Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 19:27, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть особенности налоговой задолженности и проанализировать порядок взыскания задолженности налоговой службой.
Данная цель будет достигнута решением следующих задач:
. дать понятие налоговой обязанности как института налогового права
. охарактеризовать особенности взыскания налоговой недоимки
. рассмотреть объем налоговых задолженностей в России.
Введение 3
1. Налоговая обязанность как институт налогового права 5
1.1 Понятие налоговой обязанности 5
1.2 Надлежащее исполнение налоговой обязанности 13
2. Характеристика взыскания налоговой недоимки 15
2.1 Механизм взыскания налоговой задолженности 15
2.2 Зарубежный опыт взыскания налоговой недоимки 21
3. Анализ налоговой задолженности в РФ 25
Заключение 31
Список использованных источников 33
Содержание
Введение
1. Налоговая обязанность
как институт налогового права
1.1 Понятие налоговой обязанности
1.2 Надлежащее исполнение
налоговой обязанности
2. Характеристика взыскания
налоговой недоимки
2.1 Механизм взыскания
налоговой задолженности
2.2 Зарубежный опыт взыскания
налоговой недоимки
3. Анализ налоговой
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Функционирование современной экономики, реализация социально-экономических программ немыслимы без государственных затрат и обеспечивающих их прибылей.
В настоящее время главными статьями доходов в Российской Федерации, как и других стран с рыночной экономикой, являются налоги и прочие обязательные платежи (это 7/8 доходов государственного бюджета). Налоговое администрирование сегодня - это основа обеспечения поступления налоговых платежей в финансовую систему РФ.
В тех ситуациях, когда налоговая обязанность не выполняется добровольно, необходимо подключать предусмотренные законодательством РФ механизмы принудительного взыскания задолженности. И тут очень важно, чтобы:
. эти способы и средства
давали возможность
. эти способы и средства
гарантировали соблюдение
На актуальность комплексного решения обозначенной проблематики указывает тот факт, что общественные отношения, которые складываются в ходе взыскания сумм недоимок, пеней и налоговых санкций, в независимости от различий в основаниях и условиях, обладают общими правовыми и экономическими признаками.
С правовой точки зрения, взыскание - такая реализация государством предусмотренных законом мер в сфере принуждения налогоплательщика к должному выполнению возложенных на него обязанностей и мер наказания в случае допущенных правонарушениях в сфере налогообложения. С экономической позиции, взыскание - это непременно расходы для налогоплательщика и источник доходов для государственного или регионального бюджета.
Объектом исследования в курсовой работе являются отношения между налоговой службой и налогоплательщиком.
Предмет - выявление задолженности налогоплательщика и механизм взыскания задолженности налоговой службой.
Цель курсовой работы - рассмотреть особенности налоговой задолженности и проанализировать порядок взыскания задолженности налоговой службой.
Данная цель будет достигнута решением следующих задач:
. дать понятие налоговой
обязанности как института
. охарактеризовать особенности взыскания налоговой недоимки
. рассмотреть объем налоговых задолженностей в России.
Итак, работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
1. Налоговая обязанность как институт налогового права
1.1 Понятие налоговой обязанности
В теории финансов
финансовую систему рассматривают, как
совокупность взаимосвязанных элементов
формами финансовых отношений и она отражает
специальные методы реального применения
финансовых рычагов в экономических процессах.
Реализация процесса управления финансовой системой страны, ее сферами и звеньями осуществляется специальными институтами и органами государственной власти и управления.
Поскольку рациональность финансовой системы обусловливается финансовыми отношениями, которые формируются в ее сферах и звеньях в процессе аккумулирования финансовых ресурсов и перераспределения ВВП, то эффективность ее функционирования в значительной степени зависит от налоговой системы, ведь эффективность деятельности последней влияет на уровень и своевременность наполненности бюджета, достаточность и полноты предоставляемых общественных благ.
Обоснование места и роли налоговой службы в финансовой системе нужно осуществлять в контексте системно-структурного подхода и рассматривать ее с позиции составляющей налоговой системы и как специальной системы органов управления в сфере мобилизации финансовых ресурсов государства, их взимания, учета и контроля.
На основании компонентно-структурного анализа сути налоговая система, исследователи пришли к выводу, что рассматривая его содержание с позиции системного подхода, следует отметить, что ученые в контексте включения органов налоговой службы в ее структуру подходят в узком и широком смысле, которые соответственно содержат такие положение:
Среди классиков отечественной науки сформировалась мысль, что налоговая система - это совокупность налогов, сборов, других обязательных платежей и взносов в бюджет и государственные целевые фонды, которые установлены действующим законодательством. В указанном контексте наблюдается отсутствие основного субъекта, на которого возложены основные функции организации и выполнения налоговой работы.
Итак, основная роль налоговой службы в финансовой системе государства заключается в следующем:
обеспечение взаимоотношения государства и налогоплательщиков с целью аккумуляции фондов денежных средств, для выполнения государством возложенных на него функций;
обеспечение организацию своевременности и полноты учета налогоплательщиков и контроль за соблюдением ими налогового законодательства.
К тому же активизация механизма управления, реализуемого через прямые и косвенные взаимоотношения между сферами финансовой системы, обеспечивается эффективностью и полнотой взимания налоговых платежей на всех уровнях бюджетной системы и проведением контроля за этим процессом.
Одной из задач органов налоговой службы, в соответствии с п.1 Налогового кодекса РФ, является обеспечение полноты и своевременности поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Согласно Кодексу в случае не выполнения налогоплательщиком в срок налогового обязательства, налоговые органы применяют следующие меры принудительного взыскания налоговой задолженности:
- за счет денег, находящихся на банковских счетах;
- со счетов дебиторов;
- за счет реализации ограниченного в распоряжении имущества;
4) в виде принудительного выпуска объявленных акций. [8]
Взыскание налоговой задолженности начинается с вручения налоговыми органами «Уведомления о погашении налоговой задолженности».
Действующим кодексом разъяснено понятие «врученного» налогоплательщику уведомления. Согласно Налоговому Кодексу уведомление считается врученным в следующих случаях:
- по почте заказным письмом с уведомлением - с даты отметки налогоплательщиком (налоговым агентом) в уведомлении почтовой или иной организации связи;
- электронным способом - по истечении 5 (пяти) рабочих дней со дня отправки уведомления органом налоговой службы. Данный способ распространяется на налогоплательщика, зарегистрированного в качестве электронного налогоплательщика. [11]
Направление уведомлений электронным способом позволит налогоплательщику в кратчайшие сроки выяснить причину образования налоговой задолженности и добровольно ее погасить.
В указанном уведомлении дается информация об обязанности уплаты налогов.
В отличие от большинства других финансовых правоотношений, администрирование налогов непосредственно связано с исполнением налоговой обязанности.
Под налоговой обязанностью понимается обязанность лица (налогоплательщика) перед государством по уплате налогов, возникающая в соответствии с налоговым законодательством, в силу которого налогоплательщик должен зарегистрироваться в налоговом органе, определять объекты налогообложения, исчислять налоги и другие обязательные платежи в бюджет, составлять налоговую отчетность, представлять ее в установленные сроки, уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет. [1]
Налоговая обязанность - конституционная публично-правовая обязанность (повинность), определенная Конституцией РФ и законодательством российского государства в интересах всех членов общества, предписывающая каждому юридическому или физическому лицу меру необходимого поведения и обеспеченная мерами государственного принуждения за ненадлежащее ее исполнение.
Эта обязанность устанавливается на основе юридических фактов, требований правовых норм и характеризуется сложной динамической структурой, отличающейся тем, что по мере накопления юридических фактов структура правоотношения развивается, преобразовывается: права и обязанности сменяют друг друга, дополняются новыми, видоизменяются и т. д. Как отмечено в ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных законодательством, и может быть возложена на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Можно согласиться с И.И. Кучеровым в том, что общую с налоговой обязанностью правовую природу проявляют, например, воинская обязанность (повинность), обязательная сдача (продажа) государству добытых из недр драгоценных металлов и камней или репатриация и продажа валютной выручки на внутреннем валютном рынке и т. д.[7].
С.В. Запольский прав, утверждая: «Налоговый или схожий с ним закон является моделью будущих правоотношений, не существующих на момент принятия закона и возникающих не иначе как при наличии предусмотренного законом факта. Поскольку невозможно существование прав и обязанностей без существования правоотношения, обязанность взноса денежных средств в бюджет возникает в момент возникновения правоотношения, а до этого должна рассматриваться как потенциальная (организационная) обязанность, так же как корреспондированное ей правопритязание [13]. Это замечание важно, так как необходимо разграничить организационную обязанность и правоотношение. Роль такой обязанности заключается в подготовке налогового правоотношения, предотвращении возможных нарушений и совершении необходимых организационных действий.
Организационную обязанность можно охарактеризовать как организационное состояние, содержащее будущие обязанности будущего налогоплательщика, а также будущие права налогового органа в правоотношении. В этой связи необходимо отметить, что некоторые организационные обязанности потенциального налогоплательщика в силу закона исполняются независимо от наличия фактов, обязывающих к уплате налога (например, сдача бухгалтерской и налоговой отчетности). Закон должен содержать такие нормы, чтобы уполномоченный государством орган был обязан заранее подготовить основание для точного и полного исполнения обязанности налогообязанным лицом при возникновении оснований по уплате налога.
Наряду с термином «налоговая обязанность» в научной литературе активно используется термин «налоговое обязательство». Категорию финансового обязательства первым в нашей стране ввел С.В. Запольский, приравнявший финансовые обязательства к гражданско-правовым[11]. В настоящее время ряд ученых - Д.В. Винницкий, С.В. Запольский, М.В. Карасева, И.А. Цинделиани и др.[9] - вместо терминов «налоговая обязанность», «обязанности по уплате налогов» используют термин «налоговое обязательство». Такое применение термина представляется небесспорным. Н.П. Кучерявенко справедливо отмечает, что вряд ли обязательство может отражать природу комплекса обязанностей налогоплательщика, имеющих безусловный и первоочередной характер. Более точным было бы использование термина налоговая обязанность как категории, обобщающей всю систему обязанностей налогоплательщика, связанных с уплатой налогов и сборов[6]. Налоговая обязанность, в отличие от гражданско-правового обязательства, хотя и является в некоей своей части также имущественной (например, регистрационные действия не являются имущественными), но носит не частноправовой, а публично-правовой характер.
Д.В. Винницкий подробно исследовал употребление терминов «налоговое обязательство» и «налоговая обязанность», в том числе и в практике Конституционного суда РФ[7]. В этой работе автор обращает внимание на то, что суд вводит и использует такие понятия, как «налоговое обязательство», «конституционное обязательство по уплате налогов», «конституционное налоговое обязательство» и т. п., часто смешивая эти понятия. Можно согласиться с тем, что используемые формулировки требуют уточнения и разграничения.
Доводы «за» и «против» использования термина консолидировала М.В. Карасева[3]. Основными доказательствами возможности существования категории «налоговое обязательство» наряду с гражданско-правовым обязательством являются:
· общая экономическая основа;