, подобно тому значению, которое имеют институты уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности в соответствующих отраслях права.

Согласно  ст. 72 Конституции, административное и  административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Однако вопрос о компетенции органов государственной власти субъектов Федерации в области установления и реализации ответственности за административные правонарушения, хотя и предусмотрен действующим КоАП, пока не разрешен.

Необходимо  также иметь в виду, что административную ответственность предусматривают не только нормы административного права, но и ряда других отраслей права (трудового, финансового, земельного и др.).

2. Главное  различие между административной  и другими видами ответственности  (уголовной, дисциплинарной, материальной) заключается в основании ответственности. Для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного проступка, т. е. совокупности специфических признаков, по которым проводится отличие административного проступка от преступления, дисциплинарного проступка и неправомерных действий, вызывающих последствия имущественного характера.

3. Субъектами  административной ответственности  являются не только физические, но и юридические лица —  предприятия, учреждения, организации. Государственные служащие несут административную ответственность по общим правилам, наравне с остальными гражданами России.

4. За  совершение административного правонарушения  применяются административные взыскания, а в некоторых случаях — иные меры воздействия (например, дисциплинарные). Для административной ответственности характерно и наличие специфических оснований, условий и последствий освобождения от нее лиц, совершивших административные правонарушения, или замены административных взысканий другими мерами воздействия (мерами общественного воздействия, иными мерами).

5. В отличие  от дисциплинарной ответственности,  при которой между органом  или руководителем, применяющим  меры взыскания, и лицом, привлекаемым  к ответственности, существуют  отношения подчиненности, при административной ответственности таких отношений нет. Административные взыскания применяются широким кругом специально уполномоченных на то органов (должностных лиц) исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами и мировыми судьями.

6. Административной  ответственности присущ особый  процессуальный порядок применения. Он изложен в КоАП, а также в ряде федеральных законов, не вошедших в Кодекс. По сравнению с судебным процессом по гражданским и уголовным делам он сравнительно прост, что создает условия для оперативного и экономного разрешения дел об административных правонарушениях. В то же время он содержит необходимые гарантии законности, осуществления права граждан на защиту.

7. Имеются  также особенности наложения  и действия административных взысканий. К таким особенностям относятся: принципы наложения взысканий; обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность; исчисление сроков административного взыскания и сроков их давности; порядок возмещения причиненного административным правонарушением имущественного ущерба и др.

 

 

15. Место жительства  граждан. Безвестное отсутствие. Объявление гражданина умершим.

 

  1. Место жительства гражданина

 

Индивидуализирующим гражданина признаком является его место жительства (ст. 20 ГК). Регламентация гражданским законодательством вопроса о месте жительства имеет важное практическое значение. Охрана прав и интересов граждан, обеспечение стабильности, устойчивости гражданских отношений, учет государственных и общественных интересов требуют определенности в вопросе о месте постоянного или преимущественного проживания граждан. Исполнение обязательств, открытие наследства и многие другие гражданско-правовые действия совершаются в месте жительства гражданина. Место жительства позволяет более точно конкретизировать субъекта гражданского права. Так, нередки случаи полного совпадения имени, фамилии и отчества у различных граждан, однако, совпадение места жительства встречается крайне редко. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Закон предусматривает определение места жительства по преимущественному месту нахождения гражданина, то есть тому месту, где он находится наиболее часто и наиболее продолжительное время. Граждане вправе сами выбирать себе место жительства, однако это право может быть ограничено (закрытые военные городки; зоны экологического бедствия и т. п.). Кроме этого граждане обязаны регистрироваться по месту жительства и по месту пребывания в пределах РФ. Гражданский кодекс Российской Федерации не воспринял идеи множественности мест жительства, закрепляемой правом некоторых зарубежных стран; содержание ст.20 позволяет заключить, что кодекс исходит из положения о том, что у гражданина может быть только одно место жительства.

Временное отсутствие не означает перемену места жительства. Каждый гражданин может одновременно иметь  только одно место жительства. Оно  должно определяться с достаточной  точностью (с указанием населенного  пункта, улицы, номера дома, квартиры).

Свободный выбор места  жительства - одно из важнейших конституционных  прав человека (ст. 27 Конституции РФ), которое защищается гражданским законодательством как принадлежащее гражданину нематериальное благо (ст. 150 ГК РФ).

Наряду с понятием "место  жительства" в законодательстве употребляется понятие "место  пребывания" - место, где гражданин  находится временно. Для гражданского права значение имеет именно "место жительства", ибо именно с ним связаны многие гражданско-правовые явления. Так, знать место жительства должника, а в определенных случаях - кредитора необходимо для установления места исполнения обязательства (ст. 316 ГК РФ). По месту жительства определяется место открытия наследства.

Правовое значение места  жительства велико как для гражданского материального, так и для гражданского процессуального права. Место жительства имеет, как правило, определяющее значение для установления подсудности гражданских  дел. В правоприменительной практике важным правилом является предположение  нахождения гражданина в месте своего жительства, куда и направляются официальные  вызовы, извещения, судебные повестки.

Государство предоставляет  гражданину свободу в решении  вопроса о выборе места жительства. Однако это относится только к  дееспособным гражданам. В юридической  литературе существует понятие легального, то есть определенного самим законом, места жительства. Оно распространяется на место жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, а также на граждан, находящихся под опекой. Несовершеннолетние, не достигшие 14 лет, а также граждане, находящиеся под опекой, не могут  по своему усмотрению выбирать место  жительства: местом их жительства признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей, опекунов (ст. 20 ГК РФ). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет и граждане, дееспособность которых ограничена, могут выбирать место жительства с согласия родителей, усыновителей, попечителей.

 

2. Безвестное отсутствие

 

Регулирование гражданских отношений предполагает участие гражданина в правоотношениях. Возможны, однако, ситуации, когда длительное время никаких сведений о гражданине в месте его постоянного жительства нет. Предпринимаемые попытки его  разыскать также оказываются  безрезультатными. Возникает ситуация, когда имеется неопределенность в субъекте гражданских правоотношений. С одной стороны, он достаточно конкретно обозначен, с другой, его невозможно обнаружить. Чтобы избежать подобной неопределенности, во всех отношениях нежелательной, законом предусмотрены специальные правила, которые в совокупности образуют институт безвестного отсутствия, с возможностью последующего признания гражданина умершим. С помощью норм, входящих в эти институты, заинтересованные лица могут обратиться в соответствующие государственные органы и добиться устранения неопределенности в правовых отношениях, участником которых значится соответствующее лицо, либо, во всяком случае, свести к минимуму отрицательные последствия такой неопределенности.

Безвестное  отсутствие - удовлетворенный в судебном порядке факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установить место  его пребывания.

В науке  гражданского права сложились разные точки зрения; согласно одной из них основу института безвестного  отсутствия составляет презумпция смерти гражданина, по другой - презумпция жизни. Это относится к вопросу об основаниях признания безвестно  отсутствующим. Что же касается самого института безвестного отсутствия и его определения, то мнения опять-таки разделились. Одни считают, что нормы  института безвестного отсутствия регулируют последствия, возникающие  в связи с длительной неизвестностью место пребывания лиц, состоящих  в определенных правовых отношениях с гражданами и организациями, а  также порядок признания таких  лиц безвестно отсутствующими. Имеется  мнение, что безвестное отсутствие - есть юридическое состояние.

Итак, согласно абз. 1 ст. 42 ГК гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц (супруг, кредитор и т.п.) признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Обращение в суд именуется в данном случае не иском, а заявлением, и дело рассматривается в порядке особого производства (ст. 245 ГПК).

Обобщая можно придти к выводу, что для признания гражданина безвестно отсутствующим необходимо установить следующие факторы:

1. отсутствие  лица в месте его пребывания;

2. неизвестность  места пребывания этого лица;

3. невозможность  устранения такой неизвестности;

4. длительность  отсутствия, т. е. истечения сроков  отсутствия (не менее одного года);

5. действительное, а не умышленное (непреднамеренное) отсутствие лица.

Наличие данных о том, что отсутствующее  лицо умышленно скрывается от заинтересованных лиц, например, с целью уклонения  от уплаты алиментов, либо с целью  укрыться от уголовного преследования, служит безусловным препятствием для  вынесения решения о признании  лица безвестно отсутствующим.

Юридические последствия признания гражданина безвестно отсутствующим состоят  в следующем:

Во-первых, имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им, передается в доверительное управление. В соответствии с решением суда о  передаче имущества в доверительное  управление орган опеки и попечительства назначает управляющего и заключает  с ним договор о доверительном  управлении. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно  отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по иным обязательствам безвестно отсутствующего. Законом допускается назначение управляющего имуществом безвестно отсутствующего гражданина и до истечения года со дня получения сведений о месте его пребывания (п. 2 ст. 43 ГК). Управляющего в таком случае назначает орган опеки и попечительства своим решением, без обращения в суд. Управляющий выделяет средства гражданам, которых безвестно отсутствующий по закону обязан содержать (несовершеннолетние дети, нетрудоспособные родители и др.), а также погашает его задолженность по другим обязательствам.

Информация о работе Административная ответственность