Анализ налоговой задолженности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть особенности налоговой задолженности и проанализировать порядок взыскания задолженности налоговой службой.
Данная цель будет достигнута решением следующих задач:
. дать понятие налоговой обязанности как института налогового права
. охарактеризовать особенности взыскания налоговой недоимки
. рассмотреть объем налоговых задолженностей в России.

Содержание работы

Введение 3
1. Налоговая обязанность как институт налогового права 5
1.1 Понятие налоговой обязанности 5
1.2 Надлежащее исполнение налоговой обязанности 13
2. Характеристика взыскания налоговой недоимки 15
2.1 Механизм взыскания налоговой задолженности 15
2.2 Зарубежный опыт взыскания налоговой недоимки 21
3. Анализ налоговой задолженности в РФ 25
Заключение 31
Список использованных источников 33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (НА).docx

— 52.41 Кб (Скачать файл)

Тревожным выглядит тот факт, что бремя растет именно в тех отраслях, где оно наиболее высокое (промышленность, связь). Если бы речь шла не об отраслях, а об отдельных предприятиях, то неравномерное изменение бремени можно было бы объяснить структурными сдвигами в экономике. Но применительно к отраслям такое объяснение не может иметь места, поэтому можно говорить о целесообразности отраслевого перераспределения налоговой нагрузки в направлении ее выравнивания.

Если говорить о льготах, то серьезным нападкам подверглась гл. 25 Налогового кодекса РФ за отмену инвестиционной льготы. В связи с этим считаем необходимым отметить следующее. Сетования по поводу отмены инвестиционной льготы во многом являются отражением общего преувеличенного представления о регулирующих возможностях налога вообще и налоговых льгот в частности. Поэтому следует критически относиться к таким, например, выводам: «Снижение ставок отдельных налогов при устранении многочисленных льгот не привело к заметному для бизнеса уменьшению общей налоговой нагрузки на предприятия. Ликвидация же льгот по налогу на прибыль, использовавшуюся для инвестирования, в условиях недоступности банковских кредитов лишило предприятия и этого стимула».

Если обратиться к цифрам, то картина предстает такой. В 2012 г. в консолидированный бюджет поступило 463 млрд. руб. налога на прибыль предприятий, что составило 90% от уровня предыдущего года. Предположим, что гл.25 НК РФ была задействована с 1 января 2012 г. и потому поступившая в казну сумма налога могла бы равняться 640 млрд. руб. (в предположении, что рост налога на прибыль идет примерно в одной пропорции с общим объемом налоговых доходов, что и имело место в 2010-2011 гг.). Таким образом, предприятия «сэкономили» на налоге 177 млрд. руб.

Заметим, что исходная гипотетическая сумма 640 млрд. руб. включает в себя и условно «произведенные» расходы на капитальные вложения, так как исчислена в пропорции от учитывающих такие расходы сумм. Теперь, сопоставим цифры в 2011 г. предприятия затратили около 300 млрд. руб прибыли по льготе на финансирование капитальных вложений, а в 2012 г. они при желании могли бы вложить на 85% больше. Таких темпов роста инвестиций ждать еще долго.

Разумеется, это средние и общие цифры. Отдельные предприятия, инвестировавшие до 50% прибыли, теряют на отмене льготы. Но будем иметь в виду, что налогообложение составляет одно из общих условий хозяйствования и обязано исходить именно из средних, общих, стандартных обстоятельств, которые, как мы видели, полностью оправдывают новый порядок обложения прибыли.

Налоговый кодекс, отменив так называемую инвестиционную льготу, в гл. 25 «Налог на прибыль организации» установил отдельной статьей (ст. 262) порядок учета расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Тем самым новый налоговый режим подталкивает предприятия к научно-техническому прогрессу и инновационным формам развития, обеспечивая новое качество экономического роста.

Общая сумма задолженности на 1 января 2012 г. по налогам, администрируемым МНС, налоговых санкций - 1111,7 млрд. руб

 

Неоднократно проводимые реструктуризации долгов увеличили долю отсроченных (рассроченных) платежей с 25,6% в 2008 г. до 36,7% в 2011 г. В 2012 г. их доля снизилась за счет резкого возрастания приостановленных к взысканию платежей, в чем отразился очередной всплеск налоговых споров (об этом речь пойдет ниже): доля приостановленных платежей за 2010 г выросла в два раза. К положительным сдвигам можно отнести выравнивание задолженности по бюджетам (ранее долг в федеральный бюджет рос заметно быстрее, чем в региональные). В 2012 г. основная часть задолженности приходится на федеральный бюджет: если в 2008 г. его доля составляла 53%, то через пять лет - 87%. В структуре задолженности основное место продолжает занимать НДС.

Отношение общей задолженности, включая пени и штрафы, на 01.01.2011 г. к сумме всех налоговых платежей в 2012 г. составило почти 48%. Оно за последние годы меняется к лучшему, но все еще остается значительным. Наиболее неблагополучное положение с самым крупным налогом - НДС: в 2012 г. задолженность по нему составила свыше 90% от поступлений. Причины этого можно видеть в сложном механизме платежей, включающем множественность расчетов и допускающем возможности уклонения от налогов. Отраслевой срез задолженности обнаруживает значительные колебания. Если в целом по экономике задолженность по налогам, штрафам и пеням, контролируемым МНС, составляла на 1 января 2011 г. 48% суммы налоговых поступлений, то по целому ряду отраслей картина гораздо более удручающая. За стопроцентный рубеж переступили: легкая и лесная промышленность. В сельском хозяйстве и в угольной промышленности задолженность превысила сумму налоговых поступлений в 3 раза. Но самым безнадежным должником в России, как ни странно, является негосударственное страхование. В 2012 г. эта отрасль уплатила 4,0 млрд. руб. налогов, при том что ее задолженность на 01.01.2011 г. (включая пени и штрафы) составила 34,7 млрд. руб. Этот долг образовался в 2009-2010 гг., когда шло резкое сокращение сети страховых организаций, к тому же сыграл свою роль и кризис: если на 01.01.2009 г. задолженность (без пеней и штрафов) равнялась 137 млн. руб. то уже через год долг составил 12.4 млрд. руб. Ясно, что, оказавшись во много раз «беднее» крестьян и шахтеров, страховщики не смогут выжить без принудительного страхования авто, жилья и еще много чего другого. Представленные вычисления можно представить в виде графиков, которые размещены на сайте nalog.ru.

Зависимость задолженности от налоговой политики чрезвычайно многообразна. Задолженность - это своего рода результирующий показатель качества налогов и их действия в конкретных условиях. Погодовой анализ задолженности позволяет сделать весьма логичный вывод о том, что и кризисные годы рост задолженности ускоряется. Отсюда следует, что решение проблемы долгов можно видеть в нормально развивающейся экономике, подтверждая ранее сделанный вывод: влияние экономики на налоги гораздо сильнее, чем обратное их действие. [15]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, по курсовой работе можно сделать следующие выводы.

Налоговый Кодекс РФ определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Обязанность по уплате налога возникает всегда при наличии объекта налогообложения. При этом налог устанавливается и вводится законом, его уплата носит принудительный характер, он уплачивается на основе безвозмездности; налог является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого назначения.

Из этой обязанности проистекает вероятность возникновения задолженности перед государством в виде пеней, штрафов и недоимок. Данная проблема актуальна не только для нашей страны, она имеет глобальный характер: и развивающиеся страны, и страны с передовой экономикой имеют проблемы с недоуплатой налогов от граждан и организаций.

Весь комплекс способов и методов погашения задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также штрафным санкциям и пеням, начисленным за нарушения налогового законодательства, можно разделить на три основные группы - принудительные, добровольные и добровольно - принудительные.

К принудительному погашению задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также штрафным санкциям и пеням, начисленным за нарушения налогового законодательства, следует отнести действия государственных налоговых инспекций, направленные на взыскание налоговой задолженности, образовавшейся у налогоплательщика в результате контрольной работы налоговых органов.

Добровольное погашение налоговой задолженности выражается в уплате недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также штрафным санкциям и пеням за нарушения налогового законодательства, как начисленной государственными налоговыми инспекциями в ходе контрольной работы, так и самостоятельно выявленной налогоплательщиком.

Добровольно - принудительное погашение налоговой задолженности - это действия налогоплательщика - недоимщика, направленные на погашение задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также штрафным санкциям и пеням, начисленным за нарушения налогового законодательства, осуществляемые под контролем соответствующей государственной налоговой инспекции и под угрозой наступления ответственности, установленной законодательством Российской Федерации

Хотя формирование основ современной российской налоговой системы в целом закончено, она не может считаться окончательно сформированной. Налоговая система должна будет динамично изменяться вместе с дальнейшим проведением социально-экономических преобразований.

 

 

 

Список использованных источников

 
1. Брызгалин А.В. НК РФ и российское налоговое законодательство: соотношение и взаимодействие // Налоговый вестник. - 2011. - №1.

2. Демин А.В. Налоговое право России // СПС "КонсультантПлюс".

3. Иванеев А.И. Налоговая составляющая бюджета 2011-12 годов // Финансы. - 2011. № 1.

4. Кучеров И.И. Налоговое право России. - М., 2012.

5. Лексин В., Швецов А.. Стереотипы и реалии российского бюджетного федерализма // Вопросы экономики. - 2013. - №1.

6. Макаров Д.Г. Уголовный кодекс в борьбе с теневой экономикой. Проблемы и перспективы. // Налоговый вестник, 2012. - №1.

7. Налоги в нашей жизни. Материалы научно-практической конференции "Человек и общество" / Юрьев В.М., Куприн А.В., Щербинин А.Т. - Тамбов, 2013.

8. Налоги и общество / Лапаева Н.Г. Учебное пособие. - Оренбург, 2012.

9. Пансков В.Р. Организационные вопросы налоговой реформы // Финансы, 2012. - № 1.

10. Российский статистический ежегодник: Стат.сб. УГоскомстат России. - М., 2011.

11. Рыманов А.Ю., Налоги и налогообложение: -М.:РГБ,2012

12. Соловьев И.Н. Реализация уголовной политики России в сфере налоговых преступлений: проблемы и перспективы. - М.: РГБ, 2011.

13. Тютин Д.В. Косвенные способы принуждения налогоплательщика к уплате налога // Сравнительное конституционное обозрение. - 2013. - №5.

14. Хурсевич С.Н., Сибиряков С.А. Бюджетная политика: учёт реальности // Финансы. - 2013. - №1.

15. Юринова Л.А., Налоги и налогообложение, Издательство: Питер.- 2012

 

 

 


Информация о работе Анализ налоговой задолженности в РФ