Федеральные налоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 18:11, контрольная работа

Описание работы

Проблема налогов - одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. Пожалуй, нет сегодня другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система это важнейший элемент рыночных отношений и от неё во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

Файлы: 1 файл

КР Федеральные налоги.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

1. Федеральные  налоги: общая характеристика.

 

Проблема налогов - одна из наиболее сложных в практике осуществления  проводимой в нашей стране экономической  реформы. Пожалуй, нет сегодня другого  аспекта реформы, который подвергался  бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система это важнейший элемент рыночных отношений и от неё во многом зависит успех экономических преобразований в стране. Поэтому к выдвигающимся предложениям о серьезной ломке созданной к настоящему времени налоговой системы необходимо подходить весьма осторожно, просчитывая не только сиюминутную отдачу от этих преобразований, но и их влияние на все стороны экономики и финансов.

Налоговая система –  это совокупность предусмотренных  законодательством налогов и  сборов, принципов, форм и методов  их установления или отмены.

Налоговая система Российской Федерации представлена тремя уровнями:

  1. Федеральные налоги и сборы;
  2. Региональные налоги и сборы;
  3. Местные налоги и сборы.

В моей работе речь пойдет о федеральных налогах и сборах, которые подробнейшим образом описаны  во второй части Налогового Кодекса  Российской Федерации1 (далее НК РФ).

Само понятие «федеральные налоги и сборы дано в пункте 2 статьи 12 НК РФ, которая гласит, что «федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым  кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации». Тогда возникает вопрос: что такое налог, и что такое сбор?

Согласно статьи 8 НК РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в  отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В настоящее время  на территории Российской Федерации действует восемь видов федеральных налогов и сборов, указанных в статье 13 НК РФ, а именно:

    1. налог на добавленную стоимость;
    2. налог на доходы физических лиц;
    3. налог на прибыль организаций;
    4. акцизы;
    5. налог на добычу полезных ископаемых;
    6. водный налог;
  1. сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
  1. государственная пошлина.

Необходимо отметить, что с 1 января 2010 года был отменен  ЕСН – единый социальный налог  и введены новые страховые  взносы на отдельные виды обязательного социального страхования. Поэтому отношения, регулируемых законодательством РФ о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по единому социальному налогу, истекших до 1 января 2010 г., осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ с учетом положений главы 24 части второй Налогового кодекса РФ, действовавшей до 1 января 2010 г.2

Несмотря на кажущиеся  различия, все фискальные платежи, входящие в систему налогов и сборов, обладают такими признаками, объединяющими их в единую налоговую систему, как:

      1. единство в подходах по их установлению и введению;
      2. единая структура юридического состава, то есть единый набор элементов налогообложения и сборов;
      3. единый подход к правовой регламентации процедуры установления и взимания названных платежей;
      4. единый механизм государственного понуждения, обеспечивающий надлежащую уплату этих налогов и сборов.

Федеральные налоги и  сборы являются источником формирования федерального бюджета, т.е. представляют собой первый уровень бюджетной системы и соответствующий ему уровень системы налогов и сборов. Следует так же отметить, что федеральные налоги вводятся исключительно Налоговым кодексом и как уже было сказано ранее обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.3

Как у любого правоотношения есть своя структура, единство которой  определяет совокупность ее элементов  как непосредственно «правоотношение», так и любой федеральный, а  так же региональный и местный налог имеет свою взаимосвязанную структуру, построенную по одному типу с другими, но в тот же самый момент имеющую свою неповторимую «начинку», позволяющую отличать каждый налог друг от друга. Итак, к элементам налогообложения, или элементам налога относятся:

- налогоплательщики,  или субъекты налогообложения;

- предмет и объект  налогообложения;

- налоговая база;

- налоговая ставка;

- налоговый период;

- порядок исчисления  налога;

- порядок и сроки уплаты налога.

Как известно, обязанность по уплате налогов и сборов возложена на нас самой Конституцией 4, а так же закреплена в налоговом законодательстве в статье 19 НК РФ, в которой указывается и то, кто является налогоплательщиком: «налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с действующим НК возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы». Следует отграничивать налогоплательщиков от налоговых агентов и сборщиков налогов, которые являются хоть и субъектами налоговых правоотношений, но по определению не имеющих обязанности по уплате налогов, как налогоплательщики. Различают два вида субъектов налогообложения: резиденты и нерезиденты в зависимости от принципа постоянного местопребывания (резидентства) на территории РФ.

Предмет налогообложения - это реальные вещи (земля, автомобили, другое имущество) и нематериальные блага (государственная символика, экономические показатели), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств. Предмет обусловливает и предопределяет объект налогообложения.

В соответствии со статьей 38 НК РФ «объект налогообложения - это объект, имеющий стоимостную или физические характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство по налогам и сборам связывает возникновение обязанности по уплате налога».

Следует отличать объект налогообложения  от источника налога. Под источником налога понимается доход (или имущество), из которого налогоплательщик уплачивает налог. Источником налога в хозяйственной деятельности предприятия выступают экономические показатели: себестоимость, финансовый результат; прибыль.5

      Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения». Налоговая база - один из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливается ст. 53 и 54 Налогового кодекса.

В соответствии со ст. 53 НК РФ налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговые ставки по федеральным налогам  устанавливаются Налоговым кодексом, а в отдельных случаях ставки федеральных налогов могут устанавливаться Правительством Российской Федерации в порядке и пределах, определенных Налоговым кодексом.

      Под налоговым  периодом понимается календарный  год или иной период времени  применительно к отдельным налогам,  по окончании которого определяется  налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи6.

Порядок исчисления налога - это порядок определения сумм налоговых платежей по конкретному виду налогообложения. Согласно ст. 52 НК РФ "налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот". В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

Что касается порядка  и сроков уплаты налога, то согласно статьи 58 НК РФ уплата налога производится единовременной выплатой всей суммы налога в установленные сроки как в наличной, так и в безналичной форме. Данный порядок (для федеральных налогов) устанавливается исключительно Налоговым кодексом РФ. Правила определения сроков уплаты налогов приведены в статье 57 НК РФ.

 

Остановимся более подробно на таких федеральных законах, как  налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организации  и налог на доходы физических лиц.

 

2. Налог на  добавленную стоимость.

Этому виду налога посвящена  глава 21 НК РФ. Налог на добавленную стоимость (НДС) относится к числу основных налогов и занимает наибольший удельный вес в доходах федерального бюджета. Как правило, бремя уплаты НДС лежит на конечных потребителях товаров и услуг, то есть налог является косвенным. Однако в отдельных случаях (при передаче товаров, работ и услуг для собственных нужд и выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления) поставщик является одновременно потребителем товаров и услуг, а, следовательно, и носителем налога.

Итак, согласно статьи 143 НК РФ плательщиками налога признаются:

- организации, а том  числе иностранные, осуществляющие  деятельность в Российской Федерации  через постоянные представительства;

-   индивидуальные предприниматели;

- лица, перемещающие товары через  таможенную границу РФ и выступающие  плательщиками НДС в соответствии  с таможенным кодексом РФ.

В свою очередь не являются плательщиками НДС организации и индивидуальные предприниматели, у которых налоговая база по НДС в течении трех предшествующих последовательных календарных месяцев не превысила без НДС 2 млн. руб. Согласно п.2 и 3 ст.145 НК РФ данная норма не применяется в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары, а также лиц, осуществляющих ввоз товаров на таможенную территорию России. Но и из этого правила есть исключение, так как в соответствии с определением Конституционного Суда от 10.11.2002г. №313-0 освобождение от уплаты налога может быть предоставлено плательщикам, осуществляющих одновременно реализацию подакцизных и неподакцизных товаров при условии раздельного учета этих операций. Основанием для получения права на освобождение от уплаты НДС являются:

-   письменное уведомление;

-   выписка из бухгалтерского баланса (для организаций);

-   выписка из книги продаж;

-   выписка из книги учета  дохода и расходов и хозяйственных  операций (для индивидуальных предпринимателей);

-   копия журнала полученных  и выставленных счетов-фактур.

Указанные документы должны быть представлены в налоговый орган не позднее 20-го числа, начиная с которого плательщик использует право на освобождение.

Освобождение от уплаты НДС предоставляется налогоплательщику  сроком на год и может быть продлено. Для этого в налоговый орган подаются перечисленные выше документы, подтверждающие сумму выручки за истекший период освобождения (за каждые три последовательных календарных месяца), и уведомление о продлении права на освобождение или об отказе от использования данного права.

В действующем НК главе 21 еще совсем недавно присутствовала статья 144, которая определяла порядок постановки на учет в налоговый орган в качестве налогоплательщика НДС. Однако в силу принятого 27 июля 2010 года Федерального закона № 229 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации…» эта статья утратила силу в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования. Исходя из этого в главе 21 настоящего кодекса нет самостоятельного требования к организациям и ИП о постановке на налоговый учет в качестве налогоплательщика НДС - статус такового юридическое лицо или индивидуальный предприниматель получают автоматически при общей поставке на налоговый учет в соответствии со статьей 83 НК РФ.

Объектом налогообложения согласно налогового законодательства7 выступают такие операции, как:

    1. реализация товаров, услуг, работ на территории РФ;
  1. передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организацией;
  1. выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  2. ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Перечисленные выше операции не подлежат обложению НДС, если они  совершаются в интересах органов  государственной власти и местного самоуправления в рамках выполняемых ими полномочий.8

Информация о работе Федеральные налоги