Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 18:45, курсовая работа
Государство не может реализовать свою внешнюю и внутреннюю политику, обеспечить выполнение социально- экономических программ ,не располагая финансовыми ресурсами , а также не осуществляя финансовый контроль за законным их формированием и расходованием.
Введение……………………………………………………………….……………………3
Глава 1. Сущность финансового контроля……………………………………………….4
1.1 Принципы и задачи финансового контроля………………………………………...4
1.2. Органы, осуществляющие финансовый контроль…………………………….……7
1.3.Виды финансового контроля. Сроки осуществления финансового контроля……11
Глава 2 Государственный финансовый контроль……………………………………….13
Глава 3 Негосударственный финансовый контроль……………………………………17
Глава 4. Развитие финансового контроля Российской Федерации………….………..22
Заключение……………………………………………………………………….………..30
Список литературы………………
Отношения аудиторской фирмы с клиентами оформляются договором с оплатой услуг по установленным ценам.
В соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 6 «Аудиторское заключение по бухгалтерской отчетности» после проведения аудиторской проверки аудитор составляет аудиторское заключение с выражением мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.
Аудиторское заключение может быть:
1) безусловно положительное – составление такого заключения означает, что отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период;
2) условно положительное – означает, что за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период;
3) отрицательное – означает, что в связи с определенными обстоятельствами отчетность подготовлена таким образом, что не обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период.
Аудитор имеет
право отказаться от составления
заключения, если в результате определенных
обстоятельств аудиторская
По мере становления и развития рыночных отношений расширяется сфера действия аудиторского контроля в России и одновременно повышаются требования к качеству аудита и профессиональному уровню аудиторов.
Основным критерием оценки качества аудиторской проверки является соблюдение правил и стандартов аудиторской деятельности.
Глава IV Развитие финансового контроля в Российской Федерации
. Осуществляемый ныне
государственный финансовый контроль
не носит превентивного профилактического
характера. Связано это с тем, что он выступает,
как правило, регистратором нарушений,
а не инструментом их предупреждения.
Государственные контролеры, фиксируя
нарушения и недочеты в организации движения
денежных средств, мало уделяют внимания
тем правовым прорехам в российском законодательстве,
которые порождают эти злоупотребления
и нарушения. Более того, мало уделяется
внимания тому, чтобы нанесенный экономике
страны ущерб был бы возмещен полностью
и в кратчайшие сроки.
Недостатки в содержании и нацеленности
государственного финансового контроля
во многом связаны с несовершенством его
организационного построения. Наличие
множества контролирующих структур различной
ведомственной подчиненности с одинаковыми
или похожими функциями затрудняет и осложняет
их работу. Между органами, осуществляющими
государственный финансовый контроль,
нет должной координации; они не увязаны
в единую, стройную систему, все составные
части которой работают в едином ритме,
преследуют единые цели – обеспечение
полноты и своевременности формирования
ресурсов в распоряжении государства,
сохранности и эффективного использования
государственной собственности, законности,
высокой результативности и целевого
расходования всех государственных средств.
Именно поэтому сегодня назрела необходимость
радикальных изменений не только в содержании
государственного финансового контроля,
но и в его организации, правовом обеспечении,
ином, чем прежде, взаимодействии контролирующих
органов.
Понимание необходимости существенных
изменений в сфере государственного финансового
контроля отнюдь не означает единства
во взглядах разных авторов на содержание
и последовательность проведения предстоящих
преобразований. Эти разногласия в подходах
привели к тому, что до сих пор в стране
не только не принят закон о государственном
финансовом контроле, но и не создана соответствующая
ему согласованная концепция, отражающая
принципиальные позиции государства в
части построения и функционирования
в России системы государственного финансового
контроля. Принятие такой концепции, а
на ее основе – и закона было бы значительным
шагом вперед на пути создания действенной
системы контроля.
Соглашаясь с тем, что одним из принципиально
важных вопросов разрабатываемой концепции,
а затем – и закона о государственном
финансовом контроле, является вопрос
о создании в России системы ГФК, следует
одновременно подчеркнуть, что само понятие
«система государственного финансового
контроля» довольно часто трактуется
лицами, использующими его, очень по-разному.
Подобному разночтению способствует то,
что названное понятие может рассматриваться
в разных аспектах, и в зависимости от
этого его составляющими могут выступать:
элементы контрольно-финансовой деятельности
(субъекты и объекты контроля, принципы
контроля и т.д.), совокупность которых
позволяет судить о технике и технологии
финансового контроля; взаимосвязанное
единство видов, форм и методов финансового
контроля; субординированная по уровням
финансового управления система органов
финансового контроля; и т.д. Положение
усугубляется тем, что в современной России,
продекларировавшей самостоятельность
каждого уровня государственной власти
в пределах предоставленных ему полномочий,
ликвидирована вертикальная подчиненность
органов власти и их финансовых подразделений,
имевшая место в советское время. Поэтому
сегодня, говоря о необходимости создания
российской системы государственного
финансового контроля, следует акцентировать
внимание на том, что она должна быть выстроена
заново с использованием таких методологических,
организационных и правовых основ, которых
не существовало в условиях унитарного
советского государства с его административно-командными
методами управления. При этом следует
помнить, учитывая в том числе и зарубежный
опыт, что развитие децентрализованной
рыночной экономики может быть обеспечено
лишь при условии строгого и последовательного
контроля, особенно в бюджетной сфере.
Важнейший вопрос, который должен быть
решен в концептуальном аспекте – это
вопрос о сфере распространения государственного
финансового контроля. Период либеральных
преобразований 90-х гг. ХХ века сопровождался
в России значительным ослаблением государственного
финансового контроля, существенным сокращением
сферы его распространения. Связано это
было с тем, что государственный финансовый
контроль на первом этапе рыночных преобразований
в России рассматривался как антипод либеральной
модели рыночной экономики. Однако более
внимательное изучение зарубежного опыта
осуществления государственного финансового
контроля и просчеты, ярко проявившие
себя в российской практике последних
лет, показали, что подобный взгляд на
государственный финансовый контроль
не только не оправдан с теоретических
позиций, но и наносит колоссальный вред
российской экономике, терпящей многомиллиардные
убытки от неоправданного сокращения
сферы государственного контроля, разобщенности
направлений его осуществления, неэффективности
применяемых методов и несовершенство
правовой базы.
Огромная роль в процессе исполнения бюджетов
отводится исполнительным органам власти
и их финансовым структурам, которые обязаны
скрупулезно проверять правильность и
целевой характер использования предприятиями
и организациями, в том числе негосударственного
сектора экономики, выделенных им бюджетных
ассигнований. При этом ведущую роль в
осуществлении бюджетного контроля играют
Минфин России и министерства финансов
в субъектах Российской Федерации; они
тщательно контролируют составление и
исполнение бюджетов, проверяют обоснованность
проектов смет и расчетов, составляемых
к проектам бюджетов, целесообразность
выделения бюджетных средств в запланированных
суммах, законность их расходования, состояния
сметно-штатной дисциплины.
Неотъемлемой составной частью государственного
финансового контроля в России должен
стать контроль, осуществляемый в корпоративном
секторе экономики. Его специфика заключается
в том, что он нацелен на проверку сохранности
государственной собственности, ее преумножение
и эффективное использование. Сегодня
ни в коем случае нельзя допустить продолжение
тех процессов середины 90-х годов XX в.,
которые были направлены не на цивилизованное
разгосударствление государственной
собственности, а на ее разбазаривание,
увод наиболее привлекательных государственных
активов в оффшорные зоны, существенное
уменьшение доли государственной собственности
путем несанкционированных эмиссий и
т.п.
Систематически проводимый, всеобъемлющий
и всесторонний государственный финансовый
контроль со стороны специализированных
контрольных органов должен способствовать
рентабельной работе государственных
предприятий, ставить непреодолимый барьер
на пути незаконного банкротства государственных
структур, вести осознанную и целенаправленную
борьбу с дополнительной не санкционированной
ФКЦБ эмиссией. В борьбе за сохранность
и эффективность использования государственной
собственности должна быть существенно
повышена роль контрольно-ревизионного
подразделения Министерства финансов
Российской Федерации и соответствующих
структурных подразделений финансовых
органов в субъектах РФ, которые обязаны
полностью охватить контрольными мероприятиями
все объекты государственной собственности.
Органичной составной частью государственного
финансового контроля должна стать финансовая
разведка тех процессов, которые связаны
с существованием в России «теневой» экономики.
Государственный контроль за финансовыми
операциями включает в себя сбор информации,
мониторинг и анализ содержания самих
операций с целью выявления аномальных
изменений в финансовых потоках (как по
внутренним, так и международным трансакциям)
в территориальном разрезе, а также между
финансовыми посредниками по видам операций.
При этом в нормативных актах, направленных
на противодействие «отмыванию» преступных
доходов, подчеркивается, что сбор информации
для мониторинга на первом этапе финансовой
разведки не предполагает раскрытия клиента,
т.е. обеспечивается сохранение банковской
и коммерческой тайны. Если же в дальнейшем
обнаруживаются аномальные изменения
в финансовых потоках, то тут уже оперативно
проводится более глубокое изучение всей
имеющейся информации. Таким путем могут
выявляться противоправные действия,
в том числе и связанные с «отмыванием»
доходов, полученных преступным путем.
В том случае, если в ходе анализа будут
обнаружены признаки преступления, то
вся информация должна направляться в
правоохранительные органы в соответствии
с их компетенцией.
В Российской Федерации в ходе экономических
реформ и перехода на рыночную экономику
была в основном сформирована принципиально
новая финансовая система, отличная от
прежней планово-централизованной организации
финансов СССР. Этот процесс формирования
новой финансовой системы в России еще
не закончен. Проблема эффективности ее
функционирования, воздействия на реальную
экономику остается одной из самых актуальных
в части обеспечения стабильности и экономического
роста. В решении этих проблем важное значение
имеют совершенствование структуры и
деятельности институтов государственных
финансов, в том числе организация действенного
государственного финансового контроля.
Проблема управления финансами, финансовый
менеджмент, в рыночной экономике на различных
уровнях, начиная от предприятия, их объединений
и ассоциаций, в холдингах и, конечно, на
всех уровнях государственной власти
приобретает особое, а в экономическом
отношении центральное значение. Это обусловлено
тем, что в рыночном хозяйстве стоимостные,
денежно-финансовые пропорции определяют
формирование материально-вещественных
пропорций, пропорций реальной экономики.
Они диктуют развитие технократических
структур и поведение предпринимателей.
Формирование бюджетов государственной
и муниципальной власти определяет их
возможности в решении социально-экономических
проблем, встающих перед страной или регионом.
В практической жизни эта зависимость
всегда проявляется в простом требовании
– прежде чем решать какую-либо реальную
задачу (развитие отрасли, помощи регионам
и т. д.) надо найти денежные, финансовые
средства. Чтобы реализовать эту задачу,
необходимо довести денежные, финансовые
средства до конечного исполнителя. На
каждой из этих стадий должен быть обеспечен
государственный финансовый контроль.
Целями консолидированной
системы государственного финансового
контроля должны быть:
содействие повышению эффективности финансовой
системы России в целом и ее каждого звена,
ее воздействия на рост эффективности
реальной экономики и решение социальных
задач;
принятие самых действенных мер для выявления
фактов коррупции, экономических и финансовых
нарушений действующего законодательства,
привлечению виновников к ответственности
в соответствии с законом;
проведение аналитической работы по эффективности
использования финансовых ресурсов и
выработка прогнозов, соответствующих
предложений для законодательной и исполнительной
властей.
Государственный финансовый
контроль должен выполнять функции
общегосударственного финансового
контроля, который осуществляется уполномоченными
государственными органами и в пределах
их компетенции в любой сфере
экономики и управления, а также
ведомственный финансовый контроль,
проводимый министерствами и ведомствами
в отношении подведомственных им
предприятий и организаций. Исходя
из этого, считаем, что функции консолидированной
системы государственного финансового
контроля должны заключаться в следующем:
проведение предварительного, текущего
и последующего государственного контроля
образования и использования финансовых
средств посредством ревизий, проверок
и других форм финансового контроля;
организация государственной и муниципальной
финансовой контрольной работы на различных
уровнях и в различных звеньях финансовой
системы;
первостепенное внимание придается бюджетному
контролю;
координация контрольной финансовой работы
различных министерств и ведомств;
изучение и анализ работы всей системы
органов государственного финансового
контроля, их воздействие на повышение
эффективности социально-экономического
развития страны и отдельных регионов;
в случаях необходимости выступление
с законодательной инициативой;
привлечение к ответственности нарушителей
финансового законодательства и финансовой
дисциплины, а в случае достаточности
оснований передачи дела в следственные
органы.
Заключение
Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются государственным устройством страны. Финансовый контроль в России особенно актуален в период перехода от командно-административных к рыночным формам управления экономикой. По мере развития рыночной экономики, тем более с усилением ее социальной ориентации, контрольно-финансовые функции государства все более усложняются.
В ходе исследования данной
проблемы выясняется, что финансовый
контроль охватывает своим воздействие
на общественные отношения в процессе
создания, распределения и использования
государственных денежных фондов. Финансовый
контроль распространяется не только
на финансовые, но и на определенный комплекс
хозяйственных отношений, о чем свидетельствуют
многочисленные акты ревизий, проверок
хозяйственно-финансовой деятельности
любого хозяйствующего субъекта. Таким
образом, финансовый контроль -это контроль
за финансовой и
Финансовый контроль осуществляется
в установленном правовыми
Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, а также эффективному использованию финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансового контроля является важнейшим условием обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности, экономического и эффективного использования бюджетных, заемных и собственных средств, укрепления финансовой дисциплины.
Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта; налоговый контроль и другие направления.
Финансовый контроль имеет
важное значение для реализации финансовой
политики государства. Реализацию финансовой
политики обеспечивает совокупность мероприятий
государства, направленных на мобилизацию
финансовых ресурсов, их распределение
и перераспределение для выполнения государством
его функций и программ. Важнейшее место
среди этих мероприятий принадлежит правовой
регламентации форм и норм финансовых
отношений. Финансовая политика
должна быть направлена, прежде всего,
на формирование максимально возможного
объема финансовых ресурсов, так как
они — материальная база любых преобразований.
Следовательно, для определения и формирования
финансовой политики нужна достоверная
информация о финансовом положении государства.
Для решения этой проблемы я хочу предложить два варианта:
Во-первых, хочется надеяться, что законодатели (с учетом и собственного опыта) найдут приемлемый способ вернуть понятие ревизии в Бюджетной кодекс РФ. Возможности для этого есть. Поправки, внесенные в Бюджетный кодекс РФ, не являются последними. В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2002 год" наряду с высокой оценкой роли Бюджетного кодекса РФ отмечено, что отдельные положения этого документа нуждаются в доработке.
Во-вторых, очевидно, что основным документом, в котором положения подготавливаемой концепции государственного финансового контроля найдут правовое выражение и закрепление, станет соответствующий федеральный закон. Скорее всего, это будет закон о государственном финансовом контроле, проекты которого существуют уже не один год.
Список литературы
1.Горбунов О.Н., Грачева Е.Ю., Быля А. Б. Финансовое права: Учебник М:Юрист,2008
2.Исследования Академии коммерчески наук / Сборник научных трудов и информации. Выпуск 1. – М.: Маркетинг, 2002.
3. Крохина Ю.А. Финансовое право России:Учебник-М:норма,2007
4. Павлов П. В. Финансовое право:Учебник.-М:Омега-Л,2008
5.Петрова Г.В. Финансовое право:Учебник.-М: ТК Вебли,2006
6.Система государственного финансового контроля: организационно-управленческий аспект (и программа научного исследования). – М.: ИЭ РАН, 2001
7. Терехова Е.В.Негосударственный финансовый контроль,2006
8.Финансовое право. Учебник/отв.ред.Н.И.Химичева.-
9. Финансовое право России. Актуальные проблемы: А.А.Ялбулганова,2007
10.Финансовое право. Учебник-С.В. Запольский.-Российская академия правосудия,2006
11.Химичева Н.И., Покачалова Е.В., Финансовое право,2007
Информация о работе Финансовый контроль в Российской Федерации